25.04.2020 МЖКХ1 основы деловой культуры Характер и воля
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Галина Николаевна Махутова

изучить лекционный материал, выполнить задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakter.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Характер, воля и способности делового человека

Бизнес предъявляет определенные и очень большие требования к характеру человека, и прежде всего к его волевым чертам.

Итак, что же такое характер?

Характер (от греч. “черта”, “особенность”, “чеканка”, “отпечаток”) — совокупность (или сочетание) устойчивых индивидуальных особенностей личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.

Характер не наследуется и не является врожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во- вторых, индивидуально-своеобразными (условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.ь, дипломатичность, верность данному слову и т. п.

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к деятельности.

Из всего многообразия черт характера выделяются основные виды:

  • 1) моральные — чуткость, деликатность, внимательность;
  • 2) волевые — решительность, настойчивость, твердость, целеустремленность, упорство, смелость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность;
  • 3) эмоциональные — вспыльчивость, нежность, страстность.

Очень важны в бизнесе волевые черты характера, выражающие сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности.

Воля — это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности, умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Говоря о волевых чертах характера, важных для успеха в работе, нельзя умолчать о некоторых недостатках характера, которые могут принести много вреда на работе и в бизнесе. Одним из довольно распространенных недостатков характера является упрямство. Его называют “карикатурой на сильную волю”. Упрямый человек хочет во что бы то ни стало действовать по-своему, если даже его действия являются ненужными и вредными. Упрямый человек не любит работать над собой, с трудом поддается разумным доводам.

В то время как сильные стороны — при правильном их использовании — способствуют успеху дела, ошибки и недостатки, напротив, тормозят его, и прежде всего тогда, когда мы ничего не делаем для их устранения.

К недостаткам, требующим к себе особого внимания, относятся прежде всего те, которые вы выявили не сами, а на которые вам указали другие.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к труду, людям и к самой себе. Различают положительные и отрицательные черты характера.

По отношению к труду: трудолюбие/леность; инициативность/инертность; творчество/консерватизм; ответственность/недобросовестность; усердие/поверхностность.

По отношению к людям: общительность/замкнутость, грубость; вежливость/бестактность; доброжелательность/недоброжелательность;

откровенность/эгоизм, скрытность; чуткость/зависть, черствость.

По отношению к самому себе (проявляется в самооценке действий):

чувство собственного достоинства/заносчивость; самокритичность/повышенное самолюбие; скромность/самоунижение; гордость/эгоизм; самодисциплина/высокомерие.

Трезвая (адекватная) самооценка — это одно из условий совершенствования личности. Нежелательна завышенная самооценка, а также и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства.

А. Толстой считал, что

https://studref.com/htm/img/13/6918/3.png, т. е.

чем меньше знаменатель, тем больше дробь.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Сказать о человеке, что он способный вообще — значит не сказать о нем ничего. Способным можно быть к чему-то: к учению, к занятиям спортом, к какому-то виду профессиональной деятельности и т. д.

Различают общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности (качества ума, особенности памяти, способность к труду, речевые способности и др.) и специальные, которые необходимы в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности: музыкальные, педагогические, организаторские, способности к коммерческой деятельности, к бизнесу.

К специальным способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Способности не даются человеку от природы в готовом виде, они формируются прижизненно. Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

Врожденными являются не способности, а задатки — анатомо-физиологическая предрасположенность к развитию способностей. Способности формируются, складываются, развиваются на основе врожденных задатков, под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, большого трудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.

Задание:

Записать в один столбец  слова, которые характеризуют людей с сильной волей, в другой – со слабой

Слова: надо, хочу, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, подумаю, страшусь, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11.04.2020 МЖКХ1 Основы культуры делового общения Культура телефонного разговора

изучить материал, выполнить тест для самопроверки...

18.04.2020 МЖКХ1 основы деловой культуры Темперамент

изучить материал, выполнить задания...

23.05.2020 МЖКХ2 основы делового общения Деловая переписка

изучить материал, выполнить задание...