Психологические методики на профориентацию
план-конспект занятия по психологии (9 класс)
Здесь представлены наиболее известные методики на профориентацию для учащихся 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация
АНКЕТА «ВАШ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ» (С. С. НОСОВ)
Шкалы: выраженность внешней составляющей имиджа
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА – Диагностика выраженности внешнего имиджа руководителя.
Описание теста – Анкета состоит из девяти вопросов, на которые испытуемому предлагается дать ответы «да» или «нет».
ТЕСТ: 1.Влияет ли на ваше отношение к человеку то, как он одет? 2.Стараетесь ли вы следить за модой в одежде и аксессуарах? И т.д.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА. Оценивание выраженности внешнего имиджа у руководителя производится путем суммирования всех утвердительных ответов. Сумма 1-3 балла – говорит о низкой выраженности внешнего имиджа, 3-6 – средняя выраженность, 6-9 баллов – высокая выраженность внешней составляющей имиджа.
- «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климов
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник: 1. а. Ухаживать за животными б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их. (всего 20)
Обработка результатов: Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа", вторая графа - по сфере "человек - техника", третья графа - по сфере "человек - человек", четвертая - по сфере "человек - знак" и пятая по сфере - "человек - художественный образ". В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов. Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
- «Карта интересов» А. Е. Голомшток
Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Описание: Предлагается перечень вопросов (174). Если очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"),если просто нравится - один плюс ("+"),если не знаете, сомневаетесь - ноль ("0"),если не нравится - один минус ("-"),а если очень не нравиться - два минуса ("--"). Отвечать на все вопросы, не пропуская ни одного из них.
Текст опросника Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы 1. Знакомиться с жизнью растений и животных. 2. Занятия и чтение книг по географии.
Обработка и интерпретация результатов. За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "-" проставляется -1 балл, за нулевой ответ - 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.
Исходя из структуры бланка ответов определяются виды профессиональных интересов (по столбцам).
Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
Уровни выраженности:от -12 до -6 - высшая степень отрицания данного интереса; от -5 до -1 - интерес отрицается; от +1 до +4 - интерес выражен слабо; от +5 до +7 - выраженный интерес от +8 до +12 - ярко выраженный интерес.
- «Профассоциации»
Тест можно проводить в двух вариантах, устном и письменном.
Первый способ - более валидный и надежный. Испытуемый усаживается в кресло. Ему предлагается закрыть глаза. Ассоциации записывает в блокнот сам психолог. Можно использовать диктофон, при этом ответы испытуемого записываются потом, при прослушивании записи.
Во втором способе индивидуально или в группе испытуемые письменно излагают свои ассоциации. Психолог вслух зачитывает слова-стимулы. Испытуемые на чистом листе записывают свои ассоциации. Одну и ту же профессию можно называть несколько раз. Название профессии может состоять из одного слова, а может и из нескольких.
Слова-стимулы: Запах, песня, проблема, компьютер, животное.
Обработка результатов и интерпретация. Сначала происходит объединение очень близких друг другу профессий: например "Врач" и "Патологоанатом", "Учитель" и "Учитель физики". Выбираются профессии, повторяющиеся несколько раз. Из них - одна или две самые популярные. Можно предположить, что у испытуемого по отношению к этим профессиям присутствует явный интерес и - возможно - склонность. Если нет явных лидеров среди профессий, можно все ответы расклассифицировать по какому-нибудь содержательному основанию. В качестве такого основания можно выбрать предмет труда (по Климову).
Диагностика структуры сигнальных систем
Э. Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н. О. Садовникова
Цель: выявить структуру сигнальных систем личности.
Описание: В опроснике 56 вопросов. Предъявляется бланк. Предлагается ответить «да» (+) или «нет» (-) на предложенные вопросы. Пример: Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям? У Вас есть тяга к рисованию? Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
Обработка и интерпретация результатов. Проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла.
Шкалы: 1. Метафоризация. 2. Образность представлений. 3. Символизация. 4. Вербализация. 5. Абстрагирование. 6. Рефлексивность. 7. Ручные навыки.
Результаты диагностики можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается количество баллов, полученных по соответствующей шкале, затем точки на шкалах соединяются.
На графике хорошо видна степень выраженности и преобладание тех или иных функциональных способностей. По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
«Матрица выбора профессии»
Г. В. Резапкина
Цель: помощь в выборе профессии, узнавании будущей профессии, помогает увидеть новые варианты.
Описание: Предлагаются два вопроса и по 10 вариантов ответа на них.
Пример: 1 вопрос. кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? Ответы – 1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.) 1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
2 вопрос. Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? Ответы – 2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью) 2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
Анализ производится с помощью таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.
Методика Л. А. Йовайши
Цель: определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.
Описание: Предлагается перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Задача испытуемого – определить, какому из вариантов он отдает предпочтение, и зафиксировать это в бланке для ответов. Если полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» ставить 3, а в клетку «б» - 0. Если не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выбрать из них наиболее предпочтительный и оценить его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечать на все вопросы, не пропуская ни одного из них.
Пример: Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах: а) цвет, совершенство форм; б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).
Обработка результатов и интерпретация
В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
1-й столбец - сфера искусства
2-й столбец - сфера технических интересов
3-й столбец - сфера работы с людьми
4-й столбец - сфера умственного труда
5-й столбец - сфера физического труда
6-й столбец - сфера материальных интересов
Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым.
Опросник для определения профессиональной готовности
Л. Н. Кабардовой
Описание: Раздаются бланки. Предлагается перечень утверждений (50). На каждый из них необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами - клеточки для трех ответов.
Сначала оценивать, насколько хорошо умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка "а"):
- делаю, как правило, хорошо - 2 балла;
- делаю средне - 1 балл;
- делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал - 0 баллов.
Затем оценивать ощущения, которые возникают, когда это делаете (клеточка "б"):
- положительные (интересно, легко) - 2 балла;
- нейтральные (все равно) - 1 балл;
- отрицательные (неинтересно, трудно) - 0 баллов.
Третий ответ должен отразить, хотели бы, чтобы описанное в вопросе действие входило в работу (клеточка "в"):
- да - 2 балла;
- все равно - 1 балл;
- нет - 0 баллов.
Читая вопрос, обязательно обращать внимание на слова "часто", "легко", "систематически" и т. п. Ответ должен учитывать смысл этих слов. Работа с опросником может производится как индивидуально, так и в группе.
Обработка и интерпретация результатов
Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:
а – оценка своих умений;
б – оценка своего эмоционального отношения;
в – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.
Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.
Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочитительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области "человек-знак" может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы "человек-человек" и "человек-знак"), модельер (сферы "человек - художественный образ" и "человек - техника") и т. д. По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Анкета «Ориентация»
И. Л. Соломин
Цель: самооценка профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей.
Описание: Раздаются бланки с высказываниями (5 цифр и А и В). Напротив каждого высказывания необходимо зачеркнуть цифру, соответствующую степени желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет 1 - пожалуй, так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.
Пример: Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю): Обслуживать людей 0 1 2 3; Заниматься лечением 0 1 2 3.
Затем раздаются другие бланки с высказываниями (5 цифр и А и В).. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет; 1 - пожалуй, так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.
Пример: Я могу (способен, умею, обладаю навыками): Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3; Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3.
Обработка результатов
Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек – художественный образ; 5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии – склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.
«Цель – Средство – Результат»
А. А. Карманов (ЦСР)
Цель: исследование особенностей структуры деятельности.
Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста.
Описание: В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным.
Пример: Я активный человек. Иногда я прихожу в сильное возбуждение. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен.
Обработка результатов и интерпретация
Приводится ключ для обработки результатов.
Сначала подсчитываются следующие показатели:
Цсовп – количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),
Цнесовп – количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»),
Ссовп – количество совпадений по шкале «Средство»,
Снесовп – количество несовпадений по шкале «Средство»,
Рсовп – количество совпадений по шкале «Результат»,
Рнесовп – количество несовпадений по шкале «Результат»,
Лсовп – количество совпадений по шкале «Ложь»,
Лнесовп – количество несовпадений по шкале «Ложь».
Путем вычитания получаются окончательные баллы:
Ц = Цсовп – Цнесовп (шкала «Цель») С = Ссовп – Снесовп (шкала «Средство») Р = Рсовп – Рнесовп (шкала «Результат») Л = Лсовп – Лнесовп (шкала «Ложь»)
Недостоверными признаются результаты в случае 5 и более пропущенных утверждений, а также, если Л больше 0.
Интерпретация результатов осуществляется в соответствии баллам (отдельно для Цели, Результата, Средства).
«Якоря карьеры»
(Э.Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова)
Цель: диагностика ценностных ориентаций в карьере.
Описание. Предлагается 41 утверждение. Нужно ответить на вопросы теста.
Тестовый материал
Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно
1.Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы. 2.Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях. (1-21 утверждение)
Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен
22.Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли . 23.Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере. (22-41 утверждение)
Предлагается ключ к тесту
Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33 Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34. Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35. Стабильность работы: 4, 12, 36. Стабильность места жительства: 20, 28, 41. Служение: 5, 13, 21, 29, 37. Вызов: 6, 14, 22, 30, 38. Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39. Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.
Интерпретация результатов теста.
Дается краткое описание ценностных ориентацией в карьере.
1. Профессиональная компетентность. 2. Менеджмент. 3. Автономия (независимость). 4. Стабильность работы. 5. Стабильность места жительства. 6. Служение. 7. Вызов. 8. Интеграция стилей жизни. 9. Предпринимательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие по профориентации "Дороги, которые мы выбираем..."
Разработка психологического занятия по профориентации. Его можно проводить с учащимися 9-11 классов....
Психологический КВН по профориентации для выпускников системы специального образования «КЕМ БЫТЬ?»
Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой.В.Г. Белинский У выпускников системы специа...
Материалы для психологического стенда - Тема "Профориентация"
Принципы выбора профессииВаш профессиональный выбор удачен если:…Формула выбора профессииОшибки, возникающие при выборе профессииТраектории непрерывного профессионального образованияЦитаты (Дж....
Роль психологического сопровождения в профориентации подростков
В материале раскрывается важность психологического сопровождения в профессиональной подготовке учащихся...
Психологическая диагностика в профориентации детей, оставшихся без попечения родителей.
Психологическая диагностика в профориентации детей, оставшихся без попечения родителей. Выбор профессии - ответственный момент в жизни...
Материалы для психологического стенда - Тема "Профориентация"
Представленны материалы по теме профориентации для учащихся 9 и 11 класса. Материалы подходят для оформления стенда....
Материалы для психологического стенда - Тема "Профориентация"
Представленны материалы по теме профориентации для учащихся 9 и 11 класса. Материалы подходят для оформления стенда....