«Дотянись до звезд»
методическая разработка по психологии (11 класс)
программа ТРЕНИНГОВ
по психологической подготовке к сдаче ГИА
В преддеверии ГИА учащиеся проходят испытание на прочность всей нервной системы. Экзамен - это проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.
Экзаменационная тревожность — это физиологическое состояние, при котором ученики испытывают сильный стресс, беспокойство, дискомфорт во время и/или перед экзаменом. Экзаменационная тревога часто сопровождается страхом неудачи и ожиданием плохих результатов.
Подготовка учащихся к ГИА связана с большой нагрузкой и напряжением организма. Данная программа тренингов способствует созданию позитивного эмоционального настроя учащихся на экзамен, снижению экзаменационных страхов, тревоги, обучению эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствует сохранению психологического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dotyanis_do_zvyozd.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ГИА
Название: «Дотянись до звезд»
Автор:
Н.В. Худяева
г. Нефтеюганск
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ГИА
В преддеверии ГИА учащиеся проходят испытание на прочность всей нервной системы. Экзамен - это проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.
Экзаменационная тревожность — это физиологическое состояние, при котором ученики испытывают сильный стресс, беспокойство, дискомфорт во время и/или перед экзаменом. Экзаменационная тревога часто сопровождается страхом неудачи и ожиданием плохих результатов.
Подготовка учащихся к ГИА связана с большой нагрузкой и напряжением организма. Данная программа тренингов способствует созданию позитивного эмоционального настроя учащихся на экзамен, снижению экзаменационных страхов, тревоги, обучению эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствует сохранению психологического здоровья школьников.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения в период подготовки к экзаменам.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Участники тренинга: Учащиеся 9 или 11 классов в мини-группах по 5-8 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 5 занятий по 2 ак.ч.
Техники: разогревающие игры и психотехники, проективные рисунки, самоописание, групповая дискуссия, невербальная коммуникация, медитации-визуализации, психотехники помощи в решении проблем, игры на получение обратной связи, проективные рисунки, фототерапия, песочная терапия.
Особенности: Курс состоит из 5 занятий по 2 академических часа. Частота встреч 1 раз в неделю. Состав группы - 5-12 человек. Содержание и длительность занятий может корректироваться в зависимости от динамики группы.
Структура занятий:
- Вводная часть (приветствие, разогрев)
- Рабочее время.
- Обсуждение (рефлексия)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | 1-е занятие «Место покоя» Цели: Формирование доверительных отношений участников. Знакомство участников тренинга с некоторыми приёмами снятия нервно-психического напряжения психологической. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия | 2 академических часа |
2 | 2-е занятие «Живой песок» Цели. Проработка эмоционально-личностных проблем при переходе от конкретного образа к метафоре и обратно, через создание диалога между внешними и внутренними образами. Развитие навыка самоанализа. Отработка приёмов снятия нервно-психического напряжения. | 2 академических часа |
3 | 3-е занятие «Горная вершина» Цели:. Развитие навыка самоанализа. Работа с чувствами. Осознание своих проблем со стороны и нахождение новых путей их разрешения. Повышение уверенности в себе. | 2 академических часа |
4 | 4-е занятие «Точка опоры» Цели: Работа с чувствами. Приобретение навыков свободного восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. Визуализация в медитативном состоянии своего самого фундаментального внутреннего ресурса. Принятие самого себя. Повышение уверенности. | 2 академических часа |
5 | 5-е занятие «Дотянись до звезд» Цели: Развитие навыков саморегуляции и повышению уверенности в себе. Осознание собственных жизненных планов, представлений о том, чего хотелось бы достичь в жизни. Получение обратной связи для отслеживания эффективности групповой работы. Завершение группы. Рефлексия. | 2 академических часа |
Ход проведения тренинга
1-е занятие «Место покоя»
Цели: Формирование доверительных отношений участников. Знакомство участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия
Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
В наше современное время нам не хватает на себя времени. Уроки, курсы, домашние задания все это проводит к напряжению организма. При большой нагрузки наш организм начинает «протестовать», что приводит к усталости и стрессу.
Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров. А что же это такое — стресс?
«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».
Сегодня я хочу с вами проиграть ряд упражнений для снятия эмоционального напряжения, для освобождения нашего организма от стресса.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» (Приложение 1).
- Начнем мы наше занятие с упражнения «Визитка»
Упражнение «Визитка»
Участники группы на первую букву своего имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения, следующего упражнения.
Упражнение "Приветик"
Участники усаживаются по кругу. Каждый должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой "Это мой тебе приветик!"
Для каждого человека даже незначительной потрясение в жизни может вызвать стрессовую ситуацию. И не все мы можем самостоятельно справиться с ней. Всего лишь одна мысль может вызвать эмоциональное напряжение. При котором мы не можем стравиться с ситуацией. Для снятия эмоционального напряжения я предлагаю вам выполнить упражнение «Настроение».
Упражнение «Настроение»
Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь “выплеснуть” его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение.
Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны. Рисунки убираются в сторону.
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Если мы хотим избежать отрицательных последствий стресса, мы может научиться, им управлять.
Одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Давайте проведем с вами упражнение «Место покоя».
Упражнение «Место покоя»
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях... Посмотрите вокруг, что вы видите... Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.
После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.
Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Это упражнение позволяет регулировать свое состояние — успокоиться и восстановить силы.
В начале урока вы рисовали свое настроение. Возьмите свои листики посмотрите на свой рисунок. После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите. Все! Вы попрощались со своим напряжение. Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.
Вы успокоились, но проблема, мучившая вас, осталась. Она существует в вашей жизни и при помощи техник от нее не избавиться. Мы можем только изменить к ней отношение, но исключить проблему из своей жизни практически невозможно. Хочу предложить вам одно релаксационное упражнение «Вверх по радуге». Это упражнение можно делать самостоятельно. Единственное, что необходимо для проведения этого упражнения – это ваша фантазия.
Упражнение «Вверх по радуге»
Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, радугу. Рассмотрите ее внимательно. Поздоровайтесь с радугой. С каждым вдохом вы взбираетесь на радугу… и вот вы сидите уже на самой вершине радуги… С радуги вам видно все… вы видите все цвета радуги… вы можете ее потрогать… ощутите какая она… вы можете побыть еще чуть - чуть на своей радуге… сделайте глубокий вдох… и теперь выдохните… выдыхая вы съезжаете с радуги. Посмотрите на радугу снизу, с земли… попрощайтесь с радугой… на счет три вы откроете глаза… один, два, три… открывайте глаза… и снова здравствуйте!
После этого желающие рассказывают о своих ощущениях.
Заключение
Искусство снятия эмоционального напряжения — основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.
Я надеюсь, вам помогут упражнения, которые сегодня мы с вами проиграли. При регулярном выполнении этих упражнений вы научитесь самостоятельно справляться со стрессом..
Спасибо за внимание!
2-е занятие «Живой песок»
Цели. Проработка эмоционально-личностных проблем через создание диалога между внешними и внутренними образами. Развитие навыка самоанализа. Внимание к поведению другого. создание положительного эмоционального фона
Упражнение «Живой песок» (для проведения необходим кинетический песок)
Подумайте о той проблеме которая вас больше всего беспокоит… Почувствуете, как ваше тело на это отзывается. … Возьмите из коробки песок и начните с ним взаимодействовать, как бы выражая через песок то как ваше тело отзывается на проблему… посмотрите на что это похоже нравится вам это или нет… теперь трансформируйте то что у вас получилось, так чтобы вам это нравилось… что получилось… какой ресурс в данном образе.?
Упражнение «Порхание бабочки»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
3-е занятие «Горная вершины»
Цели:. Развитие навыка самоанализа. Работа с чувствами. Осознание своих проблем со стороны и нахождение новых путей их разрешения. Повышение уверенности в себе.
Медитативное упражнение 'Горная вершина'
Ведущий предлагает участникам занятия сесть поудобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться. Ведущий говорит: Вообразите сейчас, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вергиины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться на вершине. И вам не нужно добираться туда, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные люди... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените — стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами? Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас проблем... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки...
(Пауза.)
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
По окончании упражнения каждый желающий может рассказать о тех чувствах, которые пережил.
Вачков И.В. Психология тренинговой работы. — М.: Эксмо, 2007.
4-е занятие «Точка опоры»
Цели: Работа с чувствами. Приобретение навыков свободного восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. Визуализация в медитативном состоянии своего самого фундаментального внутреннего ресурса. Принятие самого себя.
«Точка опоры»
Цель: визуализировать в медитативном состоянии свой самый фундаментальный внутренний ресурс, получить доступ к его образу, зафиксировать ею в рисунке в первом приближении.
Инструкция. Сядьте удобно. Проверьте свою позу, проверьте, как вы сидите. Сядьте так: обопритесь спиной на спинку стула и одновременно распрямитесь. Распрямите позвоночник и расслабьте все мышцы спины, как бы «повесьте» мышцы па позвоночник как на импровизированную «вешалку»... Голову опустите на грудь, но не слишком наклоняйтесь вперед. Ноги поставьте под тупым углом к плоскости стула, слегка расставьте и носки разведите немного врозь.
Глаза закрыты или полузакрыты. Рот закрыт, а нижняя челюсть расслаблена и язык тоже расслаблен. Руки лежат свободно на коленях... «Пройдитесь» по телу мысленно и проверьте, все ли части тела соответствуют инструкции, все ли они расслаблены...
Убедившись, что это так, начните дышать чуть медленней и глубже, чем обычно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов продолжительнее, чем обычно.
Погрузитесь в себя. Настройтесь серьезно и дайте себе обещание, что будете контролировать свое внутреннее пространство в этой технике и удерживаться от попыток «пришпоривания» и «обесценивания» своего внутреннего процесса, описанных в инструкции к упражнению «Список моих лучших качеств». Выждите немного после данного себе обещания, представьте, как вы его выполняете, когда возникают внутренние помехи...
Задумайтесь над таким вопросом: что в вас есть такое, за что вы держитесь, когда наступают самые худшие времена?
Пусть спонтанно возникнет образ, символизирующий то, что помогает вам выжить несмотря ни на что. Рассмотрите его... Пусть этот образ покажет вам себя со всех сторон. Наблюдайте его с уважением и благодарностью столько, сколько вам потребуется. Контролируйте попытки «пришпоривания» и «обесценивания»! Испытав ощущение завершенности, отпустите образ с чувством благодарности и откройте глаза... Подышите немного в своем привычном режиме. Возьмите бумагу, карандаши и нарисуйте то, что вы увидели. Если ЭТО будет не один, а несколько образов или процесс трансформации одного образа, рисуйте несколько рисунков, в той последовательности, как вы это видели.
Обсуждение с партнером (индивидуальное письменное размышление). Сообщите (запишите) то, что вы считаете возможным сообщить (записать) об этом. Сосредоточьтесь на том, как увиденное помогает вам преодолевать самые грудные препятствия в жизни.
5-е занятие «Дотянись до звезд»
Цели: Осознание собственных жизненных планов, представлений о том, чего хотелось бы достичь в жизни. Получение обратной связи для отслеживания эффективности групповой работы. Завершение группы. Рефлексия.
Инструкция. Я сейчас вам раздам карточки, на которых написаны эмоциональные состояния и части тела человека. Вам нужно будет прочитать и изобразить эмоцию. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. Задача группы — отгадать, какую эмоцию хотел изобразить выступающий.
Обсуждение. Что значат для вас эмоции? Какую роль они играют в жизни человека? В каких жизненных ситуациях они могут возникнуть? Трудно было узнать эмоции другого человека?
Упражнение «Спектрокарты»
Цель: проработка эмоционально-личностных проблем при переходе от конкретного образа к метафоре и обратно, через создание диалога между внешними и внутренними образами.
Материал: ассоциативно - метафорические фотокарты «Спектрокарты».
Инструкция. Детям предлагается из закрытой колоды вытянуть карту и, чётко сформулировать запрос, после чего перевести его вопрос. Затем переворачивают её, рассматривают и на основе потока ассоциаций рассуждают, находят окончательный ответ в ходе беседы и анализа.
Обсуждение. Трудно ли было сформулировать запрос? Какие у вас возникли мысли, идеи по решению данного вопроса?
Упражнение «Представление о достигнутом успехе»
Цель: обучить методу визуализации по осознанию достигнутого успеха в сдаче экзаменов.
Ведущий. Успех вселяет чувство собственного достоинства. Если Вы представите, что успешно сдали экзамены, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли - определяют нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли своей цели – сдали успешно экзамены. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы счастливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите!
Обсуждение. Что вы чувствуете? Удалось ли вам представить, что вы успешно сдали экзамен? (Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе).
Упражнение «Дотянись до звезд».
«Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой...
Теперь выберите у себя над головой другую звездочку, которая напоминает о другой мечте... Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой». Можно дать возможность каждому сорвать несколько звезд. Обсуждение может касаться значений некоторых желаний для подростков.
Упражнение «Подарки»
Из спектрокарт разложенных на ковре необходимо выбрать «подарок» каждому участнику. Далее каждый по очереди раздаёт «подарки» и говорит, что он означает.
Рефлексия. О чем тренинг заставил вас призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя? Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания. Чтобы вы хотели пожелать себе? Чтобы вы хотели пожелать тренеру?
Взяться за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ».
Список литературы
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
3. Малкина - Пых «Возрастные кризисы»
3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе).
4. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
5. Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» Е.Ю. Шрагина, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Радинец», СВАО, г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcoi68.ru/files/reg/2012/oido100.pdf.
6. Готовимся к ЕГЭ. Тренинг для старшеклассников. Т. Липская, аспирант, О. Кузьменкова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ОГПУ, Оренбург. Журнал Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" №9/2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800911.
7. Официальный Информационный портал Единого государственного Экзамена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.edu.ru/.
8. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху» Н. Стебнева, Н. Королева журнал Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302904.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"
Данный урок является обобщающе-повторительным. Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...
Адаптированная программа кружка ОФП «Дотянись до чемпиона» физкультурно-спортивного направления на 2013-2014 учебный год для учащихся 6-8 классов Руководитель: учитель физической культуры Захарова С.Ю.
Под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет сл...
Открытый урок 5 класс «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда"...
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда "
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда"...
Разработка урока по астрономии "Расстояние до звезд. Основные характеристики звезд"
Урок разработан для районного конкурса "Урок года". В нем есть раздаточный материал, описание урока и презентация к нему....
Урок географии в 5 классе по теме «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»
Урок географии в 5 классе по теме «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»...