Тренинг "МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!"
статья по психологии

Ольга Анатольевна Быкова

Тренинг для подростков по профилактике суицидального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог    О.А Быкова

Тренинг для подростков по профилактике суицидального поведения.

Тема: «МЫ выбираем жизнь!»

Цель. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Задачи. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни; развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектив; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития. Разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.

Оборудование.

1. Небольшой мешок или коробочка, куда будут складываться различные вещи.

2. Различные маленькие предметы: зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. - по количеству участников (см. упр. «Мешок идей»).

3. Видеоролик «Я хочу жить»

Структура занятия.

1. Вводные слова по теме занятия.

2. Разминка Упражнение. «Здравствуйте»

3. Мозговой штурм «Жизнь это…»

4.Упражнение: «Прекрасный сад».

5. Упражнение «Мешок идей»

6. Упражнение « Опускающийся потолок»

7. Теория «Стратегии выхода из кризисной ситуации»

8. Упражнение «Способы улучшения настроения»

9. Рефлексия «Самое важное сегодня...»

1. Вводные слова по теме занятия.

Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю нашу жизнь вверх тормашками.

А пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.

1. Упражнение. «Здравствуйте»

Пояснение: Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники перемешиваются, контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизирует наблюдательность и аналитические способности.

2. Мозговой штурм «Жизнь это..»

Цель. Осознать ценность жизни; развивать умения находить позитивные стороны жизни.

Обучающиеся записывают свои ассоциации к слову жизнь.

 3.Упражнение: «Прекрасный сад».

Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.

Затем ребятам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.

Вывод: Предлагается всем полюбоваться на «прекрасный сад». Замете, всем хватило место, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание.

Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться, получить специальность, работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.

Делается фото плаката.

 Обсуждение.

Может ли жизнь состоять только из радости или только из горя?

ВИДЕО

Цель: осознание ценности жизни.

Обсуждение.

- Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций – и в себе, и во внешнем мире.

4.Упражнение «Мешок идей»

Пояснение: Для этого упражнения вам понадобится специальный реквизит: мешок с различными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько, сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения достаются из него. Вещи достаются как бы на ощупь, та, которая первая попалась в руку.

В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут озвучивать любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи, предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях искать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление, которое также очень пригодится вам в жизни.

Инструкция: Выберите первого, кто начнет упражнение. Пусть он вытянет из «мешка идей» любой предмет. После этого произнесите инструкцию:

А теперь нужно подумать, как этот предмет может помочь тебе выйти из кризисной ситуации, в которую ты попал.

Нужно начать свободно ассоциировать, мысленно связывать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом - с тем, как это может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи, ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно.

Лучше, если над каждой ситуацией поработает вся группа, таким образом, появится множество свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытягивает свой предмет, и упражнение повторяется.

Комментарий: Пусть группа помогает каждому человеку, но только после того, как он сам предложил первые идеи!

6. Упражнение « Опускающийся потолок»

Выбирается один участник. Над  его головой держат лист ватмана и постепенно опускают. Участнику говорят, что потолок падает.

Анализ упражнения: Какие у вас ощущения после этого упражнения?

Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из кризиса? На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже самые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом.

Сегодня мы еще поговорим о том, как искать внутренние ресурсы.

Анализ упражнения:

Удалось ли вам погрузиться в эту ситуацию?

Почувствовать реально те чувства, которые человек испытывает в подобной ситуации?

Чья пантомима вам понравилась больше всего?Что вы чувствуете сейчас, после упражнения?

Оказавшись в кризисной ситуации, что нужно было сделать, чтобы найти выход из нее?

На примере этого упражнения можно выделить несколько поведенческих стратегий:

1) ждать, пока кризис накроет тебя окончательно, и не совершать при этом никаких действий (лечь и ждать пока потолок опустится);

2) сопротивляться обстоятельствам, которые сильнее нас (стараться остановить потолок, сопротивляться тому, что он опускается);

3) искать помощи (стучаться в дверь - авось откроется? - и звать на помощь);

4) бороться изо всех сил и найти единственный выход (биться в дверь, сломать ее в итоге и выйти на свободу - выжить!)

Смотрите, в такой ситуации кажется, что нет спасения, но если его искать и бороться, выход найдется.

. 7.Теория «Стратегии выхода из кризисной ситуации»

Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:

1) Преобразование.

Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы - внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком. Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась. Притча: «О колодце и осле».

Осел упал в колодец, старик не смог его вытащить. И решил, что колодец старый, и он давно хотел его засыпать, да и осел уже не работник. Решил засыпать вместе с колодцем и осла. Старик стал кидать землю в колодец, а осел стряхнет землю с себя, да и ногами утопчет. Старик кидал землю, а осел стряхивал ее с себя, да и утаптывал ее. Так и выбрался осел из колодца.

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. Каждая проблема, это камень, который жизнь кидает в вас.

Помните, что вы справитесь с любой неприятностью и выдержите любые испытания, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

2) Приспособление.

Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком - ложимся и ждем).

3) Поиск защиты.

Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны).

Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют. В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы готовы его поддержать. Мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;

4) Саморазрушение.

Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.

8.Упражнение «Способы улучшения настроения»

Цель: Развивать навыки взаимодействия; формировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость.

Участники объединяются в несколько групп.

Задание: перечислить как можно больше способов улучшения настроения. (Рисование, танцы, пение, музыка, хобби, прогулка, разговор с другом ит. п)

После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.

Обсуждение.

Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?

Какие помогают лучше?

 Притча: «Сам слепи свое счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

-Слепи мне счастье – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вопрос: Какой смысл этой притчи?

Вывод: Все в ваших руках.

Ведущий: Ребята, обучаясь в колледже, за это время вы хорошо познакомились друг с другом, а кто-то и подружился.

Сейчас прошу подойти ко мне десять человек

Упражнение:

Участникам надо выстроиться в одну шеренгу по датам месяца своего рождения. Построиться надо молча не переговариваться.

Ведущий: Вот так и в жизни бывает трудно найти свое место. Тебя будут толкать, пихать, отталкивать. Будут жизненные испытания и неприятности.

Упражнение: «Аплодисменты»

Участники образуют круг, в центре круга стоит стул. Каждый участник становиться на стул и называет одно свое положительное качество, и остается стоять на стуле несколько секунд. Остальные участники тренинга хлопают в ладоши.

Вопрос: Смущали ли Вас аплодисменты, или приятно было их слушать?

Упражнение: «Вверх по радуге»

(снятие тревожных ощущений)

Звучит спокойная мелодия.

Ведущий. Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза представьте красивую, разноцветную радугу. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с воздухом вы взбираетесь вверх по радуге (задержите дыхание), а выдыхая – съезжаете по ней в низ (и все плохое, негативное выдыхаете, избавляетесь от него). И так несколько раз.

Вопрос: Что вы при этом испытывали?

9.Рефлексия «Самое важное сегодня…»

Каждый участник по очереди заканчивает предложение «Самым важным для меня сегодня было…»

Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь. Ищите! Боритесь! И удачи вам!

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210421_152402.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления агитбригады "Мы выбираем жизнь"

Данный сценарий составлен для пропаганды здорового образа жизни во Всемирный день "Отказа от курения". Возрастная категория учащихся 8-11 классы. ...

я выбираю жизнь!!!

проблемы наркомании...

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....