Лицей
учебно-методический материал по психологии

Кужугет Ёндана Владимировна

Рабочие программы по внеурочной деятельности "основы семейной этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_semeynoy_etiki_8_kl.docx26.23 КБ
Файл 9_klass.docx26.92 КБ
Microsoft Office document icon 10-11_klass.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы семейной этики» для 8 класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора №130/1 от 30.08.13, учебного плана школы МБОУ «СОШ № 4 г. Ак-Довурак» на 2020-2021г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 8 класс Обучающийся научится:

  • знакомиться со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего "Я"
  • анализировать собственные ощущения, размышления, поведение
  • понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением
  • изучать причины возникновения асоциальных форм поведения человека,
  • формировать понимание законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях
  • формировать представления о семье, ее роли в жизни человека
  • формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.
  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье
  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни
  • сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание.
  • научить способам разрешения межличностных, групповых и семейных конфликтов
  • развить положительные нравственные качества личности, и качеств, значимых для будущей семейной жизни.
  • развить навыки социальной адаптации, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся.
  • раскрыть возможности обучающихся, закрепить положительные эмоции.

Обучающийся получит возможность научиться:

иметь  представления  о  роли  и  значении  брака  и  семьи  для  общества,  об  этических  нормах

взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;

возможность осознанно планировать семью;

навыкам взаимодействия в межличностных отношениях.

находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;

использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций;

способности к оцениванию мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на

знания;

выработку у обучающихся способности к пониманию состояния другого человека;

устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми

Содержание программы

Тема 1. Целостная картина своей личности

Дух, душа, тело. Направленность личности. Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

Тема 2. Личность и семья

Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей как важнейшие задачи семьи. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Тема 3. Особенности межличностных отношений юношества

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения: тактичность, сдержанность, искренность, принципиальность, доброжелательность.

Культура общения в семье и социальном окружении. Правила и техники общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения и способы разрешения.

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность и т. д.

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Роль девушки в создании здорового климата в семье коллективе. Ложное отношение к женственности.

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша как будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых - основа жизни семьи,

источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.

Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пиши, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках и т. д.). Совместный труд супругов и детей - залог благоприятного семейного климата.

Тема 4. О товариществе и дружбе.

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба как высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

Дружба        как        школа        общения,        самовоспитания        и        любви.        Дружба        истинная        и        ложная.

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.

Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность к любви. Способность к любви как выражение высшего уровня личностного развития.

Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.

Воспитание культуры чувств – дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие-полнота мудрости.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”. Уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми обязательств друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

Тема 5. Структура семьи.

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

Тема 6. Взаимоотношения в семье

Супружество – новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака.

Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга.

Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.

Распределение обязанностей, планирование дел в семье. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)

Тема 7. Факторы и последствия разлада семейных отношений.

Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.

Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей. 

Календарно-тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1.

Картина своей личности

1

Вводный урок-постановка учебной задачи, анализировать собственные ощущения, размышления, поведение.

2.

Кто «Я»? Какой «Я»?

1

 знакомиться со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего "Я"

3.

Психология

индивидуальности

1

знать основные родственные связи в

семье, этические правила

взаимоотношений между юношей и

девушкой.

4

«Я» и «Мы».Дружба и

этика.

1

применяют нравственные основы

взаимоотношений между юношами и

девушками.

5

Способы и виды общения.

1

применяют знания о товариществе,

дружбе и любви, о культуре поведения

влюбленных;

6

Конфликтные ситуации и

способы разрешения.

1

выработать навыки взаимодействия

между людьми, живущими в одной

семье;

7

Выработка навыков

решения проблемной

ситуации (тренинг)

1

Расширить информационное обучающихсяосемейно-брачных

отношениях

8

Влияние родителей и

старших ее членов на

формирование семьи.

1

Расширить представления о

возможных затруднениях и путях их

преодоления;

9

Роль девушки в создании

здорового климата в семье.

1

вырабатывают представления о

различных социальных ролях людей в

семье: мать, жена, муж и т.д.,

10

Современный юноша.

Понятие о мужественности.

1

Способности к оцениванию мотивов

поступков   других   людей   и   своих

собственных с опорой на знания;

11

Трудолюбие как качество

личности.

1

знакомятся с нравственным смыслом

бытовых обязанностей.

12

Товарищество и дружба.

1

научится навыкам взаимодействия в

межличностных отношениях.

13

Дружба как высшая степень

товарищества.

1

Способности к оцениванию мотивов

поступков   других   людей   и   своих

собственных с опорой на знания.

14

Любовь как выражение

высшего уровня

личностного развития.

1

выработку у обучающихся

способности к пониманию состояния

другого человека;

15

Дружба и любовь.

1

научится навыкам взаимодействия в

межличностных отношениях.

16

Любовь и ревность.

1

использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

17

Юность,  красота и

неповторимость.

1

использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

18

Психологическая

готовность молодежи к

браку.

1

Формированиие создания семьи.

Понимания важности

19

Распределение ролей и

обязанностей в семье.

1

Формирование представлений о семейном счастье  и  условий  для  ее

создания;

20

Последствия добрачной

половой распущенности.

1

Умению выработки нравственной

готовности к созданию семьи.

21

Организация совместного

хозяйства

1

подготовка к сознательному созданию

семьи.

22

Организация совместного

труда

1

подготовка к сознательному созданию

семьи.

23

Трудности начального

периода брака.

1

умению

готовности к созданию семьи;

24

Семья в жизни общества и

государства.

1

вырабатывают представления об

ответственности родителей за жизнь и

здоровье своего ребенка,о своей

обязанности в воспитании детей;

25

Здоровый образ жизни как

условие рождения

здорового ребенка.

1

формируют знания об особенностях

развития детей и основных проблемах

их воспитания;

26

Секреты счастливых семей

1

формировать уважительное отношение

к семье и ее ценностям.

27

Материнство и отцовство.

1

формировать уважительное отношение

к будущему отцовству и материнству,

подготовка их к сознательному

созданию собственных семей.

28

Многодетная семья.

1

формируют знания об особенностях

развития детей и основных проблемах

их воспитания;

29

Причины нарушения

супружеских отношений.

1

усвоение правил поведения людей в

ситуациях конфликта или распада

семьи; развивать эмоционально-

волевую сферу учащихся.

30

Иждивенческая позиция по

отношению друг к другу

или к родителям.

1

формируют знания об экономике и

быте семьи.

31

Неумение преодолевать

жизненные трудности.

1

умению разрешать и предупреждать

конфликты.

32

Развод и его последствия.

1

развитие умения понимать состояние и

проблемы   другого   человека,   быть

терпимым.

33

Специфика неблагополучия

неполных семей

1

Умению готовности к созданию семьи;

34

Подведение итогов.

1

Литература:

  1. Конституция РФ ст 38 «Материнство и детство, семья» Источник: http://constrf.ru/razdel-

1/glava-2/st-38-krf

  1. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – М. :1989.

3. Шаймухаметова, С. Ф. Психические состояния супругов на разных этапах развития семьи :

автореферат дис. … канд. психологических наук : 19.00.01 / С. Ф. Шаймухаметова. – Казань, 2010.

– 22 с.

  1. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.

– СПб. : Питер, 2002. – 656 с.

  1. Синягина, Н. Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н. Ю. Синягина. СПб. : «Каро», 2007.
  2. Прохорова, О. Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье / О. Г. Прохорова.

СПб. : «Каро», 2007.

7. Черникова, Т.В., Камышанова, И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные

часы        и        клубные        занятия        для        старшеклассников:        методическое        пособие/        Т.В.Черникова,

И.В.Камышанова. –М.: Глобус, 2006. – 183 с.- (Воспитательная работа)

8. Проблемные классные часы. 10-11 классы. – Вып.2. Подготовка к семейной жизни/авт.-сост. М.В.Лысогорская. – Волгоград:Учитель, 2009. -136с



Предварительный просмотр:

  1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Основы семейной этики» составлена на основе программы «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) 

Целью программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а  именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

Задачи программы:

-формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

-формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

-обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

-формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

-сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

-формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Формирование базовых учебных действий на уроках: 

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- определять основные этапы динамики семейных отношений;

- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;

- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;

-  различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка;

- определять способы формирования семейного бюджета;

- использовать традиции семьи в жизни;

- перечислять правила совместной жизни в семье;

- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу урока;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать самостоятельное высказывание;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам;

- корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- выделять важную информацию из литературы разных типов;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;

- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;

- осуществлять классификацию и синтез объектов;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке   сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.

- моделировать различные жизненные ситуации.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;

- представление о семейных ценностях;

- уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;

 - целостный взгляд на взаимоотношения полов;

- эстетические потребности и чувства;

- установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;

- готовность к бережному отношению к членам своей семьи

Содержание предмета «Основы семейной этики».

Значение семьи.

Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны

Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды.

Отличия брака от семьи.

Брачный возраст и выбор партнера.

 Права и обязанности членов семьи.

Роли мужчины и женщины в браке.

 Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей. Степени родства и их обозначение

 Откуда деньги в семье. Семейный бюджет.

Дом и семья единство противоположностей . Труд на производстве.

 Общение в браке – обязанность или право?

 Значение семейных ценностей в современном мире.

 Роль семьи в годы Великой Отечественной войны

 Первенец в браке: права и обязанности родителей

 Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков?

 Приемная семья.

Много- и малодетные семьи - исторический путь и современный выбор.

Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам.

 Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке

 Требования в семье- каркас семейного здания.

Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Здоровье семьи.

Семейное право и семейные ссоры.

Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор.

Семейные традиции и праздники.

Организация праздника День семьи (15 мая)

 Тематическое планирование (9 класс)

                

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1-3

1.Вводное занятие.

2.Значение семьи

3.Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны

1

1

1

Работа с источниками Беседа.

4-5

1.Понятие  брака, его социальная сущность,  функции и виды.

2.Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера

1

1

Беседа. Работа с источниками.

Аргументация точки зрения.

6-9

  1. Права и обязанности членов семьи.
  2. Роли мужчины и женщины в браке.
  3. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей
  4. Степени родства и их обозначение

1

1

1

1

Беседа. Презентации

Игровая форма

10-14

  1. Откуда деньги в семье. Семейный бюджет.
  2. Дом и семья единство противоположностей (2 ч)
  3. Труд на производстве.

1

2

1

Просмотр фильма, беседа .Групповая работа

15-18

  1. Общение в браке – обязанность или право?
  2. Значение семейных ценностей в современном мире.
  3. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны

1

1

1

19-22

  1. Первенец в браке: права и обязанности родителей
  2.  Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков
  3. Приемная семья
  4. Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор.

1

1

1

1

Работа с источниками, презентация. Наблюдения. Беседа.

Просмотр презентации

23-24

  1. Постоянные обязанности ребенка в семье.

Помощь родственникам

  1. Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке

1

1

Групповая работа

Беседа. Просмотр презентаций анализ.

25-27

  1. Требования в семье- каркас семейного здания.
  2. Право ребенка жить и воспитываться в семье
  3. Здоровье семьи

1

1

1

 Защита проектов, беседа.  Беседа.

28-30

  1. Семейное право и семейные ссоры.
  2. Ссора и конфликт – в чем разница?
  3. Брачный договор

1

1

1

31

Семейные традиции и праздники.

1

Защита проектов. Беседа.

32

Подготовка к праздно-ванию  Дня семьи (15 мая)

1

Работа с

Беседа, просмотр фильмов

33

Проведение празднич-ного мероприятия,

 посвященного Дню семьи (15 мая)

1

Игровая форма. Презентация.

34

Итоговое занятие

1

ББебеседа, игры, тесты



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Основы семейной этики» составлена на основе программы «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) 

Целью  программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а  именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

Задачи программы:

-формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

-формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

-обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

-формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

-сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

-формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Формирование базовых учебных действий на уроках:

Регулятивные УД:

  • самостоятельно формулировать тему урока;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работа по предложенному плану;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • составление плана и последовательности действий (алгоритма);
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УД:

  • пользоваться  словарями, справочниками;
  • находить ответы на вопросы;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план, таблицу, схему)
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.

Личностные УД:

  • определять под руководством учителя общие правила поведения (этические нормы)
  • давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Формы и методы реализации программных задач:

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках «Этики и психологии семейной жизни» различных методов обучения:

             *  Устный  рассказ  учителя  (с  использованием  наглядных  пособий; с использованием различных технических средств обучения)

              *  Беседа

             *  Элементы проблемных методов обучения

             *  Драматизация

             *  Решение «этических задач»

 Обучение по программе курса  «Основы семейной этики», направлено на достижение  следующих личностных и предметных результатов  освоения содержания.

Содержание предмета «Основы семейной этики»

10 класс

Семья - 9 ч. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. 1ч.

Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка.  2 ч.

Родственники и родственные отношения. 3 ч.

Правила поведения в семье, с родственниками. 2ч.

Обобщение знаний по теме. 1 ч.

Создание семьи - 25 ч.

  1. Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). 2ч.
  2. Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. 3ч.
  3. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. 2ч.
  4. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. 3 ч.
  5. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. 3 ч.
  6. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. 4 ч.
  7. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)?  3 ч.
  8. Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? 3 ч.
  9. Урок обобщения знаний по теме.1ч.

11 класс

Взаимоотношения в молодой семье. 10 ч.

  1. Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. 1 ч.
  2. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоениеновой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота       о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.). 4 ч
  3. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и  доброжелательность,     ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т.д.). 4 ч.
  4. Обобщение знаний по теме. 1 ч.

Быт и экономика молодой семьи. 12 ч.

1.Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм). 4 ч.

2.Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. 3 ч.

3.Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями. 4 ч.

4.Обобщение знаний по теме. 1 ч.

Конфликты в семье. 14 ч.

  1. Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга и т.д. 7 ч.
  2. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. 3 ч.
  3. Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. 3 ч.
  4. Урок обобщения знаний по теме. 1 ч.

Межпредметные связи:

Родной язык и литература - закрепление навыков письма при выполнении письменных работ,  чтение текстов, пересказ.

СБО - создание семьи, отделы ЗАГСа.

Контроль и  учет знаний на уроках:

Для контроля результативности освоения обучающимися программы изучение каждого раздела программы завершает тест. В конце учебного года выполняется итоговое тестирование.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10 % учебного времени.

Программа 10 класса рассчитана на 35 часов, с учетом проведения уроков 1 раз в неделю.

Программа 11 класса рассчитана на 35 часов, с учетом проведения уроков 1 раз в неделю.

  1.  Календарно-тематическое планирование

10 класс

Тема урока. Развитие речи

Ч.  

Словарь

Оборудование

Коммуникативные навыки. Социализация.

Дата

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.

Р.К. Родительский дом – начало начал.

1

Семья, брак, супружество Тест-рисунок «Семья».

Семейный Кодекс РФ

Формировать реальные  жизненные планы учащихся через моделирования образа будущего.

Учить соотносить собственный жизненный опыт учащихся с изучаемым материалом.

Духовные, дружеские, материальные связи в семье.

1

Традиции семьи, семейные праздники.

Пословицы, поговорки о семье.

Учить учащихся участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения.

Влияние семьи на формирование личности ребенка

1

Младенчество, детство, юношество, зрелость. Диафильм «Функции семьи»

Учить определять этапы формирования личности.

Близкие и дальние родственники.

1

Мини-сочинение «Моя семья»

Учить объяснять степень родства.

Родственные отношения

1

Двоюродные, племянники, невестка, теща, тесть.

 Вырабатывать у учащихся умение строить родственные отношения.

Отношение между родителями.

1

Уступчивость, любезность, взаимоуважение, сотрудничество, сотворчество

 Формировать у учащихся любовь к своей семье, родственникам.

Отношение детей к родителям.

Ролевая игра.

1

Ролевая игра «Дочь (сын) пришел домой под утро»

Вырабатывать у учащихся умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.

Обобщение знаний по теме «Семья».

1

Взаимоуважение, сотрудничество

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

Семейные ценности. Тест по теме «Семья»

1

Тест

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

Представление людей о семейном счастье.

Р.К. Твои обязанности в семье

1

Обязанности, компромисс.

Формировать у учащихся необходимость к созданию своей семьи.

Чего ожидают молодые  люди, создавая семью.

1

Тест-рисунок «Моя будущая семья»

Понимать важность такого шага как создание семьи.

Причины создания семьи.

1

Любовь, влечение, дружеские отношения

Вырабатывать у учащихся умения находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих.

Нравственная, материальная  и

физиологическая

готовность человека к созданию семьи

1

Решение драматизированных ситуаций.

Вырабатывать у учащихся умения находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих.

Качества человека, необходимые в семейной жизни

2

Ответственность

обязанность

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.

Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение

1

Решение различных «этических задач»

(жизненные ситуации)

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.

Повторение и обобщение знаний по теме «Выбор спутника жизни». Тестирование.

1

Тест

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

Нравственные качества важные для девушки, вступающей в брак.

1

Женственность, высокая нравственность, девичья честь.

Формировать у учащихся представление о женственности, о ее главной заботе- быть хранительницей домашнего очага.

Жизненные умения важные для девушки, вступающей в брак.

1

Анкетирование «Что такое женственность?»

Учить определять этапы формирования личности.

Нравственные качества и жизненные умения  важные для девушки, вступающей в брак.

1

Работа с периодической печатью

Формировать у учащихся представление о женственности, о ее главной заботе- быть хранительницей домашнего очага.

Нравственные качества важные для юноши, вступающего в брак.

1

Мужчина, мужская честь.

Формировать у учащихся представление о мужественности.

Жизненные умения важные для юноши, вступающего в брак.

1

Анкетирование «Что такое мужественность?»

Показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского характера.

Нравственные качества и жизненные умения  важные для юноши, вступающего в брак.

1

Работа с периодической печатью.

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.

Влюбленность и любовь.

1

Любовь, способность любить, самообладание в любви.

Этические правила.

Ролевая игра

1

Ролевая игра «А что не так?»

Учить определять этапы формирования личности.

Взаимоотношениях юноши и девушки.

Ролевая игра

Р.К. Учреждения культуры города

1

Анализ драматизированных ситуаций, разрешение жизненных проблем.

Ролевая игра «А у нас проблема..»

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.

Нравственность и сексуальность

1

Анализ видеороликов.

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.

Обобщение знаний по теме «Нравственные качества»

Тестирование.

1

Тест

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие)

1

Анкетирование

Формировать представление о браке

Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак.

Экскурсия в ленинский ЗАГС.

Р.К.Отделы ЗАГСа города.

1

Брак, брачный возраст, готовность к браку.

Экскурсия в ленинский ЗАГС.

Формировать представление о браке, нравственно-этические основы вступления в брак.

Что является основой будущего благополучия семьи.

1

Жизненные ситуации с совместным обсуждением поведения героев данной ситуации.

Формировать представление о браке, нравственно-этические основы вступления в брак.

Как сообщить родителям о своем решении?

1

Родительское благословение,

жених, невеста, помолвка.

Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Как следует вести себя  в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)?

1

Моделирование ситуаций «Знакомство с родителями(юноши ,девушки)»,

Учить определять этапы формирования личности.

Почему родители могут быть против вашего брака?

Ролевая игра.

1

Ролевая игра «Мать и дочь»

Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Обобщение знаний по теме «Создание семьи»

Итоговое тестирование.

1

Тест

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

11 класс

Тема урока. Развитие речи

Кол-во час

Словарь

Оборудование

Коммуникативные навыки. Социализация.

Коррекционная работа

Дата

1

Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость.

РК Твоя будущая семья

1

партнеры, терпимость Пословицы, поговорки о семье.

Вырабатывать у учащихся умение строить родственные отношения.

Способствовать развитию качеств и умений, необходимых  для семейной жизни

2

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота       о ней, защита).

1

муж, ответственность, забота, защита.

Притча

Формировать у учащихся представление о ее главной заботе- быть защитником семьи

Формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков

3

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (обеспечение материальных условий существования семьи).

1

материальное благо

Формировать реальные  жизненные планы учащихся через моделирования образа будущего.

Развитие слухового восприятия через словесные инструкции

4

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (участие в домашних заботах и т.д.).

1

домашние заботы

тексты

Учить соотносить собственный жизненный опыт учащихся с изучаемым материалом.

Активизация слухового внимания через вопросы

5

6

Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и  доброжелательность)    

2

Жена, забота, внимание, доброжелательность

Формировать у учащихся представление о женственности, о ее главной заботе- быть хранительницей домашнего очага.

Развитие умения применять знания в новых ситуациях

7

Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (ведение домашнего хозяйства).    

1

Ролевая игра «Семейный быт»

Формировать у учащихся любовь к своей семье, родственникам.

Развитие навыков самоконтроля

8

Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (участие в материальном обеспечении семьи)    

1

Взаимоуважение, сотрудничество

тексты

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

Коррекция мыслительных операций путем самостоятельного составления предложений

9

Обобщающий урок по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Тест.

1

Тест

Учить применять знания и умения, полученные на уроке.

Развитие навыков самоконтроля

10

11

Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи.

2

Семейная

Формировать у учащихся необходимость к созданию своей семьи.

Развитие познавательной активности

12

Потребности семьи. Естественные (питание, одежда, отдых и развлечения).

1

потребности

карточки с ситуациями

Формирование знаний о потребностях семьи.

Коррекция эмоционально-волевой сферу через смену деятельности

13

Потребности семьи. Ложные (вещизм).

1

вещизм

Вырабатывать у учащихся умения находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих.

Развитие умения выделять существенное

  14

  15

Понятие «быт семьи».

Организация домашнего хозяйства.

2

Карточки с ситуациями

Вырабатывать у учащихся умения находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих.

Развитие познавательной активности

  16

Режим семьи.

1

Ролевая игра

Вырабатывать у учащихся умения находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих.

Развитие умения вести контроль за своей деятельностью

  17

Отдых и развлечения в семье.

РК Досуговые учреждения города

1

Решение различных «этических задач»

(жизненные ситуации)

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи

Коррекция речи через речевые ситуации

18

Атмосфера семьи.

1

Притча

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи

Коррекция речи через речевые ситуации

19

Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь. Отношения с родителями

1

Взаимопонимание

тексты

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи

Коррекция речи через комментирование своих действий

20

Обобщающий урок по теме «Нравственные правила взаимоотношений»

1

Ролевая игра

Учить применять знания и умения, полученные на уроке

Коррекция речи через комментирование своих действий

21

Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье.

1

конфликт

карточки с ситуациями

Показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт

Коррекция речи через комментирование своих действий

22

23

Отношения между супругами построенные на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи).

2

подозрения

грубость

тексты

Показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт характера.

Коррекция речи через комментирование своих действий

24

25

Неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли,

разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться.

2

Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи

Развитие умения анализировать поступки свои и других

26

Вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга.

РК Твои взаимоотношения с родителями

1

родственники

Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Коррекция речи через комментирование своих действий

27

Обобщающий урок по теме «Семейные конфликты»

1

Ролевая игра «А что не так?»

Учить определять этапы формирования личности.

Развитие активности, самостоятельности.

28

Предотвращение конфликтов.

1

Карточки с  ситуациями

Формировать представления о личностных качествах людей

Коррекция мыслительных операций

29

Нравственные способы их разрешения.

1

Ролевая игра

Учить применять знания и умения, полученные на уроке

Коррекция речи через комментирование своих действий

30

Нравственные способы их разрешения.

1

Анкетирование

Формировать представления о личностных качествах людей

Развитие навыков самоконтроля.

31

Распад семьи, причины.

1

Карточки с  ситуациями

Учить применять знания и умения, полученные на уроке

Коррекция речи через комментирование своих действий

32

Нравственное поведение в ситуации развода.

1

развод

Формировать представление о браке, нравственно-этические основы брака.

Коррекция речи через речевые ситуации

33

Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. РК Городской суд

1

Закон РФ

Ролевая игра

Учить применять знания и умения, полученные на уроке

Коррекция речи через комментирование своих действий

34

Обобщающий урок за год по теме «Конфликты в семье» Тестирование.

1

Учить определять этапы формирования личности.

Психокоррекция поведения через беседу

           

III. Требования к уровню подготовки учащихся                                                                                                              

10 класс

  • Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее  значение в жизни человека.
  • Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников.
  • Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как

создание  собственной семьи.

  • Учащиеся должны, понимать и уметь объяснять,  какие условия необходимы для вступления в брак.

11 класс

  • Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни. ƒ
  • Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и рас- ходов семьи, уметь      

       приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц. ƒ

  • Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать

 основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.

IV. Реализация  практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

                      Тесты

10класс

11 класс

1 четверть    

2 четверть      

3 четверть      

4 четверть      

1

1

1

1

1

1

1

1

V. Содержание регионального компонента знаний                                                                                

Тема урока

РК

Виды заданий и  упражнений

10 класс

1

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.

Родительский дом начало – начал.

Беседа, рассказ о своей семье.

10

Чего ожидают молодые  люди, создавая семью.

Твои обязанности в семье.

Мини- сочинение

25

Взаимоотношения юноши и девушки.

Учреждения культуры города.

Виртуальная экскурсия 

29

Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак.

Отделы ЗАГСа города.

Беседа

11 класс

1

Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость.

РК Твоя будущая семья

Беседа, рисунок

16

Отдых и развлечения в семье.

РК Досуговые учреждения города

Презентация учащихся

27

Вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга.

РК Твои взаимоотношения с родителями

Беседа

35

Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям.

РК Городской суд

Беседа рассказ

VI.  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Нормы оценки тестирования.

1 группа

Оценка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится, если допущена 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.

VII.  Учебно - методический комплекс.

  1. «Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. Москва, ГИЦ Владос,  2006г.  

Литература для учителя:      

  1. «Этика и психология семейной жизни» И.В. Гребенщикова. Москва, «Просвещение», 1984 г.
  2. Семейный Кодекс Российской Федерации.
  3. «Семья и формирование личности» А.А. Бодалев, Москва «Просвещение», 1989 г.
  4. «Современная семья и ее проблемы» А.Г.Харчев, М.С. Мацковский, Москва «Просвещение», 1985 г
  5. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Методическое пособие. –  Магнитогорск: МаГУ, 2003
  6. «Этическая грамматика или весёлый этикет» (методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов). – Магнитогорск: МаГУ, 2002.

Литература для учащихся:    

  1.  Егорова А.С. Этикет семейной жизни.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  2. Для вас, девочки!: Сборник / Сост. Т.И. Махалова. Худож. В.П. Кравчук. – Новосибирск: Дет.лит., 1993.
  3. Один в доме. – Авторы – составители С.А. Чернова, Е.В. Мартынова, Л.Е. Марступа. – «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сопровождение первоклассников в лицеи"

Одним из важнейших моментов работы педагога-психолога является сопровождение обучения первоклассников в школе.  За годы работы у меня сложилась своя система сопровождения первоклассников....

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Типы лица. Коррекция формы лица с помощью прически.

Призентация по ПМ 04. Оформление прически....

«Уход за кожей лица. Особенности овала лица при выборе прически»

ознакомить учащихся с различными типами кожи, факторами влияющими на состоянии кожи; средства личной гигиены и правилами ухода за кожей; познакомить с различными видами прически и особенностями овала ...

Проект "Лицей курс на здоровье" как часть Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 27 г.Улан-Удэ на 2010 – 2015 гг. «Лицей 21 века»

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.     В уставе Всемирной организации здравоохранения ...

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....