Театральная деятельность в коллективе, как один из способов профилактики эмоционального выгорания педагогов
статья по психологии

Нанушева Елена Владимировна

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie_pedagogov_-_statya.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в коллективе, как один из способов профилактики эмоционального выгорания педагогов

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ»

           Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

"Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональную истощенность -  чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализацию -  циничное отношение к труду и объектам своего труда В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам.  Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.

Редукцию профессиональных достижений -  возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три стадии синдрома

Первая стадия  Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

На второй стадии  Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.

Третья стадия  Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
- усталость, истощение;
- недовольство собой, нежелание работать;
- усиление соматических болезней;
- нарушение сна;
- плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
- агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
- негативная самооценка;
- пренебрежение своими обязанностями;
- снижение энтузиазма;
- отсутствие удовлетворения от работы;
- негативное отношение к людям, частые конфликты;
- стремление к уединению;
- чувство вины;
- потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
- снижение аппетита или переедание.

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания?

Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности педагога. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания, ликвидации последствий эмоционального выгорания. Настоящему педагогу просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих воспитанников. Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, участие в работе  театральной студии.

 Все это поможет  через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями усталости, позволит реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствие более успешно бороться с эффектом «выгорания»..

         Совместные же  занятия в детьми в театральной студии – это возможность передачи им социального опыта, как многих предыдущих поколений, так и своего.

         Одна из важнейших функций театра – это познавательная деятельность. Занятия в театральной студии также развивают фантазию, воображение, концентрацию, память, осознанную реакцию, самообладание, умение импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях – это все, что так необходимо в нашей работе.

   

         Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Стоит всегда помнить, что театральная деятельность – это деятельность коллективная. Это и взаимопонимание, и сотворчество, и единомыслие. Театр – это игра, а в игре мы ближе всего к нашим детям.

         Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, одним из самых перспективных является использование личностно ориентированных методик и арт-терапевтических техник, в том числе театральная деятельность,  с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно ориентированные методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы.

  Блоки:

Актерское мастерство – развитие ассоциативного мышления, практика создания постановок.

Ораторское искусство – упражнения на дикцию, повышение навыков самопрезентаций, публичных выступлений, тренировка аргументации и стрессоустойчивости.

         Театральная деятельность ставит каждого человека в активную жизненную позицию, заставляет чувствовать ответственность, отыгрывать свои проблемы.

       

  Репетиции и театральная деятельность позволяют сблизиться с коллегами, весело провести время, примерить чужую роль – дать себе передышку, разрядку, возможность зарядиться положительными эмоциями, получить удовольствие. А также порадовать детей и коллег. Личным примером привлечь детей, воспитателей и коллег к театральной деятельности и отлично провести досуг.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты в ходе проекта 

1.  Улучшение психологического климата в коллективе. 

2.  Повышение уровня творческого потенциала педагогов.

3.  Создание  и  реализация  комплекса разнообразных  мероприятий, интересных и эффективных для педагогов.

4.  Выявление  положительной  динамики  показателей  эмоционального состояния в коллективе: снижение количества педагогов, имеющих эмоциональное истощение и т.д.

состояния  в  коллективе:  снижение  количества  педагогов,  имеющих

эмоциональное истощение и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Опыт работы с коллективом.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и по...

Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Тренинг для педагогов школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...

Индивидуальная программа защиты от стресса как основной способ профилактики эмоционального выгорания

В данной работе представлен и обобщен опыт работы со стрессом, даны практические рекомендации по преодолению тревожных состояний и панических атак. Представленные матариалы могут быть использованы для...