Психологическая перезагрузка в период повышенного цифрового стресса
консультация по психологии

Гусева Светлана Геннадьевна

Сложно представить жизнь в современном мире без компьютеров, смартфонов, планшетов и других медиа устройств. Мы получаем сообщения, отвечаем на звонки, читаем новости, следим за постами в социальных сетях, смотрим фото и видео, играем, общаемся, решаем рабочие вопросы. Это означает, что наш мозг постоянно обрабатывает массу информации. Эти процессы крайне энергозатратны и держат нас в постоянном напряжении– и все это неотъемлемая часть нашей жизни. Но ситуация с дистанционным образованием показала нам- педагогам, что это, действительно, серьезное испытание для нашей психики и все мы долгое время находились в стрессе. Как справиться с психологической нагрузкой, вызванной компьютеризацией процесса обучения? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной статье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая перезагрузка в период повышенного цифрового стресса

СЛАЙД 1. Сложно представить жизнь в современном мире без компьютеров, смартфонов, планшетов и других медиа устройств. Мы получаем сообщения, отвечаем на звонки, читаем новости, следим за постами в социальных сетях, смотрим фото и видео, играем, общаемся, решаем рабочие вопросы. Это означает, что наш мозг постоянно обрабатывает массу информации. Эти процессы крайне энергозатратны и держат нас в постоянном напряжении– и все это неотъемлемая часть нашей жизни. Но ситуация с ДО показала нам, что это, действительно, серьезное испытание для нашей психики и все мы долгое время находились??? стрессе. Внедрение информационных технологи в процесс образования

СЛАЙД 2. Некоторые психологические проблемы дистанционного обучения в период повышенного стресса

Карантин заставил всех людей кардинально изменить свой образ жизни. Педагоги при удалённом обучении столкнулись с огромным количеством проблем, которые значительно усложнили нам работу.

Проблема первая. Переизбыток коммуникации

Работая с учениками дистанционно, педагог должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс. Социальные сети, видеочаты, емейлы, мессенджеры, платформы…все это призвано облегчить процесс коммуникации, но это, в свою очередь, создавало огромный поток информации, который трудно контролировать. 

Проблема вторая. Доступ к заданиям

Дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. Не имея прямого контакта с учеником, педагогу приходится импровизировать и выдумывать обходные пути, в короткие сроки осваивать новые технологии, которые помогут наладить учебный процесс.

Проблема третья. Видео-уроки

Чтобы объяснить новый материал и наглядно продемонстрировать решение каких-либо задач, некоторые учителя использовали видеосвязь. Это, безусловно, значительно упрощает процесс передачи информации и создает условия, максимально похожие на обстановку в классе, однако такой способ проведения уроков несёт в себе немало трудностей. Учителя не обучены работе в прямом эфире: реальность такова, что этот метод преподавания требует много времени и может быть действительно стрессовым для человека, проводящего урок.

Проблема четвертая. Предоставление обратной связи

Полное отсутствие очного(ЛИЧНОГО) общения, отсутствие физического эмоционального контакта усложняет этот процесс. Рефлексия по поводу результатов, итогов, качества выполнения детьми заданий ставит перед педагогом массу вопросов…

Кто-то освоился очень быстро и успешно балансировал между работой и домашними обязанностями, а кто-то до сих пор испытывает дискомфорт, стресс.

Стресс — это общая реакция организма на избыточно сильное воздействие внешней среды, чрезмерные стимулы.

СЛАЙД 3. Американский психолог Элизабет Росс «5 стадий принятия неизбежного»: 

  1. Отрицание - Человек поначалу не верит в то, что это возможно. Он может воспринимать это как шутку, розыгрыш, ошибку. Но факт остается фактом.
  2. Гнев- реакция протеста, злость, поиск виноватых
  3. Торг- После того, как стало понятно, что гнев в данной ситуации бессилен, у всех начинает проявляться желание вернуться в то состояние, когда всё было в порядке.
  4. Депрессия- Приходит осознание – ничего уже не поменять.
  5. Принятие -  Происходит переоценка своей жизни, появляется новая цель, ради которой стоит жить.

СЛАЙД 4. Индивидуальные особенности реагирования в стрессовой ситуации

У каждого человека свой тип стрессоустойчивости, свой характер реакции на стресс и свои жизненные обстоятельства. Исходя из этого каждый из нас справляется с ситуацией так, как может.

Кто-то в любой экстремальной ситуации действует как супергерой, сразу и полностью включаясь, но "падает" потом, а другой теряется в начале, зато разумно и спокойно действует позже, когда супергерой уже неэффективен.

Адаптивность - способность гибко строить своё поведение в соответствии со всем комплексом задач, проблем и реальных возможностей их решения.

Жизнь всегда будет вносить свои коррективы в наши планы, постоянно возникает необходимость в психологической перезагрузке. Поэтому важно научитесь правильно справляться с беспокойством.

СЛАЙД 5. Что такое беспокойство?

У        человека есть потрясающая способность думать о будущих событиях. Думать наперед значит, что мы можем предсказывать препятствия или проблемы, и это дает нам возможность планировать решение этих проблем. Думать наперед полезно, когда это помогает нам в достижении целей.

Однако беспокойство– это способ думать наперед, который часто приводит к чувству тревоги и ожиданию несчастий. Когда мы чрезмерно беспокоимся, мы часто думаем о наихудшем сценарии развития событий и боимся, что не сможем справиться.

СЛАЙД 6. Как ощущается беспокойство?

Беспокойство может ощущаться, как цепляющиеся одна за другую мысли, которые угрожающе разрастаются в самых невероятных направлениях, по наихудшему сценарию. Беспокойство может разрастаться даже тогда, когда речь идет о какой-то мелочи. Замечали ли вы у себя такие мысли? (Признание: мы – да!)

Беспокойство не только в голове. Когда оно становится чрезмерным, мы чувствуем тревогу и в теле. Физические симптомы беспокойства и тревоги включают: Мышечное напряжение или боль, Суетливость, неусидчивость и неспособность расслабиться, Сложно сосредоточиться, Сложности со сном, Быстрая утомляемость

СЛАЙД 7. Триггером (запускным механизмом) беспокойства может стать что угодно. Чаще всего это может быть вдруг возникшее сомнение: «А что, если все пойдет не так?».

Однако есть ситуации, в которых беспокойство возникает чаще всего. Сильные триггеры беспокойства – это ситуации, где есть:

•        Неоднозначность: возможность различных толкований.

•        Новизна: у нас нет похожего опыта, на который можно было бы опереться.

•        Непредсказуемость: неясно, как будут развиваться события.

Ничего не напоминает из сегодняшних событий? Нынешняя ситуация с цифровым, ДО подходит по всем пунктам, поэтому неудивительно, что люди испытывают сильное беспокойство. Это необычная ситуация с высоким уровнем неопределенности, которая, естественно, может вызвать беспокойство и тревогу.

СЛАЙД 8. Беспокойство может быть конструктивным и неконструктивным, и психологи часто различают беспокойство о «реальных проблемах» и беспокойство о «гипотетических проблемах».

•        Беспокойство о реальных проблемах касается фактически существующих проблем, которые требуют решения прямо сейчас.

•        «Гипотетическое» беспокойство может включать мысли о наихудших сценариях (мы называем это катастрофизацией).

СЛАЙД 9. Когда беспокойство становится проблемой?

Все так или иначе беспокоятся, и некоторые мысли о будущем могут помочь нам планировать действия и справляться с трудностями. Нет «правильного» уровня беспокойства. Мы говорим о том, что беспокойство становится проблемой, когда не дает вам жить так, как вы хотите, или если оно деморализует и истощает.

СЛАЙД 10. Что можно сделать с беспокойством?

Беспокоиться естественно, но если вы чувствуете, что беспокойство становится чрезмерным и начинает управлять вашей жизнью, например, если оно вызывает тревогу или если вам трудно заснуть, тогда, возможно, стоит попробовать найти способы ограничить время, которое вы тратите на беспокойство, и начать предпринимать меры по поддержанию психологического благополучия.

•        Поддерживайте жизненный баланс. Психологи считают, что психологическое благополучие достигается путем поддержания баланса между занятиями, которые приносят чувства удовольствия, достижения и близости.

СЛАЙД 11. Занятия, которые помогают отвлечься и поддерживать активный образ жизни. 

У каждого из нас есть занятия, выполнение которых приносит нам удовлетворение. Важно их знать, пополнять и использовать.

СЛАЙД 12. Регулярно замечайте, связано ли ваше беспокойство с реальными проблемами или оно «гипотетическое». Полезным инструментом для различения типов беспокойства может стать «дерево принятия решений о беспокойстве».

СЛАЙД 13. Будьте внимательны к себе! Поскольку жизнь наша стремительно меняется, нам важно научиться правильно реагировать на эти изменения, сохраняя физическое и психическое здоровье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая перезагрузка в период повышенного цифрового стресса Гусева Светлана Геннадьевна Педагог-психолог МОУ «Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда

Слайд 2

Некоторые психологические проблемы дистанционного обучения в период повышенного стресса

Слайд 3

5 стадий принятия неизбежного (Э. Росс)

Слайд 4

Индивидуальные особенности реагирования в стрессовой ситуации Адаптивность - способность гибко строить своё поведение в соответствии со всем комплексом задач, проблем и реальных возможностей их решения

Слайд 5

Как ощущается беспокойство? Дистанционное обучение… Что если это продлится? Возможно, все образование в школах переведут в режим ДО ? Всех учителей уволят за ненадобностью… В голове возникает картина апокалипсиса, в котором … ЦЕПЬ ТРЕВОГИ

Слайд 6

Сильные триггеры беспокойства – это ситуации, где есть: • Неоднозначность: возможность различных толкований. • Новизна: у нас нет похожего опыта, на который можно было бы опереться • Непредсказуемость: неясно, как будут развиваться события

Слайд 7

Какие есть виды беспокойства? Беспокойство о реальных проблемах касается действительно существующих проблем, которые влияют на вас прямо сейчас. «Гипотетическое» беспокойство касается того, чего сейчас нет, но могло бы произойти в будущем «Я не умею… Я не владею… У меня не достаточно… У меня нет…» «Что я буду делать, когда мне придется искать новую работу?..»

Слайд 8

Когда беспокойство становится проблемой? Помогает вам получить желаемое Помогает решать жизненные проблемы Деморализует, расстраивает или истощает. Мешает вам жить так, как вы хотите

Слайд 9

Поддерживайте жизненный баланс Удовольствие Достижение Близость/Контакт

Слайд 10

Занятия , которые помогают отвлечься и поддерживать активный образ жизни

Слайд 11

«Дерево принятия решений» О чем я беспокоюсь? Могу ли я сто то сделать с этой проблемой? Да Нет Придумайте, что вы могли бы сделать Отпустите беспокойство и сосредоточьтесь на другом Могу ли я сделать что то прямо сейчас? Сделайте это прямо сейчас Составьте план, что и когда вы можете сделать Отпустите беспокойство и сосредоточьтесь на другом Отпустите беспокойство и сосредоточьтесь на другом

Слайд 12

И в завершении…

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Конспект занятия с педагогами «Психологическая палитра» для эффективной борьбы со стрессом.

Тип занятия: знакомство с новым материалом.Вид: практическая работа.Цель занятия: обучение способам снижения эмоционального и мышечного напряжения и стрессового состояния.Дидактические задачи:- образо...

Экстренная психологическая помощь при аффективных реакциях вызванных стрессом.

Меры минимизации последствий аффективных реакций воспитанников вызванных стрессом. Рекомендации...

Родительское собрание: "Повышение сопротивляемости стрессу"

Данная разработка представляет собой рекомендации родителям выпускников, испытывающих определённые психологические трудности при подготовке и сдаче ГИА....

Конспект психологического занятия для подростков "Как снять стресс перед экзаменом"

Конспект психологического занятия для обучающихся 9 - 11 классов "Как снять стресс перед экзаменом", в котором ребята познакомятся с различными техниками регуляции своего психоэмоц...

Психологический тренинг "Я учусь владеть собой". Стресс. Навыки саморегуляции

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.С воспитанниками 6...