Инклюзивный проект "Читай-ка"
проект по психологии
Предварительный просмотр:
Инклюзивный проект «Читай-ка»
АВТОР: Деордиева Инна Александровна,
педагог-психолог
КГБОУ «Железногорской школы-интернат»
ЗАТО г.Железногорск, Красноярский край
Проект рассчитан на детей – инвалидов и нормативно развивающихся детей 7-11 лет и их родителей. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают положительное влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Состав группы: 20-25 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и дать возможность родителям практически использовать знания в обучении и воспитании детей в домашних условиях. В процессе проекта возможно включение «новых» семей.
Данный проект, направлен на социализацию детей-инвалидов, на свободное общение в специально организованном пространстве. Оставляя в приоритете вопросы социальной адаптации, проект включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Задачи проекта:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с
нарушениями развития;
- познакомить родителей со специальными коррекционными и
методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-
детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить
возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Срок реализации проекта 01.08.2020-.01.06.2021гг.
Встречи проходят 1 раз в неделю, продолжительность и время проведения одной встречи 1,5-2 часа. Встречи проходят в рамках тех блоков.
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения: чтение сказок, драматизация, обыгрывание сказочных ситуаций.
В информационной части проходят мини-лекции по обозначенной теме, которая иллюстрируется просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический. Это практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми.
3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность рефлексия своей позиции и стиль взаимодействия с ребенком.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании используем в структуре занятия.
Содержание темы встречи раскрывается с помощью разных приемов:
- Мини-лекция – вводит в тематику встречи, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой книгой, автором, названием сказки и рассказа, традицией или праздником.
- Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
- Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к педагогу, другим родителям.
- Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы
- Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части встречи с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания)
- Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми, так же на данном этапе использую творческие мастер-классы.
- Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не «отличается от других»; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности.
- Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
- «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
- «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях.
- Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
- Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, видео/аудиозаписи, книга) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса
Проект «Читай-ка» рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста, детьми - инвалидами и их родителями. Настоящий проект непосредственно соотносится с воспитанием духовности, патриотизма, гражданственности, укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей, влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.
Подготовительные мероприятия в рамках реализации проекта: Оповещение родителей о начале реализации проекта. Проведение разъяснительной работы с родителями о значимости проекта. Выявление информационных потребностей родителей. Составление графиков проведение мероприятий. Анкетирование родителей с целью уточнения мотивов руководства чтением детей. Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе. Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми. Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников. |
Блок - литературная мастерская “Радостные чтения” В литературной мастерской детей знакомят с творчеством детских писателей. Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии. Предлагается участие в викторинах, громких чтениях, чтениях по ролям. Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей. Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы. Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д. Проводится цикл чтений “Книжку слушаем”. Проводятся занятия “Читаем, думаем, творим”. |
Блок “Массовые мероприятия” Проводятся конкурсы, викторины: “Лучшая домашняя библиотека”; “Папа, мама, я – читающая семья”; “Знатоки детской литературы”; “Сочиняем сказку вместе”; “Читаем сказку по ролям”; Конкурсы Рисунков: “Моя семья”; “Любимый литературный герой”; “Нам хорошо вместе”; Творческих работ “Книга в моей семье”; Рассказов о домашней библиотеке: “Моя заветная полка” Проводятся: Игровой тренинг “Нам весело”; Познавательные викторины по прочитанным произведениям; Читательские конференции; Интерактивные викторины по любимым детским журналам; Литературные праздники: “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей; “Как хорошо уметь читать”; “Подрастаю с книжкой я”; “Возьмите книгу в круг семьи”; Занятия “Читаем, думаем, творим» |
Блок “Рекомендательная библиография” Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка. Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения. Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм. Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей. Рекламирование новых книг для младших школьников. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка. |
Блок “Анкетирование, тестирование» Цель: Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий. |
Блок “Коррекционная детальность Развитие психических процессов. Усвоение действий по образцу, инструкции. Развитие ручной моторики. Изучение сенсорных эталонов. Формирование целостного образа предмета. Блок “Рекламная деятельность” Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения; Размещение проекта на официальном сайте Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №30 «Фиалка»» |
Необходимые компетенции для реализации:
Данный проект реализуется в музыкальном зале на этапе чтения сказок, драматизаций и обыгрывание сказочных ситуаций, на этапе рефлексии и «Обратной связи» , так же когда проводим творческие мастер –классы с большой группой, психологические тренинги. Используем оборудованный Монтессори-класс детского сада для коррекционной работы и презентации родителям Монтессори-материалов, которые они могут изготовить самостоятельно и применять в домашних условия со своим ребенком.
В проект «Читай-ка» вовлечены сотрудники детского сада: дефектолог (образование высшее педагогическое, квалификация: дефектолог. олигофренопедагог), педагог-психолог (образование высшее педагогическое, квалификация: педагог-психолог дошкольного образования), Монтессори – педагог (образование высшее педагогическое, квалификация: учитель начальных классов, высшее психологическое, квалификация: психолог, профессиональная переподготовка «Теория и практика педагогики Монтессори»). Они могут быть все вместе во время одной встречи так и по одному. Все зависит от формата встреч. Монтессори – педагог является куратором и ведущим данных встреч, так как элементы технологии Марии Монтессори всегда присутствуют.
Оборудование и инструментарий для реализации проекта: книги сказок и рассказов российских и зарубежных писателей, иллюстрации к сказкам; проектор и экран для просмотра видео – фильмов, компьютерных презентаций; Монтессори-материалы для коррекционной работы с детьми и обучающих тренингов с родителями; наборы для творчества для проведения мастер-классов.
Результаты:
Социализация детей – инвалидов.
У детей появился интерес к чтению художественной литературы
советских и зарубежных детских писателей.
У детей повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,
воссоздающего и творческого воображения, по мнению родителей.
Повысился избирательный интерес к книгам, желание и умение их
осознано выбирать и осмысленно читать.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Родители стали активнее в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации).
Увеличилось число родителей, читающих своим детям вслух.
Чтение художественной литературы займет одно из основных мест в семейном досуге.
В настоящее время проект реализуется в полном объеме. Встречи в рамках проекта начались с августа 2017 года и продолжаться до 1 июня 2018 года. Итоговым мероприятием станет масштабный инклюзивный праздник «Мы вместе!» в рамках «Дня защиты детей» с привлечением детей – инвалидов города, которые не вошли в проект.
Идея проекта появилась в процессе работы с детьми – инвалидами и их родителями. Я, как Монтессори-педагог, на протяжении 7 лет работаю с разными категориями детей. Это коррекционные занятия, направленные на интеллектуальное развитие детей – инвалидов, на развитие элементов самообслуживания. Так как занятия индивидуальные у детей нет возможности общения со сверстниками, тем более многие дети не посещают детский сад по ряду причин. Проект «Читай-ка» объединил детей – инвалидов и нормативно развивающихся детей посредством сказки, «живого» общения, мастер-классов и психологических тренингов. Проект разработан и реализуется мной самостоятельно, для встреч привлекаю педагога-психолога и дефектолога детского сада. В данный момент в проект вовлечены 14 семей детей – инвалидов и 8 семей детей, которые посещают МБДОУ № 30 «Фиалка».
Возможна ли передача опыта по реализации проекта? Есть ли у вас уже такой опыт? При наличии опишите формы и условия тиражирования.
Проект «Читай-ка» может быть реализован в образовательных учреждениях. Опыта тиражирования нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.
Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково ...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»
Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...
Статья "От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию"
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...