25.04.2020 МЖКХ1 основы деловой культуры Характер и воля
план-конспект занятия по психологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Характер, воля и способности делового человека
Бизнес предъявляет определенные и очень большие требования к характеру человека, и прежде всего к его волевым чертам.
Итак, что же такое характер?
Характер (от греч. “черта”, “особенность”, “чеканка”, “отпечаток”) — совокупность (или сочетание) устойчивых индивидуальных особенностей личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.
Характер не наследуется и не является врожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во- вторых, индивидуально-своеобразными (условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.
Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.ь, дипломатичность, верность данному слову и т. п.
Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к деятельности.
Из всего многообразия черт характера выделяются основные виды:
- 1) моральные — чуткость, деликатность, внимательность;
- 2) волевые — решительность, настойчивость, твердость, целеустремленность, упорство, смелость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность;
- 3) эмоциональные — вспыльчивость, нежность, страстность.
Очень важны в бизнесе волевые черты характера, выражающие сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности.
Воля — это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности, умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Говоря о волевых чертах характера, важных для успеха в работе, нельзя умолчать о некоторых недостатках характера, которые могут принести много вреда на работе и в бизнесе. Одним из довольно распространенных недостатков характера является упрямство. Его называют “карикатурой на сильную волю”. Упрямый человек хочет во что бы то ни стало действовать по-своему, если даже его действия являются ненужными и вредными. Упрямый человек не любит работать над собой, с трудом поддается разумным доводам.
В то время как сильные стороны — при правильном их использовании — способствуют успеху дела, ошибки и недостатки, напротив, тормозят его, и прежде всего тогда, когда мы ничего не делаем для их устранения.
К недостаткам, требующим к себе особого внимания, относятся прежде всего те, которые вы выявили не сами, а на которые вам указали другие.
Общие черты характера проявляются в отношениях личности к труду, людям и к самой себе. Различают положительные и отрицательные черты характера.
По отношению к труду: трудолюбие/леность; инициативность/инертность; творчество/консерватизм; ответственность/недобросовестность; усердие/поверхностность.
По отношению к людям: общительность/замкнутость, грубость; вежливость/бестактность; доброжелательность/недоброжелательность;
откровенность/эгоизм, скрытность; чуткость/зависть, черствость.
По отношению к самому себе (проявляется в самооценке действий):
чувство собственного достоинства/заносчивость; самокритичность/повышенное самолюбие; скромность/самоунижение; гордость/эгоизм; самодисциплина/высокомерие.
Трезвая (адекватная) самооценка — это одно из условий совершенствования личности. Нежелательна завышенная самооценка, а также и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства.
А. Толстой считал, что
, т. е.
чем меньше знаменатель, тем больше дробь.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Сказать о человеке, что он способный вообще — значит не сказать о нем ничего. Способным можно быть к чему-то: к учению, к занятиям спортом, к какому-то виду профессиональной деятельности и т. д.
Различают общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности (качества ума, особенности памяти, способность к труду, речевые способности и др.) и специальные, которые необходимы в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности: музыкальные, педагогические, организаторские, способности к коммерческой деятельности, к бизнесу.
К специальным способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.
Способности не даются человеку от природы в готовом виде, они формируются прижизненно. Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.
Врожденными являются не способности, а задатки — анатомо-физиологическая предрасположенность к развитию способностей. Способности формируются, складываются, развиваются на основе врожденных задатков, под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.
Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, большого трудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.
Задание:
Записать в один столбец слова, которые характеризуют людей с сильной волей, в другой – со слабой
Слова: надо, хочу, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, подумаю, страшусь, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
11.04.2020 МЖКХ1 Основы культуры делового общения Культура телефонного разговора
изучить материал, выполнить тест для самопроверки...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
16.05.2020 МЖКХ1 Основы делового общения современные правила оформления деловых документов
изучить материал, выполнить задание...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
27.05.2020 МЖКХ1 основы деловой культуры Невербальные средства общения
изучить материал, выполнить задание...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
06.06.2020 МЖКХ1 основы делового общения Проксемические средства общения
изучить материал, выполнить задание...