Основная цель психологического сопровождения
статья по психологии
Основная цель психологического сопровождения - создание благоприятных социально-психологических условий для полноценной деятельности и личностного развития учащихся и их успешного обучения в каждом возрастном периоде. Во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_tsel_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель психологического сопровождения - создание благоприятных социально-психологических условий для полноценной деятельности и личностного развития учащихся и их успешного обучения в каждом возрастном периоде. Во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.
Общая направленность работы психолога определяется следующими практическими задачами:
- Выявление возникающих трудностей и их социально-психологических причин, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе.
- Содействие в гармонизации социально-психологического климата у всех участников образовательного процесса.
- Повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Традиционно проводится диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).
Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, компьютерные, предметные, бланковые, проективные и др.
В рамках психологической работы диагностического направления в 6 – 11 классах проводятся обследования обучающихся. На основании полученных данных планируется коррекционно-развивающая работа. Для проведения психологической диагностики имеется набор диагностических методик (в соответствии с «Единым психодиагностическим инструментарием педагога – психолога образовательного учреждения РС (Я)» Приложение 2 к Приказу МО РС (Я) от 06.10.2009 № 01-08/1542): психодиагностика познавательной деятельности и способностей, эмоционально-личностной сферы, текущего состояния, межличностных отношений. Применяемые методики соответствуют предъявляемым запросам администрации школы, педагогов и родителей, позволяют дифференцировать трудности у обучающихся школы,определять их причины. После совместного с педагогами анализа результатов планируется и проводится дальнейшая развивающая и консультативная работа, даются рекомендации по преодолению трудностей психологического характера. Ежегодно проводятся психологические обследования и мониторинги во всех классах, в результате которых обследованы все учащиеся школы. В ходе модернизации оснащения службы психологического сопровождения приобретен и внедрен специализированный компьютерный комплекс психодиагностических и развивающих программ «EffectonStudio» «Психология в школе» (зарегистрирован в Российском фонде компьютерных программ учебного назначения, имеет сертификат соответствия ИНИНФО). Комплекс особо востребован в индивидуальной диагностической и коррекционной работе со слабоуспевающими учащимися, так как позволяет провести более точную и углубленную диагностику, проследить изменения и особенности развития познавательных процессов. В программе зарегистрированы (активно пользуются) 100 % учащихся 6 – 11 класов. Продолжается ознакомление с возможностями комплекса педагогов, родителей.
Эффективность диагностической работы подтверждена положительной динамикой качества знаний учащихся.Организованная психологическая работа позволяет развивать мыслительные навыки учащихся. По данным диагностических исследований, проводимых в 6 – 8 классах наблюдаются положительные изменения, динамический рост уровня сформированности познавательных процессов, памяти ,внимания, мышления.Анализ результатов диагностической работы показывает, что у обучающихся повысился уровень интереса к собственным личностным характеристикам.
Наблюдается положительная динамика развития компетенций подростков.
Компетенции учащихся 6-11 классов МАОУ «СОШ №23 им.Г.А.Кадзова» | 2017-18 уч.год | 2018-19 уч.год | 2019-2020 уч.год |
Школьная компетентность | Высокий 37% Средний 50% Низкий 13% | Высокий 41% Средний 49% Низкий 10% | Высокий 45% Средний 50% Низкий 5% |
Социальная компетентность | Высокий 21% Средний 50% Низкий 29% | Высокий 27% Средний 57% Низкий 16% | Высокий 35% Средний 62% Низкий 3% |
Поведенческая компетентность | Высокий 21% Средний 49% Низкий 30% | Высокий 28% Средний 44% Низкий 28% | Высокий 33% Средний 50% Низкий 17% |
Психодиагностические комплексы, применяемые в работе школьного психолога успешно используются для решения таких актуальных задач, как улучшение успеваемости учащихся; оптимизация воспитательного процесса; преподавание психологии на современном уровне. Результаты мониторингов, диагностико – аналитических процедур дают возможность оценить психологическое состояние учащихся, состояние психологической безопасности, комфортности, прогнозировать и определять эффективность психолого- педагогического воздействия.
Динамика материала реализуемых профилактических программтакже предполагает положительные изменения. В ходе и способах реализации программы, ставится задача не столько передачи знаний, сколько создания стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Данные и анализ диагностических исследований показывает, что использованные в программах методические средства позволили наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу учащихся. Психологическое сопровождение обучающихся по индивидуальным программам осуществляется в соответствии с планом работы психолога. С данной категорией учащихся проводятся диагностические процедуры, индивидуальные беседы на выявление актуального состояния, поведенческие техники, обучение антистрессовым методам. Проводится анализ результатов, составляются рекомендации и представления на ПМПК. Эффективность проводимой работы подтверждается отсутствием неуспевающих в данной категории, успешностью их адаптации.
Психологическая работа с родителями, направлена на активизацию их позиции ,создание условий для повышения уровня общей и педагогической культуры, формирование потребности в конструктивном взаимодействии, снижение риска конфликтных и кризисных состояний, затруднений в семейном воспитании.
Работа с педагогическим коллективомведется в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний, создание и распространение информационных материалов, выступление на педсоветах и семинарах. В течение года участвую в педсоветах с результатами диагностики, рекомендациями, что позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.
Современные информационные компьютерные технологиизадействованы во всех направлениях деятельности :действует система автоматизированной диагностики с использованием компьютерных блоков тестов (приоритет – развитие умственной деятельности, психоэмоциональное состояние),индивидуальные коррекционные занятия проводятся с использованием интерактивных тренажеров, презентации, сетевые лектории широко используются в психологическом просвещении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....
Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования
-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов деления учащихся на группы.- Формирование опыта организации совмес...
Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...
Психологическое сопровождение с целью профилактики суицидальных настроений в подростковой среде.
Определение понятий: суицид, суицидальное поведение, суицидент. Типы суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Динамика развития суицидального поведения (стадии). Причины с...
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )
Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...
Цели и задачи психологического сопровождения на 2017-2018 учебный год
Цели психологического сопровождения:-создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;- создание здоровьесберегающей среды, ори...