Особенности общения с родителями талантливых детей
статья по психологии
Статья раскрывает основные характерологические особенности родителей, которые воспитывают талантливых детей: их черты характера, окружение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_osobennosti_obshcheniya_roditelyami.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Чуракова Н. В.,
педагог -организатор,
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей.
Как правило, эти родители достаточно образованны и почти всегда имеют высшее образование. И это не случайно. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать - любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а еще больше не хотят развивать способности своих детей. Характерный факт - по нашим подсчетам, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть превосходные личные библиотеки, и они сами много читают. Более того, значительная часть родителей в большей степени это относится к группе особо одаренных детей в детстве, да и позже сами проявляли многие качества одаренности, однако у многих эта одаренность не реализовалась. Одаренность родителей, как и у их детей, принимает самые разные формы, однако повышенная любознательность характеризует практически всех. Они, как правило, много читают, интересуются всем на свете, с интересом относятся к психологии /прежде всего мамы.
Еще одна существенная для общения с ними характеристика. Родители одаренных детей, как и все остальные родители на свете, очень любят своих детей, но сверх того они еще, что называется, «ставят» на ребенка. Все их честолюбивые мечты, часто собственная недостаточная реализованность выливается в особом интересе именно к умственному развитию ребенка. Строго говоря, такое повышенное, иногда даже фанатичное внимание к развитию своего ребенка - обычная вещь для родителей одаренных, а еще больше - особо одаренных детей. Без этого не было бы их одаренности. И как часто для многих из них жизнь ребенка полностью заменяет их собственную.
Следующая особенность этих родителей непосредственно вытекает из предыдущей. Очень часто они прямо восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, потрясать слушателями рассказами о чудесных успехах. Нельзя сказать, что при этом у них нет критического отношения к своему ребенку: интеллигентные родители часто считают своим долгом замечать и говорить о недостатках ребенка, и чаще всего их беспокоят трудности общения ребенка, его явный или неявный эгоизм. Более того, у части родителей есть страх будущего - не исчезнет ли одаренность, сумеет ли ребенок найти свое место в жизни. Но все же при всем внешнем, часто напускном скептицизме, они ревниво следят за тем, достаточно ли высоко окружающие оценивают их ребенка, нет ли недооценки его достоинств.
Ребенок уже с самых первых лет ощущает на себе эту неподъемную ношу- болезненно-честолюбивые ожидания родителей. Именно это честолюбие и является одной из основных причин хотя, конечно, и не единственной, почему многие одаренные дети попадают в группу риска.
Генетики сейчас имеют определенные объяснения тому очевидному факту, что среди родителей одаренных детей так много пожилых людей, однако здесь гораздо важнее следующее: к обычному вниманию матери или отца к своему ребенку добавляется еще и болезненно трепетное отношение к последышу. Неудивительно, что для таких родителей в ребенке вся их жизнь.
Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которая сохраняется надолго, иногда на всю жизнь.
Неудивительно, что заметно чаще, чем родители обычных детей, эти родители одаренных детей, особенно так называемых вундеркиндов, входят, что называется, в группу риска. Часто они страдают явными и неявными неврозами и психопатиями.
Велик и риск непрогнозируемого, странного поведения, оборачивающегося трудностями адаптации, и даже разрушением здоровья для ребенка. Так, другая мать, будучи сама отчетливой «совой», любила вместе с восьмилетним сыном заниматься по ночам: они сочиняли, читали, решали задачи /все делали вместе / исключительно по ночам. Мальчик приходил в школу, естественно, невыспавшийся. На все наши призывы начать более обычную, дневную жизнь приходилось выслушивать лекцию о различиях между людьми в биоритмах.
Довольно часто родители одаренных детей весьма нестандартно приучают своих детей к жизни. Чаще всего они формируют беспомощность в ребенке /так называемая «выученная беспомощность»/-и те до 10-13 лет не могут себе согреть чаю или завязать шнурки. Хотя на словах такие родители сетуют на беспомощность ребенка, на самом деле она им нравится, так как еще больше привязывает его к родителям. Правда, изредка встречается и другая крайность, когда ребенок уже в 7 -8 лет становится абсолютно самостоятельным: ездит через весь город на занятия, воспитывает младшую сестренку или готовит обед на всю семью.
Рекомендации педагогам для общения с родителями ТАЛАНТЛИВЫХ детей:
Не сравнивать детей друг с другом. Нужно уходить от этого как угодно. Скольких трудностей можно было бы избежать, если бы удавалось избежать любых сравнений. Ребенка можно сравнивать только с самим собой - сегодня он работал лучше, чем вчера, за последнее время снизил темп и тому подобное. 2. Необходимо постоянно и терпеливо объяснять родителям основную стратегию развития, которая выбрана в отношении их ребенка. Надо сказать, что родители одаренных детей не дадут вам ступить ни шагу, не потребовав объяснений. И эти объяснения надо давать. Мы иногда достаточно сурово наказываем детей, но если мы не жалеем времени на разъяснение нашей стратегии родителям, то они во многих случаях становятся нашими безусловными партнерами.
Более того, индивидуальная психолого - педагогическую программа развития ребенка, которая составляется на каждого одаренного ученика, не будет вполне реализована, пока подробно, с обсуждением разного рода деталей не будет обсуждена с родителями, пока они не станут партнерами, даже коллегами учителей и психологов в работе с ребенком.
Обязательно привлекайте родителей к развитию творческих способностей ребенка. Как уже говорилось выше, родители одаренных детей - это, как правило, очень способные люди. Практически всегда они понимают необходимость не только и не просто «накачки» ребенка знаниями, но особую важность развития в ребенке креативности. Во время совместных занятий укрепляется так необходимый и ребенку, и родителям контакт, в семье, улучшается взаимопонимание.
Это хорошо и потому, что облегчает жизнь школы, родители лучше относятся и к школе, видя заинтересованность педагогов в совместной работе с ними.
Педагогам не следует включаться в семейную жизнь родителей. Да, действительно, многие проблемы одаренных детей прямым образом связаны с семейными проблемами родителей, да, конечно, семейный климат не всегда благоприятно действует на ребенка, но, к сожалению, если не поступает прямого и безусловного запроса со стороны родителей на семейную психотерапию - оставьте семью одаренного ребенка в покое. Без такого запроса ваше вмешательство в чужую семейную жизнь пользы не принесет, а ваши отношения с этими родителями безусловно разрушит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с ребенком-подростком (советы родителям)
Как же найти баланс контроля и самостоятельности?Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все требования, предъявляемые к нему, на три группы.К первой группе относят...
Значение общения для формирования личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
данная статья несет в себе сообщение о значении общения для детей, живущих в детских домах, как фактора формирования личности ребенка...
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей...
Особенности общения с родителями в условиях социального приюта
Особенности общения с родителями в условиях социального приюта...
Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"
Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"...
Выступление на педсовете "Особенности общения с родителями детей, имеющих разные нарушения в развитии"
В этом коротком выступлении я показала, что, осуществляя индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, не следует забывать и об индивидуальном отношении к их родителям, которые по- разному отно...
Особенности общения родителей с ребёнком в семье.
Анкета для родителей.Особенности общения родителей с ребёнком в семье....