Современные технологии экологического воспитания дошкольников
презентация к уроку по теме

Яугела Наталья Николаевна

В презентации представлены наиболее часто использованные современные оброзовательные технологии в экологическом воспитании дошкольников. Описано краткое их содержание. Стержнем каждой технологии являються закономерные события в природе и обществе. Технологии для дошкольников включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_pedsovet_yaugela_1.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии экологического воспитания дошкольников. Подготовила воспитатель: ГБДОУ №61 Яугела Н.Н . Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №61 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2018

Слайд 2

«Человек был и всегда остается сыном природы; то, что роднит его с природой. Должно использоваться для его же приобщения к природе. К богатствам духовной культуры. Мир, окружающего ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В.А. Сухомлинский)

Слайд 3

Технология – совокупность действий для достижения какого - либо результата . Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее глав­ные идеи и положения. Автор технологий формирования начал экологической культуры Светлана Николаевна Николаева (Доктор педагогических наук) программа «Юный эколог » (пока единственная программа, имеющая не только методическое, но и технологическое обеспечение ) Парциональные экологических программ : «Семи цветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог» Экология – (от греч. Oikos дом, жилище и logos учение ) наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и окружающей среде. Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Слайд 4

Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие технологии: Проектный метод Кейс-технология Компьютерные технологии и мультимедийные презентации Экологический театр Технология моделирования Природоохранительные акции Экологическая тропа Технология организации труда в природе Технология поисково-исследовательской деятельности детей Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическая культура – это воспитание чуткости и отзывчивости к окружающему миру через ПОСТУПОК

Слайд 5

Проектный метод - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей. Проекты: «Экологические недели здоровья» (в ходе недели здоровья дети знакомиться с правилами поведения в природе, различными играми и упражнениями на свежем воздухе, и самое главное осознают, что наше здоровье, зависит от здоровья природы ) «Вода вокруг нас» «Живая книга леса» «Строим экологический город Экоград » «Неутомимые труженики» «Откуда берутся бабочки» «Кто из нас из овощей и полезней и вкусней» «Загадочный вид водоема» «Я садовником родился» «Времена года» «Наши младшие друзья»

Слайд 6

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Идеи технологии : - предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности ; развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например , кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе ?» Метод дискуссий « Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т. д- цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Слайд 7

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации - дидактические картинки , репродукции художественных картин, - фотографии , - видеофильмы, - звукозаписи .

Слайд 8

1. З вуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д .; 2. Э кранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме ; 3. М ультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации ; 3. М ультимедийные экологические игры , игры-путешествия , игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки , пальчиковые игры . 4. М едиа занятия. Иллюстративно – наглядный материалы на электронных носителях

Слайд 9

Экологический театр Который, способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. -Эко- Конкурсы (рисунка, поделки) - Викторины Брейн -ринги КВН Экскурсии Развлечения Праздники экологического характера «Праздник птиц», « Мы - друзья природы», « День земли», « День рождения леса», « Осенний калейдоскоп».

Слайд 10

Природоохранительные акции В ходе акций дошкольники получают: - природоведческие знания, - формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности . Виды акций : Осень : « Семечко и зёрнышко про запас !» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц ). Зима : «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц). «Ёлочка – зелёная иголочка » (сбережение живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году), «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального ). Весна : «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды »). «Любимый – чистый город!», «Каждому певцу по дворцу !» «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов ). Лето: «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Слайд 11

Т ехнология познавательно-исследовательской деятельности детей «Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания» (Л . М. Маневцова ) . Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта . Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности . Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут ?»). Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым , и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.

Слайд 12

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию. Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.

Слайд 13

Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. 1 . Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. 2 . «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. 3 . Скворечник (кормушка). Наблюдение в течении года за этим объектом формирует целостную картину мира. 4 . «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий 5 . «Сад и огород». 6. «Цветник» Как использовать объекты экологической тропы:

Слайд 14

Экологические тропинки в дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.

Слайд 15

Технология Моделирования Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей. Виды моделей: Предметные или объемные Предметно-схематические Графические Например, ГЛОБУС- это предметная модель Земли ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это тоже модель Земли, но уже графическая

Слайд 16

Какова последовательность обучения детей моделированию ? 1 .Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы С помощью готовой модели, ранее усвоенной ими . 2 .Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки . 3 .Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3–4 . 4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). 5 .Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.). Приемы моделирования: использование мнемотаблиц , пиктограмм, заместителей.

Слайд 17

Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников . Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе . Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).

Слайд 18

Спасибо за внимание Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Статья на тему: "Тенденции экологического воспитания дошкольников"

Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы....

Экологическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях

«Астрахань – мой город родной!» тематическое итоговое занятие в логопедической подготовительной школе группе.Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение з...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...

Экологическое воспитание дошкольников

Как же воспитывать  в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональность,  сопереживание, которые помог...

Консультация по экологическому воспитанию дошкольников

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...