Выступление на родительском собрании «Особенности возраста ранней юности»
методическая разработка по психологии (9, 10 класс)

Худяева Наталья Владимировна

Цель: расширить знания родителей о психологических особенностях периода ранней юности; познакомить  родителей  со  способами  оказания  поддержки  при возникающих трудностях в общении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Особенности возраста ранней юности»

Класс: 10

Продолжительность- 25-30 минут

Цель: расширить знания родителей о психологических особенностях периода ранней юности; познакомить  родителей  со  способами  оказания  поддержки  при возникающих трудностях в общении.

Сегодня мы  познакомимся с особенностями этого возраста, что поможет  избежать предвидимых трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов.

Возрастные особенности

специальности тракторист-машинист с/х произ-ва;

Сегодня, мы с вами и поговорим об очередном возрастном

периоде,  в  который  вступили  ребята  нашей  группы,  о  том,  что  «он  нам

несет»  и  ознакомимся  с  практическими  рекомендациями  по  преодолению

возможных трудностей.  

Сегодня, мы с вами и поговорим об очередном возрастном

периоде,  в  который  вступили  ребята  нашей  группы,  о  том,  что  «он  нам

несет»  и  ознакомимся  с  практическими  рекомендациями  по  преодолению

возможных трудностей.  

Сегодня, мы с вами и поговорим об очередном возрастном

периоде,  в  который  вступили  ребята  нашей  группы,  о  том,  что  «он  нам

несет»  и  ознакомимся  с  практическими  рекомендациями  по  преодолению

возможных трудностей.  

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). Это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.

Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и другое.

На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:

  • проблема самосознания;
  • проблема личностного роста;
  • неадекватный уровень притязаний;
  • несформированность жизненных планов;
  • несформированность потребностей;
  • несовпадение учебных и профессиональных интересов;
  • низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.

Немаловажная проблема в этом возрасте - это выбор профессии. И вместо того чтобы подбирать профессию «получше» и «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего ребенка. Для этого подводят беседы, наблюдения, и специальные тестирования. Возможно, понадобится помощь психолога, школьного учителя, друзей. Меньше всего при выборе профессии ребенку подходит принцип: «Это была моя мечта». Именно то, что на ребенка возлагается исполнение несбывшихся надежд родителей, приводит к депрессии и полному разладу отношений между младшими и старшими.

Понимание родителями особенностей юношеского возраста

 Юношеский возраст… Сколько тревог переживают родители, произнося эту фразу. Сколько книг написано о таинственной душе юношей и девушек. В юности часто проявляются трудности коммуникативного характера, которые часто и резко накладывают отпечаток на последующее развитие личности. Своевременно заметив их вдумчивый родитель может помочь старшекласснику справиться с этими трудностями и выработать свой стиль отношений, соответствующий его психологической индивидуальности. Необходимое условие этого – безукоризненный педагогический такт и искренняя заинтересованность. Грубое, бесцеремонное вторжение во внутренний мир юноши, для которого его коммуникативные качества исключительно важны, абсолютно недопустимо.

Для этого возраста характерно желание самоутвердиться, стать личностью. Не случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему героическому, романтическому, необычному.

Рассуждая теоретически, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают за ним изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения,  происходящие в юношеском возрасте, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями – то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15-летний мальчик [6, c.293].

Понять внутренний мир ребенка в юношеском возрасте можно только при условии уважения  к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на своих родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Слушая ребенка, необходимо дать ему понять и прочувствовать, что мы, родители  понимаем его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он нам рассказывает. Для этого следует выслушать ребенка, а затем своими словами повторить то, что он рассказал. Этим самым мы «убьем» трех зайцев:

- ребенок убедится, что его слышат;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что родители его поняли правильно.

              Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда нужно отдавать предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону. Очень важно поддерживать и подбадривать ребенка без слов. Улыбнутся, обнять, подмигнуть.

              Отсутствие доверительных отношений со взрослыми в юношеском возрасте – одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники.

              Из вышесказанного можно сделать вывод, если дети в юношеском возрасте чувствуют любовь и понимание родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у детей, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если юноша ощущает заброшенность, ненужность, непонимание то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Заключение

В заключении можно сказать, что юность - самая прекрасная пора человеческой жизни, потому что именно в юности человек начинает понимать этот мир, людей, себя, понимать, какое место в этом непростом мире он занимает.

Юношеский возраст является одним из важных этапов становления зрелой личности. В этот период происходит взросление человека, его профессиональное самоопределение, усвоение норм отношений между людьми.

              Современный, постоянно изменяющийся мир требует от юношей активной жизненной позиции, определенной дерзости духа, умения принимать смелые решения и брать ответственность за свои действия. Таким образом, этот возраст является сосредоточением многих потенциальных возможностей человека. Судьба которых часто зависит от поступков, сделанных в юношестве.

Мы привыкли называть юношеский возраст трудным. Но все трудности объяснимы и понимаемы. Во-первых, мы должны понимать, что это переходный период, от детства к взрослости, от полной зависимости к самостоятельности и ответственности.

              Любить своих детей нужно любыми – неталантливых, неудачливых, взрослых. Общаясь с ними радоваться, потому, что ребенок – это праздник, который пока с нами.

Если  родители хотят, чтобы их слова доходили до ума юношей и девушек, надо разжигать огонек эмоциональной оценки окружающего мира. Вслушиваться в то, что тревожит детей в этом возрасте.

              Взрослые всегда должны помнить, что взрослеющим детям хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослыми, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

Литература

 1.      Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

 2.      Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

 3.      Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд.– СПб.:Питер. 2008. – 607 с.

 4.      Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005,  - 349  с.

5.      Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова; Сост.О.Г.Свердлова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985. – 288 с.

 6.      Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-изд.. доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.

 7.      Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

 8.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. 14-е изд. Учебное пособие/Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 672с.

 9.      Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности обучения учащихся ранне-эстетического отделения школы искусств"

Материал родительского собрания поможет родителям определиться с выбором дальнейшего обучения в школе искусств....

Материал для выступления на родительском собрании "Раны, нанесённые словами. Проблема речевой агрессии."

В последнее время остро стоит  вопрос речевой агрессии при общении людей друг с другом. Слово - великое оружие , которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полность...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст"

Материал содержит выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст". Родителям в доступной форме рассказывается об особенностях этого возраста, даны практические рекоменда...

Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?"

Данный материал может использоваться для выступления на родительских собраниях в 6-7 классах...

Выступление на родительском собрании "Первые проблемы подросткового возраста"

Методическая разработка выступленияя на родительском собрании "Первые проблемы подросткового возраста"...