Материал для классного часа на тему "Память не умирает,память живет!",посвященного Дню памяти Холокоста
классный час (8 класс) на тему

 Кучерова Оксана Егоровна

Целевая аудитория мероприятия:8-11 класс

Учащимся предсоит серьезный разговор о памяти...Следуя словам В.Шаламова:"Нельзя  дать памяти забыть",учащиеся вместе с учителем перелистают "черные"страницы исторической памяти...Холокост...Это слово должен знать, помнить и понимать каждый...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий классного часа112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия «Память не умирает…память живёт!», посвященного жертвам Холокоста

Цель: дать представление о жестоких страницах истории народов-Холокосте, формировать  толерантное поведение в межэтнических отношениях.

Задачи:

- Формировать толерантное сознание, историческое мышление учащихся

-  Развивать чувство эмпатийности (умения вжиться в образ другого, стать на его  место) к жертвам геноцида;

- Ознакомить с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”;

развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других;

-Воспитывать  патриотизм, гражданственность

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, выполненной в программе Microsoft Office Power Point, музыкальное сопровождение

Звучит песня «Майский вальс…» 1 куплет, постепенно затихая…

Ведущий:

Долгожданная победа…Люди встречали этот праздник с надеждой, что закончилось самое большое зло на земле…Цветы…Улыбки…Слезы радости…Но шесть миллионов человек не дожили до этого радостного часа… Скорбь…Шесть миллионов евреев… Треть еврейского населения уничтожена…Тревожно звучит колокол памяти…

Звучит набат. Колокольный звон.

Ведущий:

Многие не дожили до радостного часа Победы. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

Минута молчания

Ведущий:

Холокост… Возможно, многим из вас это слово незнакомо…

Ведущий:

А кто-то скажет: при чём тут евреи?

Ведущий:

А кто-то добавит: разве мало погибло русских людей в это страшное время?

Ведущий:

Вот об этом сегодня наш разговор. Разговор о памяти. Когда-то Варлам Тихонович  Шаламов, известный советский писатель, произнес удивительные по силе своей слова. Слова человека, пережившего холод и голод концлагерей, выстоявшего, выжившего, запомнившего…

Ведущий:

Я не позволю памяти забыть…

Ведущий:

Вот и мы сегодняшний наш разговор назвали Память не умирает…Память живёт! (СЛАЙД 1)

Ведущий:

1933 год…Германия. К власти приходит Адольф Гитлер. Насаждается политика антисемитизма. (СЛАЙД 2)

Звучит Марш третьего рейха

Ведущий:

Пагубные  антисемистские идеи Гитлера оказались востребованы. Безумие оказалось заразным. Возможно, что это было связано с неудачами в Первой мировой войне: немецкий народ оказался в состоянии психологической мобилизации, но проиграл войну, тем не менее, всё ещё оставался в состоянии поиска врага, которого нашёл среди евреев, и на евреях выплеснул свою горечь от поражения.

Ведущий:

Холокост… (3 СЛАЙД) Слово в переводе с греческого означает "уничтожение огнем",» «заживо сожженный»…

Ведущий:

Концентрационные лагеря…. Лагеря смерти… (СЛАЙД 4)..

Ведущий:

Впервые  термин ХОЛОКОСТ был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем. Он употребил его как символ газовых камер и крематориев,  лагерей уничтожения. (СЛАЙД 5)

Ведущий:

Сегодня научная литература так именует политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 миллионов евреев в 1933-1945 годах. (СЛАЙД 6)

Ведущий:

В 1978 году на экраны вышел американский  художественный фильм, после которого термин "Холокост" активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров..(СЛАЙД 6)

Ведущий:

Израильский Институт катастрофы и героизма Яд-ва-Шем постановил, что   жертвами Холокоста считаются те, «кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима, был уничтожен в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления» (СЛАЙДЫ 7-8)

Ведущий:

Август-сентябрь 1942 г…Погибли 300 тыс. евреев в  Польше. Варшава. (СЛАЙД 9)

Ведущий:

Среди наших русских солдат, есть свидетель тех страшных лет. Это  Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, автор книги «До Освенцима и после» .Вот что он пишет…(СЛАЙД 10)

Ведущий:

Страшно взглянуть на немецкую  карту, где отмечены концлагеря и лагеря смерти… (СЛАЙД 11)

Ведущий:

Холокост… Это безумие…Это общечеловеческая трагедия. Это апофеоз зла.. Это море человеческих страданий, в котором самая большая, самая страшная волна- еврейская катастрофа…Шоа…

Ведущие читают «жестким» голосом

Ведущий:

-Вы не должны иметь прав.

Ведущий:

-Вы не имеете права жить среди нас.

Ведущий:

-Вы не имеете права жить.

Звучит еврейская музыка Donya

Ведущий:

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко – 
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой. 
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское, 
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз 
Такой позор и варварство такое?

Звучит «Реквием». Моцарт. В исполнении Лондонского симфонического оркестра. На фоне музыки звучат стихи:

Ведущий:

Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших
 в застенках…  навсегда… 
Замученных, отравленных  «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов…  Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов — напрочь стёртых лиц,
Шесть миллиoнов — целый миp  за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.

Ведущий:

Как объяснить  «шесть миллионов» детям?
По населенью — целая страна,
Шесть миллионов дней — тысячелетья
,
Шесть миллионов жизней — чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Как детям объяснить шесть миллионов?..

СЛАЙДЫ-12-22 во время чтения стихотворения и музыкального сопровождения

Ведущий:

Сколько людей, а главное детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Этот ужас пережили не только дети Варшавы,  но и Бухенвальда, Треблинки, Освенцима, Саласпилса. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Ведущий:

Мужчины мучили детей. 
Умно. Намеренно. Умело. 
Творили будничное дело, 
Трудились – мучили детей. 
И это каждый раз опять, – 
Кляня, ругаясь без причины… 
И детям было не понять, 
Чего хотят от них мужчины. 
За что – обидные слова. 
Побои, голод, псов рычанье? 
И дети думали сперва, 
Что это за непослушанье. 
Они представить не могли 
Того, что было всем открыто: 
По древней логике земли, 
От взрослых дети ждут защиты. 
А дни всё шли, как смерть страшны, 
И дети стали образцовы, 
Но их всё били. Так же. Снова. 
И не снимали с них вины. 
Они хватались за людей. 
Они молили. И любили. 
Но у мужчин “идеи” были, 
Мужчины мучили детей…

Ведущий:

Самые крупные лагеря смерти располагались на территории Польши… Они были оборудованы  газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. И были рассчитаны на быстрое уничтожение прибывших.

Но до своего смертного часа все попадали на осмотр к зубному врачу…..который вырывал у них золотые зубы.

 К тому же многие  немецкие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.

Ведущий:

Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев.

Ведущий:

Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Ведущий:

В Освенциме погибло более 4 млн. человек, среди которых – более 1,2 млн. евреев, 140 тыс. поляков, 20 тыс. цыган, 10 тыс. советских военнопленных и десятки тысяч узников других национальностей.

Во время рассказа ведущих демонстрируются слайды 23-30

Ведущий:

В Освенциме сегодня тишина.
Не слышно стонов, выстрелов, проклятий
Хотя почти забытая война
Не выпускает из своих объятий

И тех, кто обживает небеса,
И тех, кто на земле еще покуда.
А память воскрешает голоса,
Которые доносятся ОТТУДА.

Ведущий:

В Освенциме сегодня тишина,
И не седеют волосы убитых.
Приходят и уходят времена
И, проявляясь на могильных плитах,

Бессмертны имена познавших ад,
И в небеса ушедших без ответа.
За что и почему? Они молчат.
И словно божий суд, молчанье это. 

  • Звучит еврейская музыка  Nigun_e_bloch,на ее фоне идет презентация СЛАЙДЫ 31-42

Ведущий:

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты, 
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…

Звучит тревожная музыка

Ведущий:

На территории Советского Союза фашисты использовали самые варварские способы уничтожения маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев - беженцев.

Ведущий:

 СЛАЙД 43  И в Петрозаводске был концлагерь… Выжившая в этом ужасе Клавдия Нюппиева  вспоминала через много лет в своих мемуарах: «Помню, как люди падали в обморок от жары в так называемой бане, а затем их обливали холодной водой. Помню дезинфекцию бараков, после которой шумело в ушах и у многих шла носом кровь, и ту парилку, где с большим „старанием" обрабатывали всё наше тряпьё. Однажды парилка сгорела, лишив многих людей последней одежды».

Ведущий:

СЛАЙД 44. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

Ведущий:

СЛАЙД 45 Их расстреливали 104 недели…По вторникам и субботам…

Спастись из Яра смогли лишь 29 человек. Они до последнего верили,что их не станут убивать, а отправят в Палестину…

Ведущий:

СЛАЙД  46. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов Киева и приказала им обратиться к населению: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…" 27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра прибыло в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За неподчинение приказу — расстрел.

Ведущий:

Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Звучит песня А.Розенбаума «Бабий Яр» Демонстрируются СЛАЙДЫ 47-49 И ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Бабий яр. Память и боль»

Ведущий:

Были люди, рисковавшие своей жизнью, но при этом делавшие все, чтобы спасти евреев…Они не думали о себе, они думали о других…Они хотели прекратить весь тот ужас, который происходил вокруг…Эти люди получили громкое звание- ПРАВЕДНИКИ МИРА…СЛАЙД 50

Ведущий:

Эти люди получают специальную медаль    СЛАЙД    51

Ведущий:

Это графиня Мария фон Мальцан, добровольно отказавшаяся от этого высокого звания, советский солдат Николай Кисилев, архиепископ Климентий Шептицкий, Мария Петровна Харецкая, Жанис Липке и многие другие..   СЛАЙД 52.

Ведущий:

Холокост…Боль…Слезы…Память…Он остался в рисунках тех, кто прошел сквозь все круги его ада…Он остается в рисунках тех, кто принимает эту боль, как свою. СЛАЙД 53

Ведущий:

Холкост… Он запечатлен в книгах. Научных и художественных… В фильмах, снятых в разных странах…В памятниках, которые есть  в разных странах….Этого забыть невозможно…СЛАЙД 54-55 Ведущие зажигают свечи памяти

Ведущий

С 2005 года проводится серия мероприятий высокого уровня под названием Всемирный форум памяти Холокоста (Международный форум "Жизнь народу моему!").

Ведущий

Ежегодно 27 января –День памяти жертв Холкоста. Эта дата -  важное напоминание нам об имеющих всеобщее значение уроках холокоста - беспрецедентного проявления зла, которое нельзя просто оставить в прошлом и предать забвению".

На фоне музыки  Ave Maria  звучит  начало Равенсбрюкской  молитвы…

Ведущий:

Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.

Жестокость несовместима
Ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за нее так много мучеников в этом мире…

Ведущий:

когда все это закончится,
Может быть, сможем жить,
Как люди среди людей,
И, может быть, снова воцарится мир
На этой многострадальной земле
Для людей доброй воли,
А потом этот мир придет
И ко всем остальным. СЛАЙД 55

Звучит Ave Maria…Горят свечи памяти

Использованные источники:

  1. Владимир Спектор. В Освенциме сегодня тишина. http://mspu.org.ua/poetry/1501-v-osvencime-segodnya-tishina.html
  2. Наум Коржавин. Дети  в Освенциме. /Русская поэзия// http://rupoem.ru/ korzhavin/ muzhchiny-muchili-detej.aspx
  3. Холокост// http://callofzion.ru/pages.php?id=186
  4. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
  5. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
  6. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
  7. http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1
  8. http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для классных часов и классных мероприятий

Классный час в 7 классе  на тему " Государственная символика России" и презентация...

Материал для классных часов и классных мероприятий

Классный час в 7 классе  на тему " Государственная символика России" и презентация...

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Материал к классному часу посвященному празднику День Победы "Герои- Москвичи"

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе , раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы ...

Презентация и подборка материала для классного часа "Памятники матерям"

В подборку входит песня С. Копыловой "Баллада о матери" и стихотворение в исполнении автора "41-й"....

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Знаем, помним, гордимся! Материал для классного часа посвященный памятникам ВОВ

Презентация содержит фотографии самых знаменитых памятников  в честь ВОВ и ее героев, презентация с музыкой и будет полезнам классным руководителям...