Педагогическое мастерство преподавателя (тренинг от педагога-психолога)
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Педагогическое мастерство
преподавателя (тренинг от педагога-психолога)
Педагог-психолог : Тимохина Юлия Вадимовна
МАОУ Ямская СОШ (1 здание)
Педагогическое мастерство преподавателя
(тренинг)
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:
Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.
Профессиональные знания (знание методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): "Воспитанник должен видеть в педагоге умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность педагога, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший педагог - это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А. Сухомлинский).
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Но бесконечные рассуждения на педсоветах о гуманном воспитании и роли педагогов мало что добавляют к их мастерству. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать. Педагогам, которые внутренне готовы критически рассмотреть содержание своей личности и обогатить им свою профессиональную деятельность, адресован данный тренинг.
Далее предлагаю обсудить, как каждый участник понимает, или интерпретирует понятие «педагогическое мастерство».
1 упражнение «Ассоциация»
Сейчас каждый по кругу скажет, с какой игрушкой он себя ассоциирует. Говорят так: «Я похожа на …» По желанию можно дать пояснение, почему именно с этой игрушкой.
2 упражнение «Самое существенное в моём характере, жизни»
Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: «Лёд и пламень», «То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива»…..
Сейчас по кругу скажите несколько слов о себе, о своей сути. То, что вы только что придумали.
3 упражнение «Три цвета личности»
Каждый участник получает по три небольших листочка разного цвета. Объяснение значения каждого цвета: голубой – «как все», розовый – «как некоторые», сиреневый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты.
При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы.
На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками.
На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.
После завершения индивидуальной работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение.
Таким же способом обсуждается содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.
С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
4 упражнение – активатор «Друг к дружке»
Сейчас вы будете играть в одну интересную игру, во время которой всё должны делать очень быстро. Выберите себе партнёра и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнёра.
- Правая рука к правой руке!
- Левая рука к левой руке!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ладошка к ладошке!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Большой палец руки к большому пальцу руки!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Во время обсуждения особое внимание уделяется тому, насколько трудно или легко было выполнять упражнения. Участники делятся своими ощущениями.
5 упражнение «Мораль сей сказки такова»
Психолог говорит о том, что в каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтной ситуации чаще всего можно говорить о попранной, ущемлённой ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Это упражнение тренирует умение вычленять ценность из ситуации, объяснять её окружающим людям своими словами.
- Утро вечера мудренее
- Чужая душа – потёмки
- Видно птицу по полёту
- Дорога ложка к обеду.
- Всякий молодец на свой образец.
- Как проживёшь, так и прослывёшь.
- Кто везде – тот нигде.
- Молодость плечами крепче, а старость – головою.
6 упражнение «Дружеский шарж»
Группа делится на несколько команд. Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (на обсуждение даётся не более 2 минут)
7 упражнение «Часы»
Упражнение на улучшение работоспособности.
Участники стоят в кругу. Круг – это большие часы. Психолог определяет цифры каждого участника на циферблате часов. Затем он называет время, например 14:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей цифре стоит минутная стрелка, говорит «бом».
Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Психолог называет время в быстром темпе, так, чтобы участники быстро переключались и прикладывали усилия к тому, чтобы следить за тем временем, которое называется. Психолог следит за правильностью выполнения заданий участниками.
8 упражнение «1 из 3»
Это упражнение для тренировки подвижности мышления, как фактора креативного поведения и адекватной самооценки; способствует активизации и расширению рамок ассоциативного мышления; создаёт активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
В зале для упражнения должно быть 3 условных обозначения (кегли, обручи).
Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите место возле условного обозначения.
Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастёрка?
Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.
Кто вы: деревня, город, столица?
Кто вы: вода, огонь, земля?
Кто вы: палатка, квартира, вилла?
Кто вы: табличка с надписью – «Посторонним вход воспрещён», «Скоро вернусь», «Добро пожаловать»?
Кто вы: велосипед, мотоцикл, Мерседес?
Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
Проходит обсуждение игры:
- Что понравилось, а что нет?
- Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?
- На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?
- Удивил ли вас выбор кого-то из участников команды?
- Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?
9 упражнение «Душечка - Марфушечка»
Несколько участников выходят за дверь. Одному из участников зачитывается текст. Далее по одному в зал приглашаются вышедшие участники. Человек, который прослушал текст, передаёт ему его содержание. Тот следующему и так далее. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст:
Марфушечка была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у неё всё переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка»
Участниками делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.
10 упражнение «Подарок»
Все участники сидят по кругу. Можно по группам. Психолог говорит: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева. Но подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получил подарок, дальше передаёт его по кругу, пока все не получат подарок. Говорить нельзя, всё делается молча.
Когда круг замкнётся, психолог обращается к участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того, как тот ответит, психолог обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.
Проходит обсуждение упражнения.
Затем подводим итоги сегодняшней работы. Мнения педагогов.
И в заключении нашей встречи я хочу вам сказать, что всё человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям, все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и мало уверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых всё хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определённые правила:
- Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. Днём взгляните в зеркало, чтобы проверить, всё ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.
- Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех!
- Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.
- Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от неё следует немедленно избавиться, иначе вы всё время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки отличная мишень для критики.
- Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.
- Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чём идёт речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстранённым, вы лишь отталкиваете от себя людей.
- Найдите кого-нибудь в своём окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.
- Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдёт, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.
Учитесь управлять собой.
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование начинается ...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
доклад на педагогическом совете...
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"
Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует ...
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"
Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...
Тренинг педагогического мастерства "Педагогическая копилка"
Встречи с педагогами проводим ежемесячно, называем их "Педагогическая копилка". Здесь обмениваемся опытом, разбираем, обсуждаем сложные случаи из практики, предлагаем пути решения. Делимся п...