О культуре речи в профессиональном общении.
статья по психологии

Золина Наталья Анатольевна

Тема культуры общения очень широка, сложна и деликатна. По сути, она касается каждого. Давно замечено и доказано, что не всегда профессиональные качества ставятся на первое место, а не редко отдается предпочтение нравственным и культурным качествам специалиста. Данная статья раскрывает основные понятия,подходы в воспитании и методы формирования в будущем специалисте культуры речи в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическую конференцию по теме

 «О культуре речи в профессиональном общении»

Подготовил преподаватель иностранного языка, высшей категории Золина Наталья Анатольевна

КГБОУ «Минусинский медицинский техникум», 2020г

 Блез Паскль писал (1669): « Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть тем, чему их никогда не обучали».

   С. Смайлс «Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца

   Исчерпывающе ответить на все вопросы культуры общения я не смогу ввиду ряда объективных причин: вопросами обучения и воспитания культуры общения занимаются многие науки (психология, философия, лингвистика, социология, педагогика, этика, деонтология, эстетика и т. д .)

   Тема культуры общения очень широка, сложна и деликатна. По сути, она касается каждого. Давно замечено и доказано, что не всегда профессиональные качества ставятся на первое место, а не редко отдается предпочтение нравственным и культурным качествам специалиста.

   В смысл культура речи вкладывается два понятия. Под термином «Культура», подразумевается уровень личных физических и духовных, эстетических качеств. Это образованность и интеллигентность, душевность  и воспитанность, культура чувств, мировоззрения, знаний и образа жизни. Под термином «Речь»-подразумевается нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения. Речь – это человек в целом. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность. Речь – основной рычаг человеческого мышления. Следовательно, существует полная взаимосвязь культуры и речи.

   В культуре общения – следует различать две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя выражается пристойными манерами, умением держать себя в различных обстоятельствах скромно, тактично, ненавязчиво и вместе с тем соблюдая собственное достоинство. Располагающее поведение, будучи помноженным на доброту и радушие, на элементарную культуру внешнего вида, дает тот трудно измеряемый и определяемый, но чрезвычайный эффект, который известен как внешнее обаяние человека.

   Внутренняя же культура общения касается того, на какой почве оно происходит и к, чему в конечном счете сводится. В психологическом же плане, культура общения сводится к умению постигать состояние другого человека, его чувства и поступки, правильно истолковывать внутренний подтекст высказываний...От верности взаимопонимания зависит характер тех отношений, которые складываются между людьми: доверие или недоверие, симпатия или антипатия, сочувствие или осуждение

    В общий свод плавил культуры речи можно выделить несколько аспектов:

  1. внешний облик
  2. манеры говорящего,
  3. позы, жесты,
  4. немаловажную роль играет индивидуальный подход к общению и к речи самого говорящего,
  5. ясная , оригинальная и интересная речь,
  6. точность, уместность,
  7. Умение позитивно оценивать критику в свой адрес,
  8. Образованность,
  9. Компетентность,
  10. Интеллигентность.

Иностранные языки входят в состав лингвистических и филологических наук. Изучение иностранных языков вносит свою лепту в воспитание речевой культуры т.к., познавая язык, уклад и традиции других народов обогащаем свой культурный уровень, повышаем знания, расширяем кругозор, а значит, и воспитываем бережное отношение к своему языку. Лингвистика в свою очередь так же предлагает собственные подходы к обучению культуры общения – это частые выступления на публике. Ведь учащийся, готовясь к речи ищет источники , богатые высказывания мудрых людей, опирается на мировой опыт в какой либо теме, а так же каждый желает, чтобы не только его выступление было замечено, но и сам выступающий оставил благоприятное впечатление.

   Являясь преподавателем данного предмета, учитывая специфику учебного заведения, мы уделяем внимание воспитанию и обучению культуре общения. Для этого мы, на занятиях иностранного языка в раздел «лексика врача и пациента»  специально ввели лексические обороты, которые в языке выражают вежливое обращение. Преподаватель каждый раз напоминает о том, что перед тем как начать составлять диалог необходимо обращать внимание на то, чтобы речь строилась на принципах вежливости и культуры

        Сегодня каждый уважающий себя специалист знает, чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности он должен учиться искусству ведения разговора.

       Но, к сожалению, проблема обучения и воспитания культуры речи стоит на сегодняшний момент очень остро. Так как общая культура жизни оставляет желать лучшего. Во многом успех воспитания культуры общения определяется морально – этическим климатом в самих образовательных учреждениях.

 И поэтому воспитание культуры речи станет успешной тогда , когда повысится воспитание каждой личности в отдельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Поль Сопер «Основы искусства речи»; И. «Феникс», 1995.

Орлов А.Н. «Исцеление словом A + Z»; И. Красноярского университета 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура речи и особенности общения в 21 веке

Учебно-исследовательская работа по литературе...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

О культуре речи в профессиональном общении.

Тема культуры общения очень широка, сложна и деликатна. По сути, она касается каждого. Давно замечено и доказано, что не всегда профессиональные качества ставятся на первое место, а не редко отдается ...

Культура речи учеников при общении с учителем

Не смей забывать...Не смейте забыватьУчителейПусть будет жизньДостойна их усилийУчителями славитсяРоссия.Ученики приносят славу ей.Не смейте забыватьУчителей.А.Дементьев....

Культура речи в устноязычном общении

Культура речи – это, прежде всего, духовная культура человека и уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества.М...

Оценочные средства по дисциплине "Культура речи в профессиональном общении"

Фонд оценочных средств состоит из вопросов для устного опроса, тестовых заданий, творческих заданий, материалов для промежуточной аттестации...

Эссе "Значение культуры речи в профессиональной деятельности учителя"

Эссе "Значение культуры речи в профессиональной деятельности учителя"...