Особенности копинг-поведения в подростковой среде.
статья по психологии (8 класс)
В статье рассматриваются особенности поведения подростков в стреввовых ситуациях и их способы реагирования и совладания со стрессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_koping_strategii.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности копинг-поведения в подростковой среде.
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости, сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, конфликтностью, чувством тревоги, резкой сменой настроения, повышенной эмоциональностью.
Ведущей деятельностью этого возраста становится общение и проблемы, вызывающие стресс у подростков чаще всего связаны сним. Именно в подростковом возрасте происходит формирование копинг-стратегии, как важной составляющей личности.
Копинговые стратегии — это приемы и способы, которые использует человек, чтобы справиться со стрессом.Понятие бъединяет когнитивные(интеллектуальные), эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессом.
Стресс — это дискомфорт, испытываемый человеком, при резких изменениях в окружающей среде.
Все поведенческие копинг-стратегии делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные.
Адаптивные: проблемный анализ, установка собственной ценности, сохранение самообладания, протест, оптимизм,сотрудничество,обращение,альтруизм.
Неадаптивные варианты копинг-поведения
растерянность,игнорирование, подавление эмоций,покорность, самообвинение,агрессивность, активное избегание, отступление.
Относительно адаптивные варианты копинг-поведения-
относительность, придача смысла, эмоциональная разрядка, пассивная кооперация, компенсация, отвлечение, конструктивная активность(путешествия).
Эффективным будет применение всех трех видов стратегий.
Особенности копинг-поведения подростков заключаются в повышенном эмоциональном уровне реагирования на стрессовые ситуации.
Эмоциональные копинг-стратегии проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму.
Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки).
У подростка чаще еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом, однако приоритетную тенденцию развития получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта.
Исследование особенностей копинг-поведения в подростковой среде проводилось в ноябре 2019г. на базе МБУ ДО «Центр технологического обучения» г.Пензы. среди учащихся 8-х классов. В исследовании приняли участие 79 подростков.
Исследование проводилось в форме тестирования (Тест Хайма борьбы со стрессом).
Анализируя полученные данные, можно выделить следующие закономерности и особенности использования копинг-стратегий у подростков.
Во-первых, подростки используют как адаптивные(такие, которые позволяют найти наилучший выход из сложной ситуации), так и неадаптивные варианты поведения.
К первым относятся:
- среди когнитивных копинг-стратегий -проблемный анализ -формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них«я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» ;
- среди эмоциональных копинг-стратегий –оптимизм –«я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»;
- среди поведенческих – сотрудничество «я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».
К относительно адаптивным копинг-стратегиям, которые используют подростки, относятся следующие:
- среди когнитивных- относительность-«я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои -это просто пустяк»; придача смысла- «я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»; установка собственной ценности «в данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными»;
- среди поведенческих- отвлечение-«я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».
Среди неадаптивных вариантов копинг-стратегий, подростки чаще всего выбирают такие, как:
- подавление эмоций «я подавляю эмоции в себе», эмоциональная разрядка «я впадаю в отчаяние, плачу и рыдаю»;
- отступление «я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой», активное избегание «стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих проблемах».
Рекомендации по результатам проведенного исследования
Таким образом, особенностью копинг-стратегий в подростковой среде относится повышенный эмоциональный уровень реагирования в стрессовой ситуации.
Использование адаптивных копинг- стратегий подростками способствует формированию успешной социально-психологической адаптации, как в школьной среде, так и вне школы. Следует отметить, что именно подростковый возраст отличается недостаточной сформированностью адаптивных копинг-стратегий по причине возрастных особенностей и, связанных с ним особенностей подросткового поведения(вспыльчивость, импульсивность, слабый контроль эмоций и поведения, резкие колебания самооценки). Вследствие чего необходимо знакомить подростков с эффективными и адаптивными копинг-стратегиями с целью формирования копинг-поведения через совершенствование поведенческих навыков, в том числе развитие навыков саморегуляции:
1. Способы управления дыханием.
2. Способы управления мышечными зажимами (релаксация).
3. Способы, связанные с воздействием слова (самопрограммирование)
4. Способы самоодобрения (самопоощрения)
5. Способы снятия напряжения самоприказом (аутогенная тренировка).
Данные способы развивают навыки саморегуляции и управление эмоциями.
Формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием способствует развитию адаптивных копинг-стратегий у подростков и, соответственно, успешной социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...
"Агрессия в подростковой среде"
Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога....
«Влияние отечественной и зарубежной киноиндустрии на развитие наркомании в подростковой среде современного общества»
Научно-исследовательская работа по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности. В работе рассматривается - Рекомендации и система мер по предупреждению и профил...
Профилактика суицида в подростковой среде
Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о суициде в среде молодёжи. За послед...
Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...
«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».
Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...
Выступление на МО Особенности общения и проблем в подростковой среде.
Эта тема стала актуальна в моей воспитательной работе, когда мои воспитанники достигли 13-14 лет. Появились проблемы, связанные с их активным использованием интернета, что и освещено в материале, подо...