Разработка для родителей
методическая разработка по психологии

Кармазь Ольга Сергеевна

Работа  с  "внутренним  ребенком", медитативный  сеанс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon versiya_dlya_publikatsii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           «ВСЕ МЫ  РОДОМ  ИЗ  ДЕТСТВА».

Практикум  для  родителей  по осознанию и  принятию  состояния  внутреннего ребенка

О. С. Кармазь  

МОУ «ЦПМСС «Доверие»  г. Мирный Саха (Якутия)

Предложен практикум как  один из  инструментов  партнерства  семьи и школы, который позволяет осознать состояние Внутреннего Ребенка, приобрести  опыт общения с ним, развить  рефлексивные  навыки  общения, что  способствует  принятию и развитию  толерантности  в  отношениях  с  собственным  ребенком.

Часто в  отношениях  между  детьми  и  родителями  стоит стена  непонимания и   причин для  этого  достаточно. Одной  из  причин  можно  назвать  непринятие  себя  как  личности (почвой для  такого  непринятия – может служить непринятие  нас  родителями  в  детстве) и  это  сказывается  на  воспитательных стратегиях  и  родительском  отношении  к  нашим  детям. Когда  мы  принимаем  себя – мы  чувствуем  внутреннюю  гармонию, а  значит,  можем  видеть  ее  в  других – в наших  детях.

Цели:  Осознание состояния Внутреннего Ребенка. Получение опыта общения с Внутренним Ребенком.  Развитие рефлексивных навыков  родителей

   

  Представьте себя ребенком

     Если мы возьмем  ребенка 3-5 лет, поставим его посередине  комнаты и станем кричать на него изо всех сил, говорить ему, что он глупый и что он должен делать (даже можем ударить его пару  раз),  то  испуганный  ребенок будет или тихо сидеть в углу, или скверно вести  себя.  У  такого  ребенка существует всего лишь две возможности выбора. Но мы никогда не узнаем,  на что на самом деле способен такой ребенок.

     Если же мы возьмем того же ребенка и будем говорить ему, что  мы  его любим и обожаем и что он умный и сообразительный, что нам очень  нравится, как он играет, и ничего странного, что он делает ошибки (все их делают), и что мы всегда будем любить его, несмотря ни на что, - вы  даже  не  можете себе представить потенциальные возможности такого ребенка!

     В каждом из нас до сих пор (несмотря на наш возраст) находится  такой  ребенок. И мы часто проводим все свое время, ругая и  проклиная этого бедного ребенка в нас. А потом мы удивляемся, почему в  нашей  жизни все так плохо. Если бы кто-то  из  вашего  окружения постоянно  вас  критиковал, вам бы это  понравилось? Вполне возможно, что к кому-то из нас так и

относились, когда мы были детьми, и это очень грустно. Однако  это  было очень давно, и если вы до сих пор к себе точно так же относитесь,  то  это еще грустнее.

Ребенок внутри

Сейчас, когда ты взрослый и сильный человек, ты знаешь, что очень важно быть уверенным в себе, и невозмутимым, и настойчивым...

И очень важно уметь не показывать свои чувства, даже когда ты разозлен или огорчен чем-нибудь. И необходимо всегда думать, прежде чем ты что-то делаешь. А если тебе что-то не нравится, то все равно делать это, потому что оно действительно важно.

Можно направиться в это путешествие, для того чтобы получить там совсем новый, необычный опыт, который, может быть, что-то изменит в твоей жизни.

Родителям  предлагается занять удобное положение (упражнение  проходит  в релаксационном  музыкальном  сопровождении).

   Займите  удобное  положение, можете  закрыть  глаза.    Чтобы  сконцентрировать  свое  внимание  на  своем  внутреннем  мире,  просто  почувствуйте  как   ваши  ноги  касаются  пола,  почувствуйте  кисти  своих  рук.  Просто  направляйте  свое  сознание  на  эти  разные  зоны  своего  тела. Ощутите  свои  плечи,  почувствуйте  свою  голову  и  при  этом  все  больше  и  больше    расслабляйтесь   открываясь  к  своему  внутреннему  миру.  Постепенно  вы  можете  заметить,  как  общее  количество  движений  вашего  тела  уменьшается,  а  дыхание  становится  все  более  глубоким  и  спокойным – заметьте  это. Прежде  чем  вы  окончательно  расслабитесь и  настроитесь  на  эту  важную  внутреннюю  работу,  сделайте  просто  глубокий  вдох  и  выдох.

Сейчас мы отправляемся в путь, и сначала это красивая трава, поле или луг. И можно пойти по тропе дальше и дальше. Тропа постепенно поднимается все выше и выше в гору. И ты идешь по ней, оставляя многое позади, преодолевая разные препятствия.

Ты вновь поднимаешься вверх и вверх, и тропа делается более каменистой, и травы становится все меньше и меньше. Тропа извивается, и совсем непонятно, что будет дальше, за следующим поворотом.

И вот, когда ты проходишь за очередной поворот, перед тобой оказывается крепкая стена замка. Посмотри внимательно — этот замок твой, выстроен по твоим планам и чертежам, и ворота его открыты для тебя.

Войди внутрь. Посмотри, какой замок изнутри. Как надежно укреплены его стены, есть ли там сторожевые башни, бойницы и оружие.

Что еще есть в этом замке? Какие постройки? Там есть много разных комнат и галерей. Можно пройти по ним. Некоторые комнаты богато украшены, а другие, может быть, совсем простые. Познакомься с этим замком, с его убранством.

Подумай, как ты принимаешь гостей и обороняешься от врагов, когда живешь в этом замке. Может быть, там есть мастерские, в которых ты занимаешься творчеством. И спальни для любви... Обследуй внимательно все внутреннее пространство замка.

И вот, когда ты познакомился с ним достаточно, ты заметишь, что из одного окна виден внутренний двор, и можно спуститься туда. Этот двор в самой середине замка. Туда с трудом проникает солнце. И в середине этого двора есть колодец. Очень глубокий, холодный. И когда ты заглядываешь в колодец, то видишь, что на самом его дне сидит и плачет маленький ребенок. Ему там очень сыро, холодно и неудобно. Рискнешь ли ты спуститься туда, чтобы помочь ему?

Он боится тебя. Говорит, что ты сам когда-то посадил его туда. Когда ты сказал себе, что должен быть всегда взрослым и разумным.

Найди способ договориться с этим ребенком. Объяснить ему, что ты его любишь.

Когда тебе удается сделать это, то вы вместе можете выбраться из этого колодца и выйти сначала во двор, а потом в другие помещения замка. Сделай так, чтобы ребенку было удобно и уютно рядом с тобой, чтобы он чувствовал себя в безопасности. И ты видишь, как меняется выражение его лица, как он успокаивается, дышит ровнее, постепенно начинает доверять тебе.

Теперь можно рискнуть выйти с ребенком за пределы замка. Ребенок начинает играть и удаляется от тебя, отходит дальше и дальше. Это очень страшно — отпустить его поиграть одного. Но ребенок играет, он радуется солнцу и всему, что видит вокруг — каждому камешку, каждой травинке, бабочкам и цветам. И можно играть вместе с ним, ничего не делая и ничего не достигая — просто получая удовольствие от каждого мгновения.

Стены замка и все оборонительные сооружения становятся устаревшими и бессмысленными. И когда ты играешь с ребенком, то сам не замечаешь, как позади тебя все эти постройки начинают изменяться, превращаясь в нечто иное, более уютное и приятное для жизни.

И вот, когда вы поиграете достаточно, ребенок будет доверять тебе настолько, что сам вернется к тебе. Ты сможешь взять его на руки. Вы вместе обернетесь и увидите то открытое и прекрасное жилище, которое возникло за это время. Вы сможете войти в него, и ребенок сам выберет для себя светлую комнату, полную игрушек и сказочных вещей, света, смеха и тепла, в которой он может жить, и выходить погулять и поиграть в любое время, когда ему захочется. И ты можешь приходить к ребенку тогда, когда тебе это надо.

И мы еще не раз вернемся в этот светлый дом, для того чтобы познакомиться с самыми разными его комнатами и обитателями.

А сейчас нужно вежливо попрощаться с ребенком и возвращаться назад по тропе, спускаясь с горы, на луг и выходя вновь к костру, возвращаясь сюда, в “здесь и сейчас” нашего сказочного пространства и  когда  почувствуете, что  готовы,  можете  открыть  глаза.

Получение  обратной  связи:

Вам  удалось  пообщаться  с  вашим  внутренним  ребенком? Были  какие то  трудности? Что  вы  чувствуете  сейчас. Приятна  ли  была  для  вас  эта встреча? Удалось  принять   этого ребенка?  Когда  вам  будет  нелегко  и  вы  будите  обижены  или  чем  то  расстроены,  вспоминайте  о  своем  внутреннем  ребенке,  ведь  вам  может  быть  плохо  потому,  что  плохо ему.

Литература:

  1. Петрушин С. В. Психологический  тренинг  в многочисленной группе.-М.: Академический  проект, 2004. -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей "Как воспитать в детях любовь , сострадание и милосердие ...?"

Данная разработка предназначена для учителей,педагогов дополнительного образования и в первую очередь для родителей,ведь именно семья закладывает основы для формирования личностных качеств человека....

Разработка для родителей

типы конфликтов и способы их преодоления...

Методические разработки для родителей гиперактивных детей

В статье даны рекомендации родителям гиперактивных детей....

Разработка для родителей Не детская еда. Язык - зеркало здоровья

Разработка для родителей "Не детская еда". Язык - зеркало здоровья...

Методическая разработка для родителей"ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ"

ЦЕЛЬ:- ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и  школе. Обучение родителей упражнениям и играм, направленным на укрепление здоровья детей дома и на отдыхе...

Методическая разработка для родителей "Конфликты в вашей жизни"

Презентация демонстрирует характеристику термина конфликт и предлагает пути решения конфликтных ситуаций....

Методическая разработка для родителей "Профилактика ОРЗ"

Как помочь себе и ребенку.Профилактика острых респираторных заболеваний....