Аналитическая справка по изучению ценностных ориентаций педагогов и воспитателей
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Выявление ценностных ориентаций и их различий у педагогов с разным стажем работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_po_ts.o._.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по изучению ценностных ориентаций

педагогов и воспитателей  ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Время проведения: апрель 2020 года.

Цель: выявление ценностных ориентаций и их различий у педагогов с разным стажем работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта .

Объект изучения: ценностные ориентации педагогов в процессе педагогической деятельности.

Предмет изучения: содержание и система ценностных ориентаций педагогов с различным стажем работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Используемая методика: М.Рокич «Ценностные ориентации».

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что педагог оказывает влияние на личность обучающегося, "созидает его личность" прежде всего своей личностью. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Таким образом, от системы ценностных ориентаций педагога, воспитателя зависит общая атмосфера воспитательно-образовательного процесса, складывающиеся отношения между участниками образовательного процесса (педагог, обучающийся, родитель), качество данного процесса, духовный потенциал подрастающего поколения и многое другое.
        Постоянное самосовершенствование педагогов, интеллектуальное, творческое, образовательное и другие формы развития оказывают влияние на мировоззрение личности. Исследования и конкретные практики в данной сфере помогают совершенствовать профессиональную педагогическую деятельность. Целостное мировоззрение с установкой на ценности восприятия жизни как постоянного движения и развития, позволит расширить и уничтожить рамки личных комплексов и проблем.

Гармоничное профессиональное развитие способствует предотвращению и преодолению таких негативных явлений, как "педагогические кризисы", "эмоциональное выгорание", профессиональная стагнация и стереотипизация сознания, что ставит профессиональные ценности педагога в ряд наиболее актуальных вопросов педагогической практики.

Проблема ценностных ориентаций личности занимает одно из важных и центральных мест в философии, социологии, психологии, педагогике. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности.

         Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не предполагающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. Ценностные ориентации выражают то, что является для человека наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.

Исследование ценностных ориентаций педагогов и воспитателей проводилось при помощи теста Милтона Рокича «Ценностные ориентации».

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

 Природа человеческих ценностей по Рокичу - общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико, все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, ценности организованы в системы, истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

         М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Результаты обследования

В тестировании приняли участие ___ педагогов в возрасте от 20 до 60 лет, с различным стажем работы .

При обследовании педагогам предъявлялись на карточках два списка ценностей (по 18 в каждом). Давалось задание разложить карточки в порядке значимости. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

При анализе результатов обследования  считала первые пять выбранных ценностей наиболее важными для наших педагогов, и последние пять выбранные ценности – как наименее важные.

Наиболее важными среди терминальных ценностей для педагогов оказались:

 «Здоровье физическое и психическое» - (%),

 «Счастливая семейная жизнь» -  (%),

 «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)»-  % ,

 «Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)» – %,

 «Наличие хороших и верных друзей» -%, однако  % определили ее, как менее значимую ценность.

Наименее важными терминальными ценностями оказались:

«Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» - %;

 «Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)» – %;

 «Творчество (возможность творческой деятельности)» -%; 

«Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)» -  %;

«Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)» -%.

Среди инструментальных ценностей наиболее важными для педагогов оказались:

«Честность (правдивость, искренность)» - выбор  % педагогов;

«Воспитанность (хорошие манеры)»-%, однако % определили ее, как менее значимую ценность;

«Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)» - % (% определили ее, как менее значимую ценность);

 «Жизнерадостность (чувство юмора)» - %;

 Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах» - % (% определили ее, как менее значимую ценность).

Наименее важными инструментальными ценностями оказались:

 «Высокие запросы (высокие требования к жизни и  высокие притязания)» -  %;

«Непримиримость к недостаткам в себе и других» - %;

« Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов» - %;

«Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)»-%;

«Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» - %.

Выводы

Достоинством методики по изучению ценностных ориентаций педагогов оказалась универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования  и обработке результатов.  Существенным ее недостатком стало влияние социальной желательности, возможная неискренность.

В результате проведённого исследования сделан вывод о том, что ценностые ориентации педагогов характеризуются следующими основными признаками:

- общее число ценностей, являющихся достоянием педагогов, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

-  влияние ценностей прослеживается во всех сферах жизни человека, в том числе в его профессиональной деятельности.

Такие ценности, как «Здоровье физическое и психическое», «Счастливая семейная жизнь» свойственны практически всем педагогам и положительно сказываются на профессиональной деятельности, но установлены различия по ценностям - любовь, уверенность в себе, жизненная мудрость, развитие, активная деятельность жизни, общественное призвание. Для педагогов с разным стажем работы  ценность данных категорий также разная.

 В результате изучения инструментальных ценностей педагогов можно сделать вывод,  что ведущими ценностями у педагогов со стажем работы до 10 лет являются – жизнерадостность, ответственность, а ведущими ценностями у педагогов со стажем работы более 10 лет – честность и воспитанность.

В целом можно сказать, что ценности, которые являются важными для наших педагогов и воспитателей являются вполне достойными того, чтобы быть переданными обучающимся школы.

Практическая значимость изучения ценностных ориентаций состоит в том, что полученные результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности в вопросе формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности  в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта .

К методическим рекомендациям можно отнести следующие:

- пересмотр в  условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта отдельных ценностных ориентаций педагогов, сформированных годами в системе педагогического труда;

- для более успешной адаптации к работе в условиях  реализации федерального государственного образовательного стандарта разрабатывать и внедрять методики, позволяющие педагогу выявлять собственные ценностные ориентации, диагностировать состояние ценностных ориентаций, адаптировать их к новым условиям профессиональной деятельности;

- педагогу-психологу необходимо организовывать специальные тренинги, стимулирующие деятельность педагогов по самооценке и самокоррекции ценностных ориентаций. 

Сформированность у педагога ценностных ориентаций, соответствующих требованиям времени, является залогом его успешной профессиональной деятельности и социализации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Педагог -психолог

Соловьева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГА...

Аналитическая справка. По оказанию консультационной помощи родителям обучающихся воспитателем.

Аналитическая справка.По оказанию консультационной помощи родителям обучающихся ...

Аналитическая справка по изучению уровня эмоционального выгорания

Определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих  и  выработка рекомендаций по профилактике  «синдрома эмоционального выгора...

Аналитическая справка по изучению степени развития педагогического такта

Определение стадии развития педагогического такта педагогов и воспитателей и  выработка рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей....