Театральная деятельность в коллективе, как один из способов профилактики эмоционального выгорания педагогов
статья по психологии
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vygoranie_pedagogov_-_statya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность в коллективе, как один из способов профилактики эмоционального выгорания педагогов
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ»
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
"Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализацию - циничное отношение к труду и объектам своего труда В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.
Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Три стадии синдрома
Первая стадия Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
На второй стадии Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.
Третья стадия Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
- усталость, истощение;
- недовольство собой, нежелание работать;
- усиление соматических болезней;
- нарушение сна;
- плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
- агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
- негативная самооценка;
- пренебрежение своими обязанностями;
- снижение энтузиазма;
- отсутствие удовлетворения от работы;
- негативное отношение к людям, частые конфликты;
- стремление к уединению;
- чувство вины;
- потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
- снижение аппетита или переедание.
Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания?
Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности педагога. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания, ликвидации последствий эмоционального выгорания. Настоящему педагогу просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих воспитанников. Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, участие в работе театральной студии.
Все это поможет через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями усталости, позволит реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствие более успешно бороться с эффектом «выгорания»..
Совместные же занятия в детьми в театральной студии – это возможность передачи им социального опыта, как многих предыдущих поколений, так и своего.
Одна из важнейших функций театра – это познавательная деятельность. Занятия в театральной студии также развивают фантазию, воображение, концентрацию, память, осознанную реакцию, самообладание, умение импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях – это все, что так необходимо в нашей работе.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Стоит всегда помнить, что театральная деятельность – это деятельность коллективная. Это и взаимопонимание, и сотворчество, и единомыслие. Театр – это игра, а в игре мы ближе всего к нашим детям.
Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, одним из самых перспективных является использование личностно ориентированных методик и арт-терапевтических техник, в том числе театральная деятельность, с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно ориентированные методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы.
Блоки:
Актерское мастерство – развитие ассоциативного мышления, практика создания постановок.
Ораторское искусство – упражнения на дикцию, повышение навыков самопрезентаций, публичных выступлений, тренировка аргументации и стрессоустойчивости.
Театральная деятельность ставит каждого человека в активную жизненную позицию, заставляет чувствовать ответственность, отыгрывать свои проблемы.
Репетиции и театральная деятельность позволяют сблизиться с коллегами, весело провести время, примерить чужую роль – дать себе передышку, разрядку, возможность зарядиться положительными эмоциями, получить удовольствие. А также порадовать детей и коллег. Личным примером привлечь детей, воспитателей и коллег к театральной деятельности и отлично провести досуг.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты в ходе проекта
1. Улучшение психологического климата в коллективе.
2. Повышение уровня творческого потенциала педагогов.
3. Создание и реализация комплекса разнообразных мероприятий, интересных и эффективных для педагогов.
4. Выявление положительной динамики показателей эмоционального состояния в коллективе: снижение количества педагогов, имеющих эмоциональное истощение и т.д.
состояния в коллективе: снижение количества педагогов, имеющих
эмоциональное истощение и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"
Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Опыт работы с коллективом.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и по...
"Психологические посиделки как один из способов профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ"
Практикум для педагогов из опыта работы...
Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Тренинг для педагогов школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...
Индивидуальная программа защиты от стресса как основной способ профилактики эмоционального выгорания
В данной работе представлен и обобщен опыт работы со стрессом, даны практические рекомендации по преодолению тревожных состояний и панических атак. Представленные матариалы могут быть использованы для...