«Как правильно дружить»
методическая разработка по психологии (5 класс)
ЦЕЛИ:
- Выяснить взгляды обучающихся по данной проблеме.
- Познакомить младших подростков с кодексом дружбы. Помочь им осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
- Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
- Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
- Повысить самооценку у обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Анализ обучающимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.
- Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
МАТЕРИАЛЫ:
- Мяч или игрушка.
- Поговорки и пословицы о дружбе.
- Кодекс дружбы.
- Листы бумаги, ручки или карандаши.
- Материалы к упражнению “Что важно для дружбы?”
Беседа рассчитана на 3 урока по 1 разу в неделю. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_uchashchimisya_5-6_klassov.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с обучающимися 5–6-х классов с элементами тренинга
по теме: «Как правильно дружить».
ЦЕЛИ:
- Выяснить взгляды обучающихся по данной проблеме.
- Познакомить младших подростков с кодексом дружбы. Помочь им осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
- Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
- Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
- Повысить самооценку у обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Анализ обучающимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.
- Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
МАТЕРИАЛЫ:
- Мяч или игрушка.
- Поговорки и пословицы о дружбе.
- Кодекс дружбы.
- Листы бумаги, ручки или карандаши.
- Материалы к упражнению “Что важно для дружбы?”
Беседа рассчитана на 3 урока по 1 разу в неделю. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.
ХОД БЕСЕДЫ
Знакомство. Короткий рассказ о целях беседы, об особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.
Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»
Цели:
- Создание в группе доверительных отношений.
- Формирование у детей положительного отношения друг к другу.
- Повышение самооценки детей.
Задача: предоставить обучающимся возможность ближе познакомиться друг с другом.
«В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться».
Обсуждение по теме занятия.
Вопрос: Что такое дружба?
«Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
«Дружба» (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
«Дружба» (словарь) – индивидуально избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
Вопросы:
- Чем приятели отличаются от друзей?
- Сколько у человека может быть настоящих друзей?
Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение “Мой идеальный друг”
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.
Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу
Вопросы:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:
- Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
- Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
- Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
- Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
- Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
- Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
- Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
- Делитесь новостями о своих успехах.
- Выразите эмоциональную поддержку.
- Добровольно помогайте в случае нужды.
- Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
- Возвращайте долги и оказанные услуги.
- Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
- Защищать друга в его отсутствие.
- Быть терпимым к остальным его друзьям.
- Не критиковать друга публично.
- Сохранять доверенные тайны.
- Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
- Не быть назойливым, не поучать.
- Уважать внутренний мир и автономию друга.
Вопросы:
- Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?
- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
- Как Вы думаете, несоблюдение, каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций
1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?»
«Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.
2. Ходжу Насреддина однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?»
«Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»
3. Восточного мудреца спросили: «Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?». Он ответил: «Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести».
Упражнение «Что Важно для дружбы?»
Цели:
- закрепление полученных знаний о дружбе,
- формирование новых отношений с окружающими людьми
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
- Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
- Защищать друг друга от обидчиков.
- Придумывать вместе интересные игры.
- Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
- Угощать друг друга сладостями.
- Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
- Уметь уступать друг другу.
- Часто ходить друг к другу в гости.
- Говорить друг другу всегда только приятные слова.
- Уметь делиться новостями.
- Помогать друг другу.
- Уметь слушать друг друга и понимать.
- Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
- Не ссориться друг с другом по пустякам.
- Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы:
- Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: «У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?
- Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
- Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться, надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами, ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так, же все думают только хорошее.
- Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.
- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.
Особенности проведения беседы:
Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.
1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.
2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:
- Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.
- Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).
- Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.
- Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?
3. Занятие всегда начинается, с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:
1. Психогимнастики: «Поменяйтесь местами все те…».
Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.
Задача: сплотить группу.
Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
2. Игровое упражнение: «Привет!»
Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.
Задача: сближение участников группы друг с другом.
Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать «Привет! Как твои дела?». Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.
Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дружим с союзами"
Обобщающий урок по теме "Союзы" в 7 классе. Конспект урока содержит тест по теме, материал для работы с интерактивной доской, творческие задания....
Дружим или не дружим?
В каждом классе бывают ссоры и конфликты, главное - вовремя их увидеть Как научить детей слушать и слышать других, принимать отличное от твоего мнение? Я попробовала показать ребятам, что они могут эт...
Открытое занятие по хореографии: "Дружит с солнцем ветерок, дружим мы с тобою" ГБОУ Школа 1400 ДО СП №2
Открытое занятие "Дружит с солнцем ветерок, дружим мы с тобою" (взаимосвязь младшей и старшей групп)...
Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"
Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранен...
Беседа на тему "Как правильно дружить?"
Беседа содержит воспитательные моменты,в понимании дружбы,о понятии, разъяснение дружбы и как правильно дружить....
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окр...
"Как правильно дружить"
Занятие с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"ЦЕЛИ:Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества ...