Конспект занятия "О доброте и толерантности" для 2 класса.
план-конспект по психологии
Конспект занятия "О доброте и толерантности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_dobrote_i_tolerantnosti.docx | 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие по теме
«О доброте и толерантности»
для 2 класса
Составитель: Ковалева Елена Юрьевна
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
- Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.
- Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.
- Дать учащимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.
- Продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), метод проектов, сюжетно-ролевая игра.
Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение. Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта, полученного учащимися в ходе ролевого действия. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание учащимися драматических ситуаций.
Задание к занятию: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти значение слова “толерантность”, как понятие “толерантность” переводится с разных языков); нарисовать рисунки, в которых были бы отражены терпимость, добро и братство. Готовятся приемы быстрого деления класса (группы) на несколько мини-сообществ (с помощью различной цветовой гаммы).
Ход занятия
1.Организационный момент. Звучим мелодия песни Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».
2.Вступительная беседа.
— «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников).
— Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.
— А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников).
— Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников).
— Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
Давайте посмотрим, так что же обозначает слово
Что такое толерантность?
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.
Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Он посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости».
Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эту эмблему.
Толерантность — это милосердие.
Толерантность — это сострадание.
Толерантность — это уважение.
Толерантность — это доброта души.
Толерантность — это терпение.
Толерантность — это дружба.
Толерантность — это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.
— Так кто же нуждается в милосердии? Посмотрите на эти снимки. Что это за дети? (выслушать ответы воспитанников)
— Да, это дети с ограниченными возможностями – инвалиды.
- У кого есть знакомые инвалиды? Встречали ли вы инвалидов на улице? Если да, то где? Как вы думаете, сколько инвалидов на нашей планете Земля? Какие бывают инвалиды? (выслушать ответы воспитанников)
— А вы знаете что 3 декабря это всемирный день инвалидов?
— В нашем селе есть тоже люди - инвалиды.
- Как следует относиться к ним? (выслушать ответы воспитанников)
Упражнение. Игра “Возьму с собой”.
– А сейчас я бы хотел провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.
А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.
Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.
Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.
Вопросы по итогам игры:
- Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)
- Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)
- А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)
Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными).
Толерантность в семье, школе.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Учитель. - Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1).
Учитель. - Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
Упражнение. “Мой портрет в лучах солнца”
Музыка
Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.
Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Работа в группах.
Учитель. - Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
- Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
- У Н.Заболоцкого, поэта, есть такие строчки. Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
- Послушайте историю – притчу, которую я приготовил для вас.
Музыка
Ворота сада
(Притча)
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
- Какой вы извлечёте из неё урок, зависит от вас. Всё в твоих руках.
Итог.
- Пришло время заканчивать наше необычное занятие – урок толерантности.
- Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества.
- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?
- Что такое толерантность?
- Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?
Приложение 1.
Тест
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я:
а) не буду с ним общаться;
б) толкну, стукну его;
в) подружусь с ним.
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я:
а) не буду с ним играть;
б) толкну, стукну его;
в) попрошу объяснить, что он делает.
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я:
а) не буду с ним общаться;
б) толкну, стукну его;
в) постараюсь отвечать лучше;
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я:
а) не буду с ним общаться;
б) посмеюсь, какой он неуклюжий;
в) подружусь с ним.
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я:
а) не буду с ним общаться;
б) посмеюсь над ним;
в) попрошу рассказать о его вере.
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Путешествие в мир доброты". 2 В класс
Классный час на тему "Путешествие в мир доброты". 2 В классучитель Видякова Елена АнатольевнаПрезентация к уроку (880 Кб)Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,...
Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе
Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе...
Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу
Цель: формирование и развитие важных нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование представления о доброте как вечной духовной ...
Конспект занятия "Доброта-что солнце"
Занятие по нравственному воспитанию...
Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...
Конспект занятия: "Доброта каждому мила".
Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности....
Конспект урока доброты "Этот мир одинаков для всех"
В Международный день инвалидов, в рамках Декады добра и милосердия, в 9 классе Новочеркасской школы-интерната прошёл Урок доброты «Этот мир одинаков для всех». Традиционно именно первая де...