основные показатели нервно-психического развития раннего возраста
статья по психологии

Фицнер Екатерина Владимировна

основные показатели нервно-психического развития раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_pokazateli_nervno.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Основные показатели нервно-психического развития (НПР) проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз - зрительный анализаторАс - слуховой анализатор Э - эмоции Др - движения руки и действия с предметамиДо - движения общие Рп - речевое понимание Ра - речевая активностьН - навыкиС - сенсорное развитие

Возраст

Анализатор

Проявление

10 дней

Аз

Удерживает в поле зрения движущийся предмет.

 

Ас

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

18-20 дней

Аз

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет.

 

Ас

Успокаивается при сильном звуке.

1 месяц

Аз

Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов.

 

Ас

Прислушивается к звуку и голосу взрослого.

 

Э

Первая улыбка в ответ на разговор.

 

До

Лёжа на животе, пытается поднять голову.

 

Ра

Произносит отдельные звуки.

2 месяца

Аз

Длительное зрительное сосредоточение.

 

Ас

Ищущие повороты головы при длительном звуке.

 

Э

Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

 

До

Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.

 

Ра

Повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Аз

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.

 

Э

Комплекс "оживления" в ответ на игрушки.

 

До

Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.

 

Др

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

4 месяца

 

Аз

Узнаёт мать, радуется.

 

 

Ас

Находит глазами невидимый источник звука.

 

 

Э

Громко смеётся в ответ на общение.

 

 

ДР

Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку.

 

 

Ра

Гулит.

 

 

Н

Придерживает грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

 

Аз

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).

 

 

Ас

Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.

 

 

Э

Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.

 

Др

Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.

 

До

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.

 

 

Ра

Подолгу певуче гулит.

 

 

Н

Ест с ложки полугустую и густую пишу.

6 месяцев

 

Ас

По - разному реагирует на своё и чужое имя.

 

 

ДР

Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки

 в другую.

 

 

До

Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.

 

 

Ра

Произносит отдельные слоги, начало лепета.

 

 

Н

Ест с ложки, снимает пищу губами.

7 месяцев

 

Др

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.

 

 

До

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

 

 

Рп

На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.

 

 

Ра

Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.

 

 

Н

Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Э

Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.

Др

Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств.

Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.).

 

До

Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком,

 держась за барьер.

 

Рп

На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет

 разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.

 

Ра

громко, чётко, повторно произносит различные слоги.

 

Н

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Ас

Плясовые движения под плясовую музыку.

 

Э

Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.

 

ДР

С предметами действует по - разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и

другое).

До

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.

 

Рп

На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя - оборачивается на зов.

 

Ра

Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете.

 

Н

Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).

10 месяцев

Э

Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.

ДР

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.

 

До

Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки.

 

Рп

По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.

 

Ра

Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

 

Н

Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

11 месяцев

Э

Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.

 

ДР

Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.

 

До

Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

Рп

По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/.

 

Ра

Произносит первые слова - обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай».

 

Н

Умение и навыки закрепляются.

12 месяцев

Аз

Различает предметы по форме - кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.

 

Э

Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.

 

Др

Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом

на другой.

До

Ходит самостоятельно.

Рп

Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».

 

Ра

Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам.

 

Н

Самостоятельно пьёт из чашки.

1год 3 мес.

С

Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.

 

Др

Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/.

 

До

Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/.

 

Рп

Значительно увеличился запас понимаемых слов.

 

Ра

Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/.

 

Н

Самостоятельно ест густую кашу ложкой.

1год 6 мес.

С

Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику –

 кубик/.

 

Др

Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/.

 

До

Движения более координированные - перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку,

лежащую на полу/.

 

Рп

Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и

 величине.

 

Ра

В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.

 

Н

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1год 9 мес.

С

Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).

 

До

Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.

 

Др

Строит «ворота», «скамейку», «домик».

 

Ра

Пользуется двухсловными предложениями.

 

Рп

Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.

 

Н

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.

2 года

С

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

 

До

Перешагивает через препятствие чередующимся шагом.

 

Др

В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.

 

Ра

Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения.

Рп

Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта.

Н

Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.

2 года 6 мес.

С

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/.

 

До

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.

 

Др

В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).

 

Ра

Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда?

 

Н

Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.

3 года

С

Называет 4 основных цвета.

 

До

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.

 

Игры

В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.

 

Ра

Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда?

 

Н

Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно - психическому развитию:

Группа внимания: 

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока. 

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока. 

Группа диспансерная: 

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

 

Группы развития I группа: 

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием - с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям. 

П группа: 

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа: 

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень - по 1-2 показателям. 

2-я степень - по 3-4 показателям. 

3-я степень - по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа: 

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень - по 1-2 показателям.

2-я степень - по 3-4 показателям.

3-я степень - по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецсеминар по психологии и олигофренопедагогике на тему: "Нервно-психические нарушения у детей: классификация, их проявления и коррекция".

Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространения их можно раздели...

Снятие нервно-психического напряжения при подготовке к ЕГЭ.

В представленном материале описаны упражнения, способствующие снятию нервно-психического напряжения в период подготовки к выпускным экзаменам....

Предупреждение нервно- психических нарушений у детей с ОВЗ - основа профилактики речевой патологии

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых на...

Семинар – практикум для родителей «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Семинар-практикум для родителей  можно использовать на родительских собраниях, консультациях и других встречах с родителями. Его цель развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и...

Календарно - тематический план по коррекции нервно -психических нарушений учащихся 2-го класса.

Календарно - тематический план по коррекции нервно -психических нарушений учащихся  2-го класса....

Статья «Система работы с детьми, имеющими различные нервно – психические расстройства»

Содержание статьи будет полезно родителям, имеющим детей с различными нервно – психическими расстройствами....

Коррекционно - развивающее занятие "Способы снятия нервно - психического напряжения"

Занятие с учащимися 11 класса по психологической подготовке к единому государственному экзамену,  отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам....