Родителям
консультация по психологии
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нейропсихологические упражнения | 24.03 КБ |
Психогимнастика | 17.75 КБ |
Развитие мышления, памяти и внимания | 212.29 КБ |
развитие мелкой моторики рук | 74.73 КБ |
упражнения для развития внимания | 486.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, СДВГ (синдром двигательной гиперактивности), ОВЗ
Нейропсихология − это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
Противопоказания к применению
Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:
- эпилепсия;
- генетические симптомы;
- психические расстройства.
С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.
Дыхательные упражнения.
Основой является полное дыхание, в котором сочетаются брюшное и грудное дыхание. Выполняют его в положении лежа, после сидя и в конце стоя.
Универсальными считаются четырехфазные дыхательные упражнения. Вдох − задержка − выдох − задержка: все этапы должны быть равные по времени по 2-3 секунды.
В таблице ниже представлен комплекс универсальных упражнений:
Положение тела | Особенности выполнения |
Лежа на спине | Сделать вдох, воздух набирать медленно через нос, в это время передняя стенка брюшины должна податься вперед. В это время диафрагма уплощается, а объем легких увеличивается, грудная клетка расширяется. Воздух нужно задержать на 3 секунды, а после выполнить медленно выдох через рот, подтягивая брюшную стенку. Вдох и выдох должны быть плавными без рывков. |
Лежа на спине | Медленно поднимать вверх одну руку, после ногу, а после сразу две конечности одновременно на вдохе, задержаться в поднятом положении. На выдохе вернуться в исходное положение. |
Сидя на полу | Спина прямая, ноги скрещенные, руки расставлены в стороны, кисти сжать в кулаки, большие пальцы вытянуты. При вдохе большие пальцы поднимать вверх, а на выдохе опускать вниз. Также можно вытянуть руки вперед и поворачивать большие пальцы налево и направо в такт дыханию. |
Для детей с 4 лет можно использовать более сложный комплекс:
- «Что сначала, что потом?». Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.
- «Найди такую же цифру». Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
- «Узнай цифру на ощупь». В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.
- «Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
- «Большие, маленькие, средние». Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
- «Собери картинку». Любую картинку из книги или открытку, разрезают на 6-8 частей и предлагают ребенку собрать картинку.
Для детей 6-7 лет лучше подобрать упражнения, где ему нужно будет научиться конструировать, вырезать, делать аппликации. Ему нужно идти в школу и он должен быть готов к ней.
При СДВГ
Пока не найден способ полного излечения от СДВГ, но специальные упражнения помогут ребенку управлять своим вниманием и контролировать свои действия. Каждое упражнение − это игра, которая должна вызывать у ребенка интерес и заинтересованность.
НИКАКИХ ПЕРЕГРУЗОК, ИНАЧЕ РЕБЕНОК БЫСТРО УСТАНЕТ И ПОТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ. УПРАЖНЕНИЯ ЛУЧШЕ КОМБИНИРОВАТЬ, ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ДЛИТЬСЯ ОКОЛО 20 МИНУТ.
Нейропсихологические упражнения рассчитаны на определенный возраст. Чтобы интерес сохранялся, детей обязательно следует поощрять, после каждого упражнения говоря ему, что он «Молодец», «Что он самый лучший».
Вот несколько игр, помогающих детям 5-12 лет, не отстать от сверстников в развитии:
- «Найди отличие». Ребенок должен нарисовать любой предмет: домик или животное. Рисунок передает взрослому, который дорисовывает несколько деталей. После отдает ребенку рисунок, и он должен указать, что изменилось.
- «Ласковые лапки«. Взрослый подбирает около 7 мелких предметов, которые межу собой отличаются по фактуре. Например, это может быть кусок меха, флакон из стекла, бусы и другие. Ребенку предлагают оголить руку до локтя, чтобы по ней своими ласковыми лапками походил предполагаемый зверек. С закрытыми глазами на ощупь ребенок должен угадать предмет. Прикосновения при этом должны быть приятны для малыша.
- «Броуновское движение». Это упражнение для группы детей. Их ставят кругом, а внутрь вкатывают один за другим теннисные мячи, которые не должны выкатиться за пределы круга. При этом дети могут касаться их ногой или рукой. Количество мячей увеличивается. Смысл игры заключается в том, чтобы в круге собралось максимальное количество мячей.
- «Передай мяч». В положении сидя на стульях или стоя в кругу дети должны передавать друг другу мяч, при этом делать это как можно быстрее и не выронить его. Усложнить задание можно, если стать спиной к середине круга и передавать мяч за спиной.
Все эти упражнения для детей с СДВГ помогают им научиться планировать, регулировать и контролировать свои действия. Кроме этого они помогают улучшить концентрацию и правильно распределять внимание.
При ОВЗ
Нейропсихологические упражнения для детей с ОВЗ помогают им больше двигаться. При этом заболевании сильно снижается активность биохимических процессов, иммунная система слабеет, значительно сужается диапазон возможностей системы дыхания и сердечной, слабеет нервно-мышечный аппарат.
Специальные игры помогут улучшить физические и психомоторные качества: выработать точность и быстроту движений, скоординировать все движения, сделать суставы подвижнее, добавить силы мышцам, улучшить общую работоспособность.
Перед тем как подбирать комплекс упражнений и игры, нужно определить, к какой группе относиться ребенок. А их существует три: малоподвижные, со средней подвижностью или высокой подвижностью.
Для детей с ОВЗ можно подобрать такой комплекс упражнений:
- «Что пропало?». Перед ребенком выкладывается несколько предметов: игрушка, скакалка, обруч и другие. За несколько минут ему нужно запомнить, что лежало, а после он закрывает глаза и 1 предмет убирается. Он должен открыть глаза сказать, чего не хватает. Усложнить упражнение можно, добавив предметов или сократив время запоминания.
- «Повтори, не ошибись». Перед ребенком плавно выполняется ряд движений. Он должен после в точности все повторить. Движения могут быть простыми или сложными.
- «Узнай друга». Ребенку завязывают глаза и на ощупь предлагают узнать, кто перед ним стоит.
- «Зоопарк». Дети выбирают для себя любого зверька и пытаются повторить его повадки, а другие дети узнают, кто же живет в зоопарке.
- «Найди букву». Детям раздают буквы. Они должны посоветоваться, сложить слово и стать в такой последовательности, чтобы удалось сложить слово.
Очень важно между выполнением домашнего задания проводить физкультурные паузы, которые включают:
- Артикулляционные гимнастики;
- массаж;
- физминутки;
- водные процедуры.
Предварительный просмотр:
Психогимнастика
Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.
Психогимнастика помогает детям:
-адаптироваться в коллективе;
-заводить знакомства и дружить;
-разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
-научиться демонстрировать и понимать эмоции;
-избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
-развить воображение и творческое мышление;
-научиться контролировать свои движения.
Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5–3 лет.
Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.
1. «Солнечный зайчик» Цель: снятие напряжения мышц лица. Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».
2. «Говорящие предметы» Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать. В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!» Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.
3. «Надувала кошка мяч» Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст: Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки), А котёнок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).
4. «Обними и приласкай игрушку» Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости. Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.
5. «Я и мое настроение» Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу: Я радуюсь, когда… Я горжусь тем, что… Мне бывает грустно, когда… Мне бывает страшно, когда… Я злюсь, когда… Я был удивлён, когда… Когда меня обижают,… Я сержусь, если… Однажды я испугался…
6. «Поводырь» Цель: научить детей сочувствовать и помогать. Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.
7. «Прорвись в круг» Цель: помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив. Ребёнка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Стеснительный малыш должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.
8. «Упрямое зеркало» Взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Играть можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упражнения-«перевёртыши», причём каждый сам придумывает своё движение. Психогимнастика — очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение. Однако не стоит относиться к ней как к панацее и ждать, что малыш преобразится после первого же упражнения, — на всё требуется время, иногда немалое. Кроме того, если у ребёнка серьёзные проблемы, например, аутичные черты, занятия для него должен организовывать и проводить специалист, который учтёт все особенности малыша. Оцените материал:
Предварительный просмотр:
Игры для развития ВПФ:
1. Игра «Мешочек с секретами»
Игра способствует развитию:
- умения узнавать предметы по их основным признакам;
- на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.
Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.
Ход игры: ребенку предлагается отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам, которые необходимо называть..
2. Игра «Чей это звук?»
Игра развивает:
- слуховое восприятие;
- способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).
Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.
Инструкция: взрослый прячется за ширмой (в другой комнате) и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.
Ребенок должен догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук, назвать другие предметы, издающие подобные звуки.
3. Игра «Помоги зайчику добраться до морковки»
Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.
На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.
4. Игра «Подбери ключи»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии).
Ход игры: на столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные взрослым, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.
Усложнение: когда ребенок освоит эту игру, то можно предлагать искать ключи на ощупь.
5. Игра «Я- фотоаппарат»
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека.
Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание.
Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумать разные игры по заданной тематике.
6. Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Дидактический материал: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишний.
Ход игры: три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.
Можно усложнить данную игру, не показывая картинки, а просто называя слова.
Например: яблоко, груши, апельсин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.
7. Игра «Слово заблудилось»
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подсказать слово.
Например:
1. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка).
2. На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
3. Вкусная сварилась Маша(каша),где большая крошка (ложка) наша.
4. На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).
8. Игра «Как это можно использовать»
Взрослый называет слово, например, «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).
9. Игра «Говори наоборот»
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький, веселый - грустный, быстрый –медленный, злой – добрый, широкий – узкий и т.д.
10. Игры на развитие восприятия
1.«Узнай что нарисовано?» (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать, каких).
3. «Золотой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались)
4. «Найти все одинаковые фигуры» (5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающихся фигур).
5. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью…?»
6. Взрослый предлагает ребенку назвать приметы осени, зимы, весны, лета.
7. Для развития пространственных представлений использовать ситуации из повседневной жизни. Например:
- возьми на самой верхней полке справа книжку;
- нарисуй в центре листа круг, справа квадрат, слева – овал и т.д.
Предварительный просмотр:
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
1. «Лабиринт»
Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.
2. «Бусы»
Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.
3. «Пройди по дорожке»
Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.
4. «Фигурки»
С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.
5. «Сюрприз»
Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.
6. «Прищепки на корзинке»
Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.
7. «Разноцветные прищепки»
На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.
8. «Угощение»
Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.
1. «Котёнок»
Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.
Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.
2. «Белка»
Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
3. «Цап-царап»
Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!
4. «Весёлые пальчики»
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.
Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.
5.»Веер»
Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.
6. «Павлин»
Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).
У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.
7. «Бабочка»
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.
8. «На зарядку становись!«
Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.
Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
1. «Шишки на тарелке»
Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
2. «Обведи предмет»
Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.
3. «Разноцветные снежинки»
Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.
4. «Зашнуруй ботинок»
Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.
5. «Волшебная пипетка»
Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.
6. «Маленький аптекарь»
Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
1. «Покрути шишку»
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.
2. «Покатай шишку»
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
3. «Поймай шишку»
Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
4. «Грецкий орех»
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
5. «Пересыпь орешки»
Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
6. «Орехи на подносе»
Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
7. «Зёрнышки»
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
8. «Ласковое пёрышко»
Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.
Работаем с пластилином
Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.
Вам понадобится пластилин разного цвета.
1. «Снеговик»
Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.
2. «Цветик-семицветик»
Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.
Предварительный просмотр:
«Золотые» упражнения для развития мышления
Упражнение 1. Соединяем несоединимое
Упражнение 2. Словоразбиватели
Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.
Например, слово «выключатель» разбивается на:
- ель;
- лак;
- люк;
- тюль;
- вал;
- ключ;
- клюв.
Упражнение 3. Ребусы
Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и книгах.
Упражнение 4. Логические задачи
Упражнение 5. Головоломки из палочек
В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.
Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.
Для начала разомнемся:
Теперь посложнее:
Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.
Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.
Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.
Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.
Ответы можно подглядеть в конце статьи.
Упражнение 7. Правда и ложь
А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.
Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.
Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.
Высказывания могут быть следующими:
- все эти животные хищники;
- на картинке присутствуют домашние животные;
- все животные на картинке могут лазать по деревьям;
- у всех животных есть мех.
Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает
материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...
Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано? ...
Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...