"Особенности адаптации первоклассников в сельской школе"
статья по психологии
Материал об особенностях адаптации первоклассников в сельской школе может быть полезен учителям начальных классов, родителям первоклассников и начинающим педагогам-психологам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptatsii_pervoklassnikov_v_selskoy_shkole.docx | 16.36 КБ |
osobennosti_adaptatsii_pervoklassnikov.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации первоклассников в сельской школе
Первый класс, особенно первые недели и месяцы – один из самых сложных периодов в жизни ребенка, как в социальном плане, так и в физиологическом. Изменяется вся жизнь ребенка – все требует подчинения школьным правилам. Приспособление (адаптация) ребенка происходит не сразу: не одна неделя потребуется для того, чтобы освоится в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Чаще всего этот период длится от 1,5 месяцев до 4, а некоторым детям потребуется даже весь учебный год.
Адаптация делится на физиологическую и социально-психологическую.
Процесс физиологической адаптации делят на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности, рассмотрим 3 этапа физиологической адаптации:
1 этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.
2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные, или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия. В это период организм ребенка тратит все, что имеет, а иногда и « в долг берет». Поэтому этому этапу необходимо уделять больше внимания, как учителям, так и родителям, в отношении ребенка.
3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем организма. При этом не важно, какую работу выполняет первоклассник (умственную – усвоение новых знаний), статическую (вынужденная сидячая поза), психологическую (общение в коллективе сверстников и взрослых).
Но трудности в адаптации проявляются не только в первый месяц, а могут возникнуть и в течение года (конец 2 четверти, середина 3 четверти), когда могут возникнуть проблемы со здоровьем.
На протяжении всего периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. У многих детей в этот период наблюдаются двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
Наблюдение за первоклассниками позволяют сделать вывод о том, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному: часть детей адаптируется в течение 2 месяцев: эти дети легко вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, спокойны, доброжелательны, легко справляются с требованиями учителя. Но им часто хочется побегать на перемене, поговорить на уроке с товарищем и т.д. но к концу октября это нивелируется, все становится согласно правил и требований.
Вторая группа детей адаптируется дольше: эти дети могут играть на уроке, не обращать внимания на замечания учителя или, наоборот, реакция в виде слез и обид. Чаще эти группа детей имеет проблемы и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция становится адекватной.
Третья группа – это дети, у которых отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление эмоций. Они не усваивают учебную программу. Такие дети, как правило, «мешают» учителям вести урок, «держат в напряжении» других детей, их поведение непредсказуемо. Особо нужно обращать внимание на происхождение причин поведения: неблагоприятная обстановка в семье, воспитание, обращение к специалистам медицинского учреждения или постоянные неудачи в обучении и неадекватные требования родителей и учителей, возможно перегрузка, несоответствие программ, нарушение здоровья или неготовность к процессу обучения.
Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие факты.
- В отличие от детей, посещающих детские сады, приходят дети совершенно неприспособленные в плане отношений с другими людьми, чаще общение бывает только в кругу своей семьи
- В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина, то у домашних детей такое понятие просто отсутствует
- Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
- Дети попадают в более строгую систему требований, дома зачастую «любимому ребенку не предъявляют требований вообще
- Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи, к чему дети совершенно не готовы.
Почти все дети в первые дни идут в школу с азартом – предвкушение всего нового. И вдруг их мечты разбиваются о реалии школьной жизни. С одной стороны домашние дети готовы к общению и всему новому, если родителями было грамотно построено воспитание, а с другой стороны неготовность всех сфер ребенка приводит к нежеланию посещать школу. И эйфория о школе превращается либо огромное желание бежать в школу одних, либо в ежедневное наказание опять идти туда у других.
Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
- индивидуальных особенностей ребенка;
- уровня готовности к школе;
- степени развития социальных навыков.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация социально- психологическая физиологическая
Периоды адаптации Физиологическая Социально-психологическая 1 этап – «физиологическая буря»-2-3 недели 1 группа - 1-2 месяца 2 этап – неустойчивое приспособление – 2-3 недели 2 группа - 3-4 месяца 3 этап – относительно-устойчивое приспособление (адаптация)- 1-2 недели 3 группа - не адаптируются
Основные проблемы в поведении и деятельности, характеризующие напряжение процесса адаптации Физиологическая Социально-психологическая - Низкий уровень работоспособности Неустойчивость работоспособности Высокое функциональное напряжение Повышенная утомляемость Сложность концентрации внимания Низкий произвольный контроль деятельности Сложности в реализации познавательных функций (внимания, памяти, восприятия, мышления и т.п.) Обострение хронических заболеваний Снижение сопротивляемости Появление неврозоподобных расстройств Трудности выполнения правил поведения Сложности в контактах со сверстниками Сложности в контактах с педагогом Неадекватная оценка ситуации Трудности организации учебной деятельности Снижение учебной мотивации Повышение тревожности
Программа Коррекционно-развивающая программа «Я – первоклассник» За основу взята коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!» Е.А. Зелениной
Методики «Школа зверей» Т.А. Нежновой Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой) Методика «Лесенка» Рисуночная методика «Что мне нравится в школе» «Домики» Н.И. Гуткиной «Рукавички» «МЭДИС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к школе
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....
Трудности адаптации первоклассников к школе
Адаптация – это процесс привыкания к новым школьным условиям...
Буклет для родителей "Адаптация первоклассника в школе"
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, безз...
Особенности адаптации детского организма к школе в условиях Крайнего Севера.
В современных условиях усиливается воздействие на детский организм школьных факторов, так как в последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, что потенциально...
Особенности адаптации пятиклассников к основной школе.
В презентации рассматриваются основные особенности и проблемы пятиклассников на начальном обучении в основной школе....
Особенности адаптации первоклассников на уроке физкультуры.
На современном этапе модернизации современной системы образования перед начальной школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизация процесса физичес...
Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями
Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с личностными особенностями Зеленская Надежда Владимировна,педагог-психолог,. ГБОУ СОШ ...