Конспект урока "Психика. Психическое здоровье"
план-конспект урока по психологии (9 класс)
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит; что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.
Ход занятия.
- Привитие.
- Принятие правил.
Для дальнейшей работы нам необходимо принять свод правил:
1. Форма обращения друг к другу – по имени.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
3. Общение от своего имени (персонифицированные выражения).
4. Конфиденциальность происходящего.
5. Уважение друг к другу (не перебивать говорящего)
6. Правило поднятой руки (выступать поднимая руку)
7. Быть вовремя.
8. Активность участников, нет наблюдателей.
9. Безоценочность
10. Выполнять домашнее задание
(обсуждение и принятие правил)
3.Основная часть.
Все мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осознавать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатиться, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
На этом занятии мы немного приблизимся к пониманию того, зачем людям необходимо знание основ психологии, как возникла наука психология и что она изучает, что надо делать, чтобы укреплять свою психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
Каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях - в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует. Например, он по-разному ведет себя в школе, дома с близкими, с друзьями. Люди имеют разные задатки: одни склоны к занятиям спортом, другие - к художественному творчеству, третьи - к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Психика. Психическое здоровье.
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит; что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.
Ход занятия.
- Привитие.
- Принятие правил.
Для дальнейшей работы нам необходимо принять свод правил:
1. Форма обращения друг к другу – по имени.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
3. Общение от своего имени (персонифицированные выражения).
4. Конфиденциальность происходящего.
5. Уважение друг к другу (не перебивать говорящего)
6. Правило поднятой руки (выступать поднимая руку)
7. Быть вовремя.
8. Активность участников, нет наблюдателей.
9. Безоценочность
10. Выполнять домашнее задание
(обсуждение и принятие правил)
3.Основная часть.
Все мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осознавать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатиться, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
На этом занятии мы немного приблизимся к пониманию того, зачем людям необходимо знание основ психологии, как возникла наука психология и что она изучает, что надо делать, чтобы укреплять свою психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
Каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях - в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует. Например, он по-разному ведет себя в школе, дома с близкими, с друзьями. Люди имеют разные задатки: одни склоны к занятиям спортом, другие - к художественному творчеству, третьи - к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.
Упражнение «Пирог».
На доске рисуется нечто похожее на бублик. Этот бублик затем делиться на четыре сегмента. Затем предлагается одному ребенку нарисовать в каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны его личности. Когда рисунок создан, психолог спрашивает,
- забыли ли что-нибудь отразить или еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Дети обязательно скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психолог отвечает, что в центре находиться «глаз пирога», который он рисует.
Поясняется, что у каждого из нас есть «внутренний глаз», позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решить, как поступать в определенной ситуации. Психолог предлагает детям вспомнить об этом глазе при первой же возможности, когда они будут чем-то расстроены или будут сомневаться в ситуации принятия решения.
Это внутренний мир человека - психика (от греч. Psychikos - душевный). Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах. Это свойство мозга - особого органа человека.
С древних времен человек проявлял интерес к психике окружающих его людей и своей собственной. Практически все древние философы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подходили к пониманию того, что она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют такие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д.
Вопрос о том, где же находиться душа, долгое время привлекала внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон, исходя из аналитического опыта, утверждал, что органом психики является мозг. Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики –«местом», где обитает душа, - является сердце.
Другой древнегреческий философ - идеалист Платон рассматривал душу как самостоятельную субстанцию: он считал, что душа существует наряду с телом и независима от него. Душа - начало незримого, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, тленное. По своему божественному происхождению душа признана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако тело иногда берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Оно мешает чистому познанию. Согласно Платону, истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.
?А каково ваше мнение? Познаем ли мы действительность такой, как она есть, или одни и те же факты могут быть истолкованы разными людьми по-разному?
Все мы разные, и увидеть мир глазами другого человека - это сложно, но одновременно интересно и полезно. Но начинать нужно, конечно, с самого себя. Не зря сквозь века дошел до нас девиз знаменитого древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя!».
Первейшей особенностью психики человека (и, следовательно, его мозга) является отражение окружающей среды (в виде образов предметов), ориентация в этой среде и регуляция своего поведения.
Другая особенность психики - запечатление событий прошлого в памяти и формирование опыта. Это также необходимо человеку для того, чтобы лучше управлять своим поведением.
Третья особенность психики человека связана со свойством мозга предвидеть, «заглянуть в будущее». Благодаря этому свойству человек может прогнозировать события, делать открытия, проектировать и создавать новые предметы.
Таким образом, в психике человека представлены события прошлого, настоящего и возможного будущего.
С настоящим, прошлым и будущим связаны три составные части психики: сознание, подсознание и сверхсознание.
Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции. Это все те мысли, представления, желания и влечения, а также переживания (эмоции, чувства, настроение), которые человек может анализировать и оценивать в настоящем времени. Самым главным признаком сознания человека является способность понимать сущность предметов, явлений и процессов, оперировать знаниями, которые он может - с помощью слов, знаков, художественных образов и символов - передавать другим людям.
Важной составной частью сознания является самосознание (представление человека о самом себе: своем характере, здоровье и т.д.) и самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других людей). От самосознания и самооценки зависят отношения человека с окружающими людьми.
Подсознание - это совокупность психических процессов и состояний, в которых человек не отдает себе отчет. В этом случае отражаемая реальность (обстановка) практически им не контролируется, а сливается с его переживаниями. К подсознанию относятся доведенные до автоматизма навыки (например, пережевывание пищи, надевание обуви, ходьба и т. п.; непроизвольное запоминание чего-либо; а также отражение в мозгу события, которые когда-то сильно взволновали человека, но постепенно вытеснились из его сознания (в подсознании они сохраняются обычно в виде страхов, предчувствий, навязчивых идей и желаний).
Таким образом, все подсознательное либо получено человеком как бы «по наследству» от животных предков, либо является «следами» его прошлого. Важно отметить, что от состояния подсознания во многом зависят возможности сознания человека и его защищенности от психических перегрузок и стрессов.
Сверхсознательное (или надсознателъное) считается самым дорогим элементом психики. Основу сверхсознания составляет творческая интуиция, благодаря которой осуществляются научные открытия и создаются произведения искусства. Сверхсознание, так же как и подсознание, не контролируется сознанием. Но в отличие от подсознания, в котором находит отражение преимущественно прошлое человека, сверхсознание проявляется, главным образом, при решении творческих задач и, следовательно, направлено на создание будущего.
Большинство заболеваний психики связаны с утратой человеком своего душевного благополучия. Происходит это по большей части тогда, когда основные составные элементы его психики (сознание, подсознание, сверхсознание) разобщены или вступают в противоречие друг с другом.
Так, основными причинами расстройства психики человека могут служить:
- негативные события, запечатленные в памяти и возникающие периодически под влиянием определенных обстоятельств в форме болезненных влечений, сновидений, фантазий, страхов, навязчивых состояний и т. п.;
- подавленные сознанием неисполненные желания, несформированные навыки, несовершенные поступки (также в прошлом);
- отраженные в мозгу события настоящего, не приносящие радости или удовлетворения (собственные неудачи, бестактные поступки и вредительство других людей, а также различные препятствия, которые мешают заниматься творческой работой и самоутверждаться в любом деле).
4.Самоанализ
Тест «Как ты совершенствуешь (укрепляешь) свою психику?»
1. Я увлечен творческой работой 2. Я верю в перспективу 3. О прошлом у меня только положительные воспоминания 4. Я стараюсь жить настоящим 5. Все, что я делаю, получает положительную оценку со стороны других людей 6. Я миролюбиво отношусь к окружающим людям 7. Я хорошо знаю, на что способен 8. Меня трудно вывести из себя 9. Мне нравится тренировать свой мозг 10. Я доволен собой | Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да | Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет |
Прочитай каждое из приведенных предложений и обведи кружком ответ, который больше соответствует твоему поведению или состоянию:
Подсчитай количество «нет». Чем их больше, тем хуже ты заботишься о своей психике.
Подумай, что тебе надо сделать для укрепления своей психики: чтобы твои «нет» со временем превратились в «да».
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.
Первый признак - это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие не зависимые друг от друга состояния:
- полное спокойствие;
- уверенность в своих силах
- вдохновение
Второй признак - это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему
человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных ситуаций.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами - с особенностями нервной системы человека. С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия.
Способность управлять своей психикой начнется ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
Для того чтобы быть психически здоровым человеком, надо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма. К счастью, каждый из нас обладает психологическим «термостатом», своеобразным регулятором, который позволяет нам это делать. В его основе лежат биологические потребности (в психическом равновесии и восстановлении психических сил), благодаря которым человек на подсознательном уровне (т. е. непроизвольно) включается в процесс психосаморегуляции.
- Вспомните, например, что вы делаете, чтобы успокоиться после ссоры с друзьями или после неудачно выполненной контрольной работы в школе? А как ведете себя, когда чего-то сильно боитесь?
Если психологический «термостат» работает хорошо, то кратковременные случайные нервные напряжения не опасны для здоровья. Другое дело, когда человек испытывает продолжительные нервные перегрузки (стресс). Например, все время чего-то боится, не может долго забыть обиду или постоянно не справляется с учебными заданиями. В этом случае психологический «термостат» становится бессильным перед стрессом. Происходит истощение психических возможностей человека, и у него могут возникнуть различного рода нервно-психические расстройства (неврозы).
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста - неврастения. Она встречается примерно у каждого шестого учащегося.
Основные признаки неврастении:
- повышенная раздражительность,
- быстрая утомляемость,
- расстройство сна,
- слезливость,
- неустойчивое настроение,
- ухудшение аппетита, расстройство функций вегетативной нервной системы.
Многие дети вследствие неврастении страдают болезнями сердца, кишечника, желудка, а также эндокринными расстройствами
Школьникам, пережившим невротические реакции, очень важно учиться укреплять свою психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции. Для этого следует придерживаться следующих правил поведения:
- стараться не вспоминать совершенные в прошлом ошибки и промахи;
- не доказывать себе и другим, что ты лучше, чем кажешься на самом деле, не притворяться и стать самим собой;
- не тревожиться сильно о завтрашнем дне, а концентрировать свое внимание на настоящем;
- почаще «останавливать мгновение» - осматриваться и прислушиваться, это поможет
правильно реагировать на текущие события; - во все искать хорошее;
- не скрывать свои чувства от людей, которые тебе приятны и дороги.
5. Завершение занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Стресс и другие проблемы психического здоровья."
Стресс и другие проблемы психического здоровья....
Методическая разработка "Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка"
Семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим...
Беседа-презентация "Психическое здоровье" (из цикла "Здоровый образ жизни").
Что такое буллинг? Как справиться с агрессией одноклассников?...
Конспект занятие с педагогами по сохранению психического здоровья
Разработка предназначена для практикующих педагогов -психологов образовательных организаций и центров ППМС. Рассмативаются вопросы самосовершенствования педагогов в контексте актуальности сохранения и...
Презентация к уроку ОБЖ по теме "Здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье".
Презентация к уроку ОБЖ по теме "Здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье".8-9 класс....
Психологическое здоровье педагога залог психического здоровья обучающихся.
Большое значение придается придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития професси...
Тест "Психическое здоровье и психологическое благополучие" к уроку "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний"
Тест "Психическое здоровье и психологическое благополучие" к уроку "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний"...