консультация "Выбор профессии"
консультация по психологии (8 класс)

Шарапова Светлана Александровна

 

Цель: Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_professii.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 8-9 класса

Тема 1. .«Выбор профессии как один из основных жизненных выборов».

Подготовила:

Педагог-психолог

ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»

Шарапова С.А.

Цель: Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.

Ход консультации

Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать во внимание, есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет, считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования, которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.

Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения. 

Как сделать так, чтобы ребенок стал успешным. Это будет зависеть от нас, от родителей. Давайте сегодня мы с вами попробуем задуматься над данной темой, но для этого, мне бы хотелось, чтобы Вы обсудили варианты ответов в группах, сколько людей, столько и мнений, нам необходимо послушать каждого участника и может принять его мнение, а может не согласиться.

Путь взрослеющего человека, как ни говори, закладывается в семье, и наибольшую помощь в этом, конечно, должны оказать вы, родители (материальная и психологическая помощь). Нередко в этот период родители сталкиваются с непониманием своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у вас имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких, а потому и самых авторитетных людей, воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. Но необходимо знать, что дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути обычно расходятся. Ведь жить вместе не значит жить вместо.

Учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование и психические расстройства.

Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек вслепую, пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.

Второй способ – знакомится с миром профессий, изучает себя, свои интересы, требования к той или иной выбранной профессии.

Третий способ – выбор профессии своих родителей, он возможен в том случае, если это традиция семьи.

В России был проведен соцопрос. Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.

  • Профессия должна быть:
  • Престижной;
  • Хорошо оплачиваемой;
  • Интересной;
  • С хорошими условиями труда;
  • Её легко было приобрести;
  • Соответствовать желанию родителей;
  • Можно было учиться и работать с друзьями;
  • Востребованной на рынке труда.

Как видим, свои интересы выпускники ставят аж на 3 место. А возможность трудоустроиться и вовсе на пятое.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!

Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются:

По характеру труда:

  • Физический или умственный труд
  • Исполнительский или творческий характер

По уровню квалификации:

  • Профессии, требующие высшего образования;
  • Профессии, требующие среднего профессионального  образования;
  • Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда:

  • Человек
  • Техника
  • Знаковая система (информация)
  • Художественный образ
  • Природа.

Остановимся на последнем. Известный психолог Е. А. Климов разделил  все профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда: 

Человек - природа

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

ветеринар

  • агроном
  • гидролог
  • овцевод
  • механизатор
  • тракторист и т.д.

Человек-техника

Это люди, использующие технические устройства.

  • пилоты
  • водители
  • матросы
  • электромонтёры
  • слесари и т.д.

Человек-человек

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.

  • учитель
  • врач
  • журналист
  • продавец и т.д.

Человек - знаковая система.

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

  • бухгалтеры
  • учёные
  • операторы ЭВМ
  • люди, работающие в лабораториях, научных центрах и т.д.

Человек - художественный образ

Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

  • художники
  • стилисты
  • модельеры
  • парикмахеры и т.д.

Это общие приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.

Дома с детьми Вы можете проработать эту методику, которая поможет определить интересы и склонности Вашего ребенка, а так же понять, каких профессий стоит остерегаться.

Стратегия выбора профессии. Что же это такое? Это 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии:

ХОЧУ

МОГУ

НАДО

Помочь подростку оценить его способности и интересы;

Выяснить, какие профессии ему нравятся;

Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день.

Помочь определить способности, ЗУН.

Рассказать, как можно их применить;

Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией.

Исследовать рынок труда;

Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию;

Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии.

Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.

Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.

Ошибки при выборе профессии:  

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному.
  • Бытующие мнения о престижности профессии.
  • Выбор профессии под влиянием товарищей.
  • Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией  или плохое различение этих понятий.
  • Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.
  • Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  • Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы, и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:

  1. Кем  хочет стать Ваш ребенок?
  2. Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
  3. Что Вы делаете для развития профессиональных интересов?
  4. Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?
  5. Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?
  6. Соглашается ли с этим Ваш ребенок?

Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.

Подведение итогов

Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.

На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.

Не забывайте, окончив школу, ребенок должен знать:

1.  Свои интересы к профессии.

2.  Свои способности.

3.  Свои склонности.

4.  Степень профессиональной пригодности.

Всем спасибо за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...