«СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА»
статья по психологии
Рекомендательная статья для родителей детей подросткового возраста. Данная статья повествует о необходимости обеспечить эмоциональную безопасность своего ребёнка, как средство формирования положительной самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_detey.docx | 199.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА»
Ребенок не может самостоятельно обеспечить свою безопасность, оградить себя от угроз психическому благополучию, тормозящих или деформирующих нормальный процесс его развития. Поэтому чтобы помочь тревожному ребенку, необходимо позаботиться о психологической безопасности, чувстве защищенности малыша и это задача взрослых.
Признаки и особенности поведения тревожного ребенка из-за отсутствия психологической безопасности могут проявляться: в трудностях засыпания и беспокойном сне; в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия); в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; в том, что он постоянно сосет соску, палец; в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; в дневном и ночном недержании мочи, в игре с половыми органами.
Определим, что является угрозой психологической безопасности детей.
К внешним источникам следует отнести:
- Манипулирование ребенком, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
- Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а взрослые долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение.
- Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и прочие факторы.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. д.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка из самых благих соображений, не осознавая, что тем самым делают ребенка тревожным. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Психологическая безопасность подростков (школьников).
Огромную часть своего времени подросток проводит в школе, продленке, а его межличностное взаимодействие включает общение с учителями и другими учащимися. Поэтому так важно сохранять психологическую безопасность образовательного процесса. Это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию морального давления, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности подростка.
Моральное давление – это действие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от физического, межполового или дальнейшего морального давления. Моральное давление имеет следующие проявления: употребление бранных слов и/или крика; постоянное приставание, допросы и унижение, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий. Неясные угрозы типа: “Ты у меня доиграешься!” или “Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!”.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, осваивать систему знаний и социальных навыков, научаться жить, нести ответственность, развивать свои способности и строить образ “Я”.
Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка».
Права и обязанности родителей и детей....
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...
Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....
Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»
Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...
Лекторий для родителей 5-6 классов по теме: "роль семьи и школы в формировании личности ребенка"
Материал содержит практические рекомендации для родителей...
Презентация к родительскому лекторию на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"
Презентация по теме выступления на родительском лектории на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"...
Круглый стол для родителей на тему: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
Данный материал содержит информацию для родителей о психологических особеннстях одаренного ребенка, о роли семьи в раскрытии его одаренности....