консультация "Выбор профессии"
консультация по психологии (8 класс)
Цель: Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_professii.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей 8-9 класса
Тема 1. .«Выбор профессии как один из основных жизненных выборов».
Подготовила:
Педагог-психолог
ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»
Шарапова С.А.
Цель: Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.
Ход консультации
Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать во внимание, есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет, считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования, которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.
Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.
Как сделать так, чтобы ребенок стал успешным. Это будет зависеть от нас, от родителей. Давайте сегодня мы с вами попробуем задуматься над данной темой, но для этого, мне бы хотелось, чтобы Вы обсудили варианты ответов в группах, сколько людей, столько и мнений, нам необходимо послушать каждого участника и может принять его мнение, а может не согласиться.
Путь взрослеющего человека, как ни говори, закладывается в семье, и наибольшую помощь в этом, конечно, должны оказать вы, родители (материальная и психологическая помощь). Нередко в этот период родители сталкиваются с непониманием своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у вас имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких, а потому и самых авторитетных людей, воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. Но необходимо знать, что дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути обычно расходятся. Ведь жить вместе не значит жить вместо.
Учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование и психические расстройства.
Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек вслепую, пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.
Второй способ – знакомится с миром профессий, изучает себя, свои интересы, требования к той или иной выбранной профессии.
Третий способ – выбор профессии своих родителей, он возможен в том случае, если это традиция семьи.
В России был проведен соцопрос. Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.
- Профессия должна быть:
- Престижной;
- Хорошо оплачиваемой;
- Интересной;
- С хорошими условиями труда;
- Её легко было приобрести;
- Соответствовать желанию родителей;
- Можно было учиться и работать с друзьями;
- Востребованной на рынке труда.
Как видим, свои интересы выпускники ставят аж на 3 место. А возможность трудоустроиться и вовсе на пятое.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!
Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются:
По характеру труда:
- Физический или умственный труд
- Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
- Профессии, требующие высшего образования;
- Профессии, требующие среднего профессионального образования;
- Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
- Человек
- Техника
- Знаковая система (информация)
- Художественный образ
- Природа.
Остановимся на последнем. Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда:
Человек - природа | Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. ветеринар
|
Человек-техника | Это люди, использующие технические устройства.
|
Человек-человек | Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.
|
Человек - знаковая система. | Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
|
Человек - художественный образ | Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
|
Это общие приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.
Дома с детьми Вы можете проработать эту методику, которая поможет определить интересы и склонности Вашего ребенка, а так же понять, каких профессий стоит остерегаться.
Стратегия выбора профессии. Что же это такое? Это 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии:
ХОЧУ | МОГУ | НАДО |
Помочь подростку оценить его способности и интересы; Выяснить, какие профессии ему нравятся; Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день. | Помочь определить способности, ЗУН. Рассказать, как можно их применить; Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией. | Исследовать рынок труда; Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию; Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии. |
Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.
Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.
Ошибки при выборе профессии:
- Отношение к выбору профессии как к неизменному.
- Бытующие мнения о престижности профессии.
- Выбор профессии под влиянием товарищей.
- Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
- Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.
- Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
- Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.
Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы, и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:
- Кем хочет стать Ваш ребенок?
- Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
- Что Вы делаете для развития профессиональных интересов?
- Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?
- Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?
- Соглашается ли с этим Ваш ребенок?
Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.
Подведение итогов
Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.
На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.
Не забывайте, окончив школу, ребенок должен знать:
1. Свои интересы к профессии.
2. Свои способности.
3. Свои склонности.
4. Степень профессиональной пригодности.
Всем спасибо за внимание. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...