Диагностика в деятельности школьного психолога
методическая разработка по психологии
Диагностика как одна из приоритетных форм работы педагога-психолога ОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_v_deyatelnosti_shkolnogo_psihologa.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
СЛАЙД 5
Диагностическая работа – традиционный вид деятельности школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает большую часть рабочего времени специалиста. Причины такого положения очевидны. Во-первых, психодиагностика является составной частью диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы психолога; во-вторых, она дает возможность собрать объективную информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся; в-третьих, это наиболее «презентабельный» вид психологической деятельности и наиболее понятный «заказчикам» – педагогам и родителям. Наконец, этому больше всего и лучше всего обучили школьного психолога.
СЛАЙД 6
Диагностика является прикладной формой деятельности школьного психолога и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. В отличие от научно-исследовательской диагностики, она занимает меньше времени, доступна в обработке и анализе, ее результаты «переводимы» на педагогический язык. Кроме этого, психодиагностика в работе психолога школы – не самоцель, она всегда подчинена главной задаче - разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы обеспечить контроль за динамикой психического развития детей с целью раннего исправления возможных отклонений, разработать программу работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития или продуктивно развивать учащихся, имеющих особые способности.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
♦ составление социально-психологического портрета школьника;
♦ определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
♦ выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
СЛАЙД 7
Практически каждый школьный психолог, приступая к психодиагностике, так или иначе, пытается найти ответы на актуальные для него вопросы: на каких этапах школьного обучения целесообразно проводить психологическое обследование школьников? Сколько психодиагностических обследований необходимо проводить? Какие особенности личности ребенка являются наиболее значимыми для его развития и обучения и должны быть диагностированы? Какие конкретные методики применять? Как при минимуме затрат получить максимум информации?
ПОПРОБУЕМ НАЙТИ НА НИХ ОТВЕТЫ
СЛАЙД 8
Психологическое обследование школьников направлено на получение информации, прежде всего, о тех особенностях школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Это:
- система отношений (к миру, к себе, к значимым видам деятельности);
- особенности мотивационно-личностной сферы (учебной мотивации);
- эмоциональное самочувствие (уровень тревожности и агрессивности);
- особенности познавательной деятельности.
СЛАЙД 9
Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Формы организации диагностической работы :
1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы.
Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
♦ экспертные опросы педагогов и родителей;
♦ структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
♦ психологическое обследование школьников;
♦ анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
диагностический минимум – минимальный, достаточный набор психодиагностических методик, который:
1) является частью учебного плана школы, запланированным «психопрофилактическим осмотром» целой параллели классов каждой возрастной группы учащихся;
2) дает возможность отслеживать динамику развития и состояния школьника на протяжении всего процесса обучения;
3) проводится методиками, ориентированными преимущественно на групповую форму проведения;
4) позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей и детей «с проблемами обучения и развития»;
5) является важным механизмом, «запускающим» две другие психодиагностические схемы по отношению к детям с определенными проблемами обучения и развития.
В рамках модели психологического сопровождения предусмотрено проведение диагностических минимумов на четырех этапах школьного обучения. Выбор этапов обусловлен объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение детей в эти школьные периоды. Все они важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей развития и обучения. Это этапы поступления в школу, перехода в среднее звено, перехода в старшую школу и окончания школы.
Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- психологическое обследование школьников;
Дополнительными способами сбора информации могут быть структурированное наблюдение школьников в процессе обследования и анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать его в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители. При этом опрос педагогов является основным способом получения информации от экспертов, а опрос родителей – вспомогательным.
Экспертные опросы применяются не во всех минимумах; в частности, при диагностике психологической готовности к школе не опрашиваются ни педагоги, ни родители; при диагностике готовности к профильному обучению не опрашиваются педагоги; при диагностике адаптированности десятиклассников нет необходимости опрашивать родителей.
По итогам диагностического минимума психолог готовит обобщенную аналитическую информацию по классам и параллели в целом, заполняя сводные таблицы.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения. (включая проективные методики)
СЛАЙД 10
Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения.
Первая – это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях или к жизненному самоопределению и оказание необходимой помощи детям с низким уровнем готовности.
Вторая задача – создание условий для успешной адаптации учащихся в новой социально-педагогической среде и оказание помощи школьникам, испытывающим различные трудности адаптации.
Исходя из этих задач, на каждом из первых трех этапов проводится по два психодиагностических обследования – диагностика готовности и диагностика уровня адаптированности. На четвертом этапе психодиагностическое обследование проводится одно.
Таким образом, система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник на протяжении всего периода школьного обучения, состоит из семи обследований:
1) обследование дошкольников при поступлении в школу (апрель-май);
2) обследование первоклассников в период адаптации к школьной среде (январь-февраль);
3) обследование учащихся 4-х классов во время окончания начальной школы (март-апрель);
4) обследование пятиклассников в период адаптации в среднем звене (декабрь);
5) обследование готовности учащихся 8-х (или 9-х) классов к профильному обучению (февраль-март);
6) обследование десятиклассников в период адаптации в старшей (профильной) школе (октябрь-ноябрь);
7) обследование выпускников школы (февраль – март).
В принципе, проведение последнего диагностического минимума (равно как и любого другого) может быть оставлено на усмотрение школьного психолога и педагогического коллектива. Если обучение в старшем звене не связано с какой-либо профессиональной специализацией, проведение дополнительных диагностических процедур не имеет большого смысла.
При загруженности специалиста работой в других параллелях от общего обследования старшеклассников можно полностью или частично отказаться.
СЛАЙД 11
Условия (требования) диагностики:
- экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий,
- многофункциональность, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций,
- информативность -давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка.
(результаты должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, а не только констатировать наличие чего-либо).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование деятельности школьного психолога.
Планирование деятельности школьного психолога - это важный этап его работы. Только хорошо обдуманная и запланированная работа дает хороший результат. В этой статье вы найдете матер...
Журнал учета деятельности школьного психолога
В помощь школьным психологам....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
ЧТО МОЖЕТ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ?Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров,сопоставим его со школьной медсест...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
ЧТО МОЖЕТ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГДля того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров,сопоставим его со школьной медсестр...
Основные виды деятельности школьного психолога
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ...
диагностика в работе школьного психолога
презентация...
Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога
Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных ...