Презентация на тему: "Память"
презентация к уроку по психологии
В презентации представлен материал на тему "Память", а также виды и типы памяти, закономерности процессов памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общие характеристики памяти. | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
память Память – запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Типы и виды памяти По времени сохранения информации По используемым органам чувств По участию воли Зрительная Слуховая Двигательная Осязательная Обонятельная Вкусовая Эмоциональная Мгновенная Произвольная Кратковременная Оперативная Долгосрочная Генетическая Непроизвольная
По времени сохранения информации Кратковременный тип памяти – сохранение данных в течении достаточно короткого времени, правда, несколько больше, чем при мгновенном типе (20-30 секунд после того, как человек её получил). Мгновенный тип памяти – сохранение информации лишь в момент её восприятия .
По времени сохранения информации Кратковременная память оценивается объёмом (количеством единиц информации, которые человек может воспроизвести в течение минуты после запоминания). В среднем объём кратковременной памяти равен 5-10 единицам данных . При этом ограниченный объём обуславливает наличие такого свойства памяти, как замещение (при переполнении объёма краткосрочной памяти новая информация "выталкивает" старую, которая исчезает бесследно, так и не попав в разряд долговременной информации).
По времени сохранения информации Долговременный тип памяти (основной вид памяти для каждого человека) – это способность сохранять информацию в течение достаточно длительного периода времени. Данные при этом могут воспроизводиться многократно. Оперативный тип памяти , направленный на хранение информации некоторый, заранее известный промежуток времени. По истечении этого периода времени данные забываются и уже не могут быть воспроизведены.
По времени сохранения информации
По времени сохранения информации Генетический тип памяти соответствует хранению информации в генотипе, который передаётся и воспроизводится по наследству. Однако, так как генотип человека исследован ещё недостаточно хорошо, то и такой способ хранения информации мозгом человека является наименее изученным.
По используемым органам чувств Зрительный тип памяти соответствует процессам сохранения и воспроизведения данных в виде зрительных образов. Это один из самых развитых видов памяти человека так как именно через органы зрения человек получает большую часть всей информации.
По используемым органам чувств Слуховая память связана с запоминанием данных, которые воспринимаются органами слуха. К этим данным относится речь, музыка и т.п. Наиболее развита у музыкантов и устных переводчиков.
По используемым органам чувств Двигательный вид памяти связан с запоминанием разнообразных движений и обычно развивается в течении длительного периода времени. Преобладает у спортсменов и всех тех, кто занимается физическим трудом .
По используемым органам чувств Осязательная память основана на запоминании ощущений, которые возникают при ощупывании предметов и воспринимаются через поверхность кожи. Этот вид памяти обычно функционирует совместно с зрительным, создавая точный образ того или иного объекта.
По используемым органам чувств Обонятельный тип связан с запахами. Им человек (в той или иной степени) наделён с рождения. При необходимости и его можно развивать и тренировать.
По используемым органам чувств Вкусовым называется вид памяти , связанный с вкусовыми ощущениями. Самые простые из них: сладко, горько, кисло. Особенно развит у дегустаторов и тех, чья деятельность связана с приготовлением пищи.
По используемым органам чувств Эмоциональной памятью называется способность хранить впечатления, вызванные теми или иными эмоциональными переживаниями. Чем сильнее эмоции, тем лучше запоминается информация, чем они слабее, тем хуже процесс сохранения и дальнейшего воспроизведения.
По участию воли Произвольный тип памяти соответствует ситуациям, когда запоминание и воспроизведение информации происходит осознанно, на волевой основе. Для её активации человеку необходимо приложить определённые усилия и скоординировать их с процессом мышления . Непроизвольный тип памяти отличается тем, что при нём запоминание и воспроизведение данных протекает само собой, без желания, усилия и воли человека. Однако то, что она хранит, не является случайной информацией - человек запоминает и воспроизводит то, на что направлено его внимание, что отвечает его потребностям.
Процессы памяти Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом (сохранение, запоминание, узнавание, воспроизведение). Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого (узнавание происходит при повторной встрече с объектом, воспроизведение же — в отсутствие объекта).
Запоминание Непроизвольное запоминание – это запоминание ненамеренное. При нем человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой. Цель запоминания Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели — запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используют специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д. ЕСТЬ НЕТ
Запоминание По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механическое и осмысленное . Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.
Сохранение и забывание Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Забывание может быть частичным и полным. Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции . Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Сохранение заученного зависит от глубины понимания и от установки личности.
Сохранение и забывание Прочность сохранения обеспечивается повторением , которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е . от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему.
Воспроизведение Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным . Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение , без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием . Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа по теме: "Память". Способы аргументации в сочинении-рассуждении
Презентация к сдвоенному уроку подготовки к сочинению по предложенной модели (часть С ЕГЭ по русскому языку). Задания объединены одной темой: «Память», работа идет от анализа слова – к осмыслению текс...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Классный час на тему "Память сердца"
Данный материал приурочен к празднованию 9 мая....
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...
Материал для классного часа на тему "Память не умирает,память живет!",посвященного Дню памяти Холокоста
Целевая аудитория мероприятия:8-11 классУчащимся предсоит серьезный разговор о памяти...Следуя словам В.Шаламова:"Нельзя дать памяти забыть",учащиеся вместе с учителем перелистают &quo...
Презентация на тему: "Память".
отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении информации....
Презентация на тему: «Память А.Д. Бескровного – атамана черноморского казачьего войска».
Презентация на тему: «Память А.Д. Бескровного – атамана черноморского казачьего войска» может быть использована как иллюстративный или сопровождения беседы....