Впереди экзамены. Что делать с эмоциями?!
материал по психологии (9, 11 класс)
Статья с практическими рекомендациями для обучающихся в предверии экзаменов и зачётных мероприятий
Текст также опубликован по ссылке: vk.com/@krasnoborovavs
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vperedi_ekzameny.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Впереди экзамены. Что делать со своими эмоциями?!
Бывает, что в мой кабинет вы приходите со словами: «Так-то ничего серьезного не случилось, но мне плохо», или «Ничего толком не произошло, а я сильно переживаю». Бывало такое?
Задумывались ли вы, почему так? Почему, когда в жизни, вроде бы, ничего такого плохого не происходит, а эмоционально мы чувствуем себя, мягко говоря, не очень? Отвечаю: потому что эмоции в рождаются в ответ на наши мысли. То есть мы испытываем радость или печаль в зависимости от того, как мы относимся к событию, какой смысл вкладываем в него.
Пример. Вашей учебной группе предстоит экзамен по какой-то дисциплине. Студент А думает: «Я отлично знаю предмет, я добросовестно отработал семестр, а теперь этот экзамен – отличная возможность мне показать себя».
Студент Б думает: «Какой ужас, что придётся рассказывать устно преподавателю, я точно опозорюсь и перед ним, и перед ребятами».
Дальше не трудно догадаться, какие эмоции испытывают студенты А и Б, и что это будут диаметрально разные чувства. При этом даже знание предмета отходит на второй план. Ведь А гордится собой и хочет продемонстрировать свой успех. Тогда как Б боится мнения преподавателя и сокурсников.
Схематично, процесс можно обрисовать так:
- Происходит событие, или мы просто его представляем себе
- У нас проскакивает мысль о том, что это событие для нас значит. Эти мысли ещё называют автоматическим, потому что их бывает крайне сложно заметить, настолько они быстрые.
- Рождается эмоция в ответ на наши мысли.
Если про экзамены. Паника – ваш враг. Вы не всегда можете изменить ситуацию или событие. Но контролировать свои мысли и чувства вы вполне можете. Для этого:
- Останавливаем поток мыслей. «Это ужас, катастрофа, я завалюсь, запнусь, забуду…» Важно прервать этот поток. Просто «СТОП!»
- Отвлекаемся. Можно дышать: выдох длиннее вдоха. Это помогает успокоить сердце и снять панику. Можно смотреть в окно и сосредоточить взгляд на чём-то: считать количество окон в соседнем здании, например.
- Если мысли так и рисуют катастрофу, доведите эту катастрофу до абсурда: «Да, именно из-за того, что вы запнётесь в программе, вы станете дворником-недачником» - вот серьёзно, вы этому верите? Здесь очень помогает юмор.
- Ещё помогает рассмотреть самый страшный и самый лучший вариант развития событий. А затем нарисовать в воображении наиболее реальный сценарий, как всё произойдёт.
- Слова «должен», «обязан», «всё и всегда» - это маркеры ваших неразумных убеждений, тех самых автоматических мыслей. Если вы их за собой замечаете, изменяйте их на более полезные. Поясню. Вместо «я всегда должен получать только 5» - «Было бы очень приятно иметь только 5». Чувствуете разницу? Или: «Я всё и всегда делаю без ошибок, если я ошибусь, значит я неудачник, который не умеет справляться с собой». Такое убеждение можно заменить: «Хорошо бы, чтобы у меня получалось всё делать правильно, это очень приятно и поднимает самооценку. Но иногда эмоции могут помешать даже очень профессиональному музыканту».
Что делать при подготовке к экзаменам:
- Замечайте, когда вы говорите себе «должен», «обязан». Записывайте эти фразы и переформулируйте в более мягкие «хорошо бы», «это было бы замечательно», «хотелось бы».
- Когда ваше настроение резко изменилось к худшему: остановитесь и вернитесь к тому, о чём вы думали. Может быть, у вас проскочила мысль про то, как вы интерпретируете какое-то событие. Даже казалось бы однозначно негативные вещи разные люди переживают совершенно по-разному. Во многом это происходит из-за того, что они вкладывают каждый своё значение. Задайте себе вопрос: какой смысл лично для вас имеет то или иное событие? Что именно для вас значит, если вы, например, не сможете блестяще сдать экзамен?
- Проигрывайте страшные события в воображении. Только не останавливайтесь на самом страшном моменте. Вот вы приходите на экзамен. Куда вы сядете, что будете делать? Вот произошло то, чего вы боялись. Что будет потом? А через 5 минут? Через 30? Что вы будете делать на следующее утро?
Когда мы чего-то сильно боимся, наше мышление ограничивает нас только самым ужасным. Мы перестаём думать вперёд, дальше. Но иногда оказывается, что катастрофа и ужас ужасный будет происходить всего-то несколько минут. А потом жизнь продолжится, и вы найдёте способ справиться, даже если случилось самое неприятное.
- Тренируйтесь. Если вы боитесь играть или петь перед кем-то, зовите кого-то вас послушать, пока занимаетесь. Если вы с трудом спрашиваете что-то у преподавателей, намеренно спрашивайте у каждого на каждом занятии хоть что-то. Во-первых, вы почувствуете, что «не так страшен чёрт, как его малюют». А во-вторых, научитесь преодолевать этот страх.
А если всё-таки эмоции вас накрыли с головой и вы самостоятельно с ними не справляетесь, приходите ко мне. Будем вместе разбираться. Удачи всем на зачётах, экзаменах, ГОСах. Вы ведь знаете, что душой я за вас за всех болею и всегда желаю вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для экзамена по дисциплине "Основы латинского языка и медицинской терминологии", специальность 060109 Сестринское дело.
Для итоговой аттестации студентов 2 курса по дисциплине "Основы латинского языка и медицинской терминологии" по специальности 060109 Сестринское дело базовый уровень (51) были подготовлены 31 практиче...
Что на самом деле лучше - ЕГЭ или «экзамены по билетам»?
Размышления о ЕГЭ...так что на самом деле лучше? В этом 2015 году экзамен по математике решили разделить на базовый и профильный, к русскому языку добавилось сочинение по литературе, к 2020 планируетс...
Разработка открытого урока в 9 классе в рамках недели «Впереди экзамены" «Целые уравнения и его корни»
Разработка урока...
Пожарному делу учиться - вперед пригодится!
Презентация...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения экзамена по ОУДб.01 Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения экзамена по ОУДб.01 Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр...
КИМ для проведения комплексного экзамена по дисциплинам ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП. 07 Фармакология для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2022-2023
КИМ для проведения комплексного экзамена по дисциплинам ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП. 07 Фармакология для специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Банк тестовых заданий для проведения 1 этапа экзамена по дисциплине ОУД.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2020-2021
Банк тестовых заданий для проведения 1 этапа экзамена по дисциплине ОУД.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...