Инклюзивный проект "Читай-ка"
проект по психологии

Деордиева Инна Александровна

Инклюзивный проект "Читай-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnyy_proekt_chitay-ka.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивный проект «Читай-ка»

АВТОР: Деордиева Инна Александровна,

педагог-психолог

 КГБОУ «Железногорской школы-интернат»

 ЗАТО г.Железногорск, Красноярский край

Проект  рассчитан на детей – инвалидов и нормативно развивающихся детей 7-11 лет и их родителей. Приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают положительное влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.


        Состав группы: 20-25 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и дать возможность родителям практически использовать  знания в обучении и воспитании детей в домашних условиях. В процессе проекта возможно включение «новых» семей.

Данный проект, направлен на социализацию детей-инвалидов, на свободное общение в специально организованном пространстве. Оставляя в приоритете вопросы социальной адаптации, проект включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Задачи проекта:

  • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

нарушениями развития;

  • познакомить родителей со специальными коррекционными и

 методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

  • познакомить  родителей с эффективными методами родительско-

детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

  • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Срок реализации проекта 01.08.2020-.01.06.2021гг.

Встречи проходят 1 раз в неделю, продолжительность и время проведения одной встречи 1,5-2 часа. Встречи проходят в рамках тех блоков.

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения: чтение сказок, драматизация, обыгрывание сказочных ситуаций.

В информационной части проходят мини-лекции по обозначенной теме, которая иллюстрируется просмотром  видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия;  подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический. Это практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми.

3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего.  Предоставляется возможность рефлексия своей позиции и стиль взаимодействия с ребенком.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании используем в структуре занятия.

Содержание темы встречи раскрывается с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику встречи, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой книгой, автором, названием сказки и рассказа, традицией  или праздником. 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к педагогу, другим родителям.
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части встречи с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания)
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми, так же на данном этапе использую творческие мастер-классы.
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать  родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не «отличается от других»; практика поиска  методов и приемов привлечения ребенка к деятельности.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
  •  «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях.
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, видео/аудиозаписи, книга) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса

Проект «Читай-ка» рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста, детьми - инвалидами и их родителями. Настоящий проект непосредственно соотносится с воспитанием духовности, патриотизма, гражданственности, укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей, влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.

Подготовительные мероприятия в рамках реализации проекта:

Оповещение родителей о начале реализации проекта.

Проведение разъяснительной работы с родителями о значимости проекта.

Выявление информационных потребностей родителей.

Составление графиков проведение мероприятий.

Анкетирование родителей с целью уточнения мотивов руководства чтением детей.

Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе.

Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.

Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников.

Блок - литературная мастерская “Радостные чтения”

В литературной мастерской детей знакомят с творчеством детских писателей.

Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии.

Предлагается участие в викторинах, громких чтениях, чтениях по ролям.

Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей.

Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы.

Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.

Проводится цикл чтений “Книжку слушаем”.

Проводятся занятия “Читаем, думаем, творим”.

Блок “Массовые мероприятия”

Проводятся конкурсы, викторины:

“Лучшая домашняя библиотека”;

“Папа, мама, я – читающая семья”;

“Знатоки детской литературы”;

“Сочиняем сказку вместе”;

“Читаем сказку по ролям”;

Конкурсы Рисунков:

“Моя семья”;

“Любимый литературный герой”;

“Нам хорошо вместе”;

Творческих работ “Книга в моей семье”;

Рассказов о домашней библиотеке: “Моя заветная полка”

Проводятся:

Игровой тренинг “Нам весело”;

Познавательные викторины по прочитанным произведениям;

Читательские конференции;

Интерактивные викторины по любимым детским журналам;

Литературные праздники:

“Любимый писатель” к юбилеям детских писателей; “Как хорошо уметь читать”;

“Подрастаю с книжкой я”;

“Возьмите книгу в круг семьи”;

Занятия “Читаем, думаем, творим»

Блок “Рекомендательная библиография”

Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.

Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.

Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.

Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.

Рекламирование новых книг для младших школьников.

Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.

Блок “Анкетирование, тестирование»

Цель: Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий.

Блок “Коррекционная детальность

Развитие психических процессов.

Усвоение действий по образцу, инструкции.

Развитие ручной моторики.

Изучение сенсорных эталонов.

Формирование целостного образа предмета.

Блок “Рекламная деятельность”

Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения;

Размещение проекта на официальном сайте Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №30 «Фиалка»»

Необходимые компетенции для реализации:

Данный проект реализуется в музыкальном  зале на этапе чтения сказок, драматизаций и обыгрывание сказочных ситуаций, на этапе рефлексии и «Обратной связи» , так же когда проводим творческие мастер –классы с большой группой, психологические тренинги. Используем оборудованный Монтессори-класс детского сада для коррекционной работы и презентации родителям Монтессори-материалов, которые они могут изготовить самостоятельно и применять в домашних условия со своим ребенком.

В проект «Читай-ка» вовлечены сотрудники детского сада: дефектолог (образование высшее педагогическое, квалификация: дефектолог. олигофренопедагог), педагог-психолог (образование высшее педагогическое, квалификация: педагог-психолог дошкольного образования), Монтессори – педагог (образование высшее педагогическое, квалификация: учитель начальных классов, высшее психологическое, квалификация: психолог, профессиональная переподготовка «Теория и практика педагогики Монтессори»). Они могут быть все вместе во время одной встречи так и по одному. Все зависит от формата встреч. Монтессори – педагог является куратором и ведущим данных встреч, так как элементы технологии Марии Монтессори всегда присутствуют.

Оборудование и инструментарий для реализации проекта: книги сказок и рассказов российских и зарубежных писателей, иллюстрации к сказкам; проектор и экран для просмотра видео – фильмов, компьютерных презентаций; Монтессори-материалы для коррекционной работы с детьми и обучающих тренингов с родителями; наборы для творчества для проведения мастер-классов.

Результаты:

Социализация детей – инвалидов.

У детей появился интерес к чтению художественной литературы

советских и зарубежных детских писателей.

У детей повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,

воссоздающего и творческого воображения, по мнению родителей.

Повысился избирательный интерес к книгам, желание и умение их

осознано выбирать и осмысленно читать.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Родители стали активнее в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации).

Увеличилось число родителей, читающих своим детям вслух.

Чтение художественной литературы займет одно из основных мест в семейном досуге.

В настоящее время проект реализуется в полном объеме.  Встречи в рамках проекта начались с августа 2017 года и продолжаться до 1 июня 2018 года. Итоговым мероприятием станет масштабный инклюзивный праздник «Мы вместе!» в рамках «Дня защиты детей» с привлечением детей – инвалидов города, которые не вошли в проект.

Идея проекта появилась в процессе работы с детьми – инвалидами и их родителями.  Я, как Монтессори-педагог, на протяжении 7 лет работаю с разными категориями детей. Это коррекционные занятия, направленные на интеллектуальное развитие детей – инвалидов, на развитие элементов самообслуживания. Так как занятия индивидуальные у детей нет возможности общения со сверстниками, тем более многие дети не посещают детский сад по ряду причин. Проект «Читай-ка» объединил детей – инвалидов и нормативно развивающихся детей посредством сказки, «живого» общения, мастер-классов и психологических тренингов. Проект разработан и реализуется мной самостоятельно, для встреч привлекаю педагога-психолога и дефектолога детского сада. В данный момент в проект вовлечены 14 семей детей – инвалидов и 8 семей детей, которые посещают МБДОУ № 30 «Фиалка».

Возможна ли передача опыта по реализации проекта? Есть ли у вас уже такой опыт? При наличии опишите формы и условия тиражирования.

Проект «Читай-ка» может быть реализован в образовательных учреждениях. Опыта тиражирования нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.

Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково    ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»

Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...

Статья "От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию"

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...