Особенности построения детско-родительских отношений в подростковом возрасте и благополучие ребенка в семье
статья по психологии
Одна из важных сфер отношений подростков - отношения с взрослыми, прежде всего, с родителями.
Семья является ближайшим социальным окружением ребенка и играет в воспитании детей основную, долговременную роль. Именно в семье формируются и закрепляются основные черты личности ребенка, происходит становление его внутреннего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности построения детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Одна из важных сфер отношений подростков - отношения с взрослыми, прежде всего, с родителями.
Поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретет самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Грубость и не понимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям приводит, как правило, к множеству трудностей в жизни подростка.
Подростковый возраст ставит перед родителями новые сложные требования. Необходимо учитывать, что нарушения во взаимоотношениях родителей и детей, ранее не игравшие заметной роли, в данный период выходят на первый план и могут стать источником психической травматизации подростка.
Основные сложности в общении, споры, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается представленным самому себе.
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависит в первую очередь от позиции родителей.
Причины нарушения взаимоотношений родителей и подростка могут быть различны. Но важную роль могут сыграть недостаток педагогической культуры родителей, особенности их личности, ценностные ориентации семьи, также это могут быть нарушения связанные с неблагоприятными особенностями семьи. Это в частности, нарушения семейных представлений, межличностной коммуникации в семье, механизмов семейной интеграции, поло-ролевой структуры и т.д.
В психологической литературе описано несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Благоприятная родительская позиция способствует успешной социализации подростка, формированию адекватной самооценки, уровня притязаний, а также позволяет в период подросткового возраста избежать негативных последствий, которые могли бы быть вызваны неадекватным стилем воспитания.
Родительское отношение является значимым фактором в развитии ребенка. Характер взаимоотношений родителей и детей определяет атмосферу в семье, влияет на формирование личности подростка, его эмоциональное развитие. Адекватный стиль родительского воспитания создает благоприятные условия для оптимального развития ребенка.
Семья является ближайшим социальным окружением ребенка и играет в воспитании детей основную, долговременную роль. Именно в семье формируются и закрепляются основные черты личности ребенка, происходит становление его внутреннего мира.
Использованная литература
- Бэш Ф. М.: Здоровье и воспитание подростка. Полное практическое руководство для родителей: пер. с англ. / гл. ред. Д. И. Грейданус. – Издательство: Мартин, 2012 . – 591 с.
- Волков Б. С. Психология подростка. – М.: Издательство: Питер, 2010. – 240 с.
- Кузин М. В. М.: Как выжить с ребенком-подростком: Практическое пособие для родителей. – Издательство: Эксмо, 2007. – 320 с.
- Кулаков С. А. На приеме у психолога — подросток: Пособие для практических психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2001. – 350 с.
- Синегина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Учебное издание: Издательство: Владос, 2005 . – 95с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА
Проблема отцов и детей- актуально вечно...
Детско-родительские отношения в подростковом возрасте
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу....
Психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста
В данной статье описываются психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста...
Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков – возникновение трудностей во взаимодействиях с детьми, сложности в отношениях, связанные с непослушанием ...
Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"
Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...
Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в ко...