Здроровьесберегающие технологии в работе педагога- психолога
статья по психологии
Примменение здоровьесберегающих технологий в работе педагога- психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_pedagoga-_psihologa.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Кузьмина Марина Сергеевна,
педагог – психолог
ОГКОУ «Санаторная школа - интернат»
Ивановская область
г. Шуя
Актуальность проблемы: подросток, начинающий употреблять психоактивные вещества, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение зависимости в семье.
Профилактика вредных привычек – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.
До настоящего времени вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа. По моему глубокому убеждению, эта работа должна вестись комплексно постоянно и всеми специалистами.
Здоровье сохранная и профилактическая деятельность в условиях школы - интерната направлена на укрепление и сохранение здоровья детей, педагогов, формирование потребности в здоровом образе жизни. В школе работают педагоги, воспитатели, деятельность которых призвана решить проблемы адаптационных периодов в жизни обучающихся и воспитанников, проводить профилактические мероприятия по уменьшению заболеваемости и формировать антинаркотические убеждения через социально-творческую деятельность.
Специфика работы в ОГКОУ «Санаторная школа - интернат» такова, что учебный процесс обучения и воспитания идут параллельно.
На момент поступления в школу обучающиеся, в большей массе, находятся в стрессовом психоэмоциональном состоянии: оторванность от дома, семьи, новый детский коллектив, новые учителя и воспитатели, другие требования к организации учебного процесса. Дети замыкаются, снижается уровень познавательной деятельности, уровень мотивации учебной деятельности, неустойчивость эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности, сниженная потребность в общении.
Очень сложная задача помочь ребенку преодолеть это состояние. Поверить в себя и свои силы. Это достигается созданием благоприятного психологического климата, где немаловажную роль играет педагог-психолог.
Специфика нашей школы состоит еще и в том, что контингент детей постоянно обновляется поэтому социальный педагог, педагог - психолог взаимодействуют не только с родителями, или лицами их заменяющими, педагогическими работниками, но и с медицинским персоналом.
Нарушения в здоровье способствуют формированию отклоняющегося поведения, приводят к психологической нестабильности, деформируют личность ребенка.
Поскольку практически все наши обучающиеся в той или иной мере дети со сложной судьбой и нуждаются в психо-социальной коррекции, проводятся мероприятия по предупреждению распространения среди обучающихся алкоголизма, наркомании, анализируются межличностные отношения на уровне преподаватель – обучающийся, обучающийся – обучающийся, врач – обучающийся.
Педагогом – психологом, социальным педагогом совместно с педагогическим и медицинским персоналом организуются мероприятия по адаптации обучающихся, в стенах нашей школы ведется огромная работа в этом направлении.
Любое мероприятие в нашей школе отвечает двум главным критериям «Не вредит здоровью», «Полезно для здоровья».
Наша школа ориентирует свой потенциал и ресурсы на конечный результат, заключающийся в воспитании самодостаточной личности обучающихся, готового практически решать свои жизненные задачи, обладающего социальным иммунитетом противостояния саморазрушающего поведению, умеющего создавать и применять для этого систему эвохомологической деятельности (умение рационально организовать свой досуг), обладающего возможностями и способностями анализировать и корректировать витальное (жизненное) и ментальное (духовное) развитие, что поможет ему избежать таких форм девиантного поведения, как алкоголизм и наркомания.
Ведь, как известно, болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
Как поместить в учебно-воспитательный процесс школы такие понятия как воспитание в подростке гражданской позиции, ответственности за свои действия и поступки, умение преодолевать жизненные трудности?
Над этим вопросом задумалась я, как педагог - психолог.
Желание добиться успеха присуще людям с самых ранних лет. Мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т.е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного взаимодействия человека со средой. На его формирование влияет множество внешних факторов.
Внешняя среда может способствовать или препятствовать возникновению у обучающихся стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления.
В психологии существует понятие выученная беспомощность, социальная депривация, мне на практике приходится сталкиваться именно с этими факторами, наши обучающиеся зачастую действуют по принципу избегания неудач, у них слабо развито стремление самоутвердиться социально приемлемым способом, самосовершенствоваться в какой-то сфере.
И метод социально проекта показался мне оптимальным вариантом для решения данного вопроса.
Цель проекта: Содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни.
Задачи занятий:
Обучающие: сформировать понимание важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; правильное представление о пагубности употребления алкогольных и табачных изделий.
Развивающие: формировать и развивать критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию; умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитать правильные убеждения, показав ценность здорового образа жизни.
Формы проведения: интерактивные занятия с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления), общешкольные мероприятия, городские акции, экскурсии, в рамках дней борьбы с наркоманией, наркобизнесом и табака курением. Встречи с врачом наркологом Пантелеевым А.Р., председателем общественной организации общества трезвости при приходе Преображения Господня Крюковым И.В. Организация ежегодной выставки «Человеческий потенциал России». Хочется отметить чуткое отношение к нашим ребятам Крюкова Ивана Вячеславовича. Встречи с ним всегда проходят живо и интересно, они несут духовное тепло, полезны и очень важны, так как помогают нашим ребятам быть добрее, милосерднее, помогают почувствовать себя защищенными от пагубных проявлений сложного мира.
Материально- техническое оснащение занятий: диск с документальными фильмами, компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы.
Структура занятий:
1.Анонс фильма
2.Совместный просмотр
3. Обсуждение материала, вопросы и ответы.
Координатор проекта: педагог - психолог
Участники: обучающиеся школы
Общая характеристика интерактивного занятия:
Интерактивное занятие для обучающихся представляет собой совместный просмотр и последующее коллективное обсуждение мультфильма «Тайна едкого дыма». В конце занятия детям предлагается написать небольшое сочинение на тему ценности здорового образа жизни и вреда курения, что им больше всего запомнилась на занятии.
Мультфильм «Тайна едкого дыма» призван сформировать у ребёнка ценность здорового образа жизни. Как рассказать обучающимся о вреде курения? Конечно, отправиться вместе с ним в необыкновенное приключение по организму человека, чтобы ребенок мог своими глазами увидеть, что происходит в организме курящего.
В мультфильме заложена серия эпизодов, передающих зрителю информацию о различных вредных последствиях курения: пассивное курение, разрушение зубов, вред курения для легких, для сосудов, для внешности человека. Разбираются некоторые аспекты строения организма человека.
Тема занятия: «Секреты манипуляции: алкоголь»
Цель занятия: узнать правду, которую от нас по тем или иным соображением часто скрывают. Почему люди покупают и пьют алкоголь? Является ли это их личным выбором, или кто-то сформировал его за них? Какие техники и алгоритмы используют, чтобы вовлекать людей употребление алкоголя? Это в знание необходимо для того, чтобы быть свободными от манипуляций, здоровыми и успешными.
Регламент занятия: совместный просмотр фильма. Обсуждение.
Итог занятия: Алкоголь – не специфический пищевой продукт, а наркотик, разрушающий физическое и психическое здоровье человека. Алкогольный бизнес строится на незнании людей о последствиях употребления спиртного. Производители алкогольной продукции внедряют в общество заведомо ложную информацию о том, что якобы существует «культурное» употребление алкоголя, его «безопасные» дозы.
Выставка «Человеческий потенциал России».
Проблемы, затронутые в ней, актуальны в нашем современном обществе. Пытаясь преодолеть жизненные трудности и испытания, человек может найти выход в различных пагубных пристрастиях, таких как алкоголь, наркотики, курение. Благодаря данной экспозиции, наглядно иллюстрированным материалам видно, что может случиться с человеком, который ведет нездоровый образ жизни.
Предполагаемый результат: Благодаря реализации данного проекта обучающиеся школы – интернат осознают важность здорового образа жизни, имеют ответственную гражданскую позицию; правильное представление о пагубности употребления алкогольных и табачных изделий.
Список использованной литературы:
1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.
О алкогольной и наркотической зависимости, лечение.
2. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
3.Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49.
Профилактика наркомании.
4. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
Здоровье обучающихся.
5. Кислицина, О. А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков / О. А. Кислицина // СОЦИС. – 2009. – № 8. – С. 92-99.
Здоровье подростков, психические и психотические расстройства, депрессии.
6. Малентович, К. Чтобы дети не пили пиво / К. Малентович // НаркоНет. – 2010. – № 1. – С. 34-36.
Антиалкогольная пропаганда.
Общественная организация «Общее дело» сайт: общее дело.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Новые технологии в работе педагога-психолога с учителями
В данном материале говорится о том, какие новые приемы, наряду с семинарами, лекциями, консультациями, можно использовать в работе психолога с учителями....
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Инновационные образовательные технологии в работе педагога - психолога
В статье даны описания инновационных технологий, которые использует педагог-психолог в своей работе....