Психолого - педагогическое сопровождение первоклассников.
презентация к уроку по психологии
Психолого - педагогическое сопровождение первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_pervokassnikov.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направление размышлений 1. Понятие адаптации. 2. Какие они, первоклассники? 3. Методы и приёмы, способствующие успешной адаптации 4. О некоторых рисках на пути достижения цели.
Что такое адаптация? Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям. Каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Цели адаптации Облегчить естественный процесс адаптации , сделав его максимально безболезненным для ребёнка и его родителей; создать доброжелательную атмосферу , позволяющую выстроить отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-родитель»; актуализировать мотивацию ребёнка к обучению, научить постепенно брать на себя ответственность.
Особенности первоклассников Преобладает образное мышление. Внимание и память произвольные. Способность к самоконтролю в зачаточном состоянии. Ведущая деятельность только начинает переходить от игры к учёбе. Мотивация постепенно меняется с игровой на учебную. Самооценка завышена, зависима от позиции взрослого. Кризис 7 лет. Активно формируется главное новообразование- внутренняя позиция школьника. - необходима наглядность; -нужна частая смена деятельности; -поощрять произвольное запоминание и внимание; -помочь преодолеть нежелательные эмоции; -формировать учебную мотивацию; -подчёркивать достижения, сильные стороны; -актуализировать социальные позиции.
Что необходимо для успешной адаптации? помочь ребёнку принять позицию школьника, помочь в принятии коллектива; помочь в освоении коммуникации и развитии сотрудничества, помочь справиться с неосознанным проявлениями эмоций.
При адаптации ребёнка к обучению необходимо: Наблюдать за каждым ребёнком. Снизить собственную (педагогическую) тревогу. Работать с родителями по принятию ребёнка таким, каков он есть. Создавать доброжелательную атмосферу.
Этапы адаптации Ориентировочный ( 2-3 недели)- бурные реакции, значительное напряжение всех систем организма Неустойчивое приспособление , организм ищет наиболее подходящие реакции на нагрузку Относительно устойчивое приспособление Кризисные периоды Первые 4-6 недель Середина декабря Неделя после каникул в феврале Середина марта В среднем от 6 до 12 недель, у некоторых до 6 месяцев
Составляющие школьной успешности первоклассника Доверие к взрослому. Развитая любознательность, отсутствие страха пробовать новое и ошибаться. Зрелость нервной системы, то есть способность хорошо ориентироваться в потоке информации и расставлять приоритеты своих действий.
Составляющие школьной успешности первоклассника Первоклассник пока ещё не понимает того, что происходит в школе. Доверие к учителю существенно облегчает вхождение в школьную жизнь, принятие норм и правил школы.
Меры, способствующие успешной адаптации Главная технология- в самом педагоге!!! Особые требования к сохранению и укреплению здоровья, поэтому: -физминутки, - пропаганда ЗОЖ, - ПОСТЕПЕННОЕ увеличение нагрузки, - изучение особенностей адаптации, - соблюдение этапов урока (актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие» новых знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока)
Стандарт определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Важно научить правильно и вовремя расслабляться
Меры, способствующие успешной адаптации Обязательный режим. Показать различие школьник- не школьник, формировать позицию школьника (т.е. поддерживать и развивать познавательную потребность и потребность общения со взрослыми ). Подчёркивать положительное (доска достижений). Ввести понятие оценки и самооценки, вырабатывать способы достижения хороших оценок. Научить первоклассников задавать вопросы, при их возникновении.
Меры, способствующие успешной адаптации Развивать способность управлять своими эмоциями(через организацию игр по правилам на переменах). Развивать учебную мотивацию. Работать по сплочению детского коллектива. Развивать навыки общения. Регулярные консультации с родителями. Обеспечить поддержку любому ребёнку.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться ". Л.А. Венгер Важно не столько то, ЧТО ребёнок знает, сколько то КАК он умеет думать
Помните!!! Современные дети другие! Их не так сильно привлекает новизна знаний, которые даются в школе. Поэтому из года в год снижается учебная мотивация первоклассников и переход из детского сада в школу не так связан с новым этапом самостоятельности ребёнка.
«Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется» Я.Корчак Возможные риски Плохое поведение- сигнал, чтоб присмотреться и найти причину. Бурные эмоции ребёнка- продемонстрировать, что мы его понимаем. Посочувствовать, никого не обвиняя. Когда успокоиться, проанализировать, научить выражать словами свои эмоции (Я раздражён!). Постоянные опоздания- разговор с родителями. Отказ идти в школу -выяснить причины, пересадить, обеспечить индивидуальное внимание. Страх совершить ошибку- донести, что ошибки- часть учёбы и они помогают, а не мешают
«Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется» Я.Корчак Возможные риски Отказ выполнять требования учителя - прояснить причину, соблюдать системность, целесообразность, поощрение. Тоска по маме -укрепление связей с детьми и учителем, амулеты, ритуалы, спокойствие. Увлечение игрушками- не запрещать, а упорядочить пользование игрушками, разрешая лишь на перемене. Заторможенность, усталость детей-частая смена деятельности, подкреплённая внешними раздражителями, разноуровневые задания.
Портрет дезадаптационного ученика Усталый, утомлённый вид. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о школе. Стремление переключить разговор о школе на другую тему. Нежелание выполнять домашнее задание. Негативные характеристики в адрес школы, учителя. Жалобы на школьные события. Беспокойный сон. Трудное пробуждение. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики. Нарушение взаимоотношений со сверстниками. Потеря интереса к школе.
Определение уровня адаптации первоклассника Отношение к школе. Успешность усвоения учебного материала. Самостоятельность в учёбе. Выполнение общественных поручений.
Диагностика адаптации к школе (первая неделя октября) Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе Э .М .Александровской. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации А.Г. Лускановой.
Залогом успешной мотивации являются: Совместные усилия: учителей, родителей и школы!
Обращаемся за помощью к психологу в случае: Если поведение ребенка угрожает его жизни и здоровью. Неконтролируемые поведенческие проявления у ребенка. В случае, если проделана работа по принятию ребёнка позиции школьника; принятию его коллективом; обучали приемам коммуникации; учили контролировать эмоции.
Помните, что рядом с Вами всегда есть люди, готовые помочь! Телефон для записи на индивидуальную консультацию 39-83-93, доб.114 Наталья Николаевна Либо записаться через классного руководителя, кабинет 312
Давайте будем доставлять детям радость общения с нами. Ш.Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников содержит в себе пояснительную записку, цели, задачи, методы работы, принципы, ожидаемые результаты, содержание проводимой рабо...
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, д...