Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психологическая азбука"
рабочая программа по психологии (5, 6 класс)
Рабочая программа разработана на основании:
программы:
1. «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 класс)» Локаловой Н.П.;
2. «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_azbuka_5-6.docx | 63.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»:
Директор МБОУ Какичевской ООШ
Приказ от ____________2019г №__
Подпись руководителя _________ А.В.Димитров
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление социальное
название программы «Психологическая азбука»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование
(5,6 класс)
Количество часов: 5 класс – 34ч; 6 класс – 34 ч.
Учитель: Салтанова А.В.
Рабочая программа разработана на основании:
программы:
1. «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 класс)» Локаловой Н.П.;
2. «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В.
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы:
- «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 класс)» Локаловой Н.П.
- «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В.
Актуальность программы.
Подготовка подростков к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди множества актуализировавшихся в последнее время проблем. К их числу относится определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так кА они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.
У части учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятыми в средней школе. С этого времени актуализируются процессы взросления, начинает понемного возрастать агрессивность.
Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся. В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой стороны – требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый. В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверенны в своей устойчивости.
У шестиклассников борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает особое значение. Основной формой самостоятельности в этом возрасте становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Большинство подростков проявляют живой интерес к самопознанию. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания, поскольку с ними еще не знакомы. Подростки, имеющие успех у представителей противоположного пола, приобретают высокий статус в классе. Также, у многих шестиклассников снижается самооценка из-за первых телесных изменений, неуверенности в своей взрослости. У подростков появляются свои пристрастия в музыке и спорте.
Развивая интеллект у учащихся 5-6 классов, мы можем дать мощный толчок для познания окружающего мира. Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам,устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.
Рабочая программа «Психологическая азбука» соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед образованием в период введения стандартов второго поколения.
Программа предусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково-символитические), коммуникативные.
Содержание программы выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).
Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.
Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Отличительная особенность. Программа «Уроки психологического развития » сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренингами фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний . Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся , но и заложить основу логико -аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека , т.е. его мировоззрения .
Цель данной программы : осознание и развитие индивидуальных особенностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания и др..).
Задачи:
1) мотивировать учащихся к занятиям психологией ;
2) способствовать развитию познавательной сферы детей ;
3) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения ;
4) способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
5) учить методам и приемам познания себя и одноклассников ;
6) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития ;
7) развивать самостоятельность детей;
8) способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
9) побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:
- Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития , так как : 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию , что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно -абстрактных ( Н.И. Чуприкова , 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения , который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях .
- Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития , но и необходимость единого ( одновременного , слитого ) процесса развития самосознания и учителя , и учеников .
- Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия , подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов , придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире .
- Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний , преподнесенных через систему образных представлений , в качестве средства анализа собственного опыта детей , оценки себя и своих возможностей , углубления самопонимания , оптимизации самоотношения , формирования эффективной саморегуляции .
- Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем : при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий , которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность , единство , неразрывность изменений , происходящих в них и в окружающем мире . Только в том случае , когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка , и для психолога , оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал .
- Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы , сложно структурированной и четко иерархизированной .
- Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя , психолог должен позаботиться о том , чтобы «боль самопознания » не оказалась для них разрушительной , травмирующей . Переживания должны оказаться продуктивными , стимулирующими саморазвитие .
Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 40 минут .
Программа рассчитана на 2 учебных года и состоит из 34 занятий для 5 класса и 34 занятий для 6 класса.
Формы занятий: групповые. На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы :
- проблемного обучения ;
- формирования ( развития ) творчества ;
- соревновательный метод ;
- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций ;
- диагностика ;
- сказкотерапевтические упражнения ;
- арт.- терапия ;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- телесно - ориентированная терапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- техники релаксации.
Организационно - методические аспекты работы по программе « Уроки психологического развития » предусматривают организацию специальной пространственно - предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения , пригодного как в качестве традиционного учебного класса , так и в качестве игровой аудитории .
Оборудование: компьютер, стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).
Организационно-содержательное построение занятия. Занятия строятся по определенной схеме , имеют общую гибкую структуру , наполняемую разным содержанием , в зависимости от этапа работы , его целей и задач , от индивидуальных особенностей учащихся .
Структура занятий. По своей структуре занятие делится на вводную часть , основную и заключительную .
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова ( Латохина Л.И., 1993). Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий . Здесь реализуется принцип « спирали », т.е. возвращение к одному и тому же заданию , но на более высоком уровне трудности .
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос , чем же они занимались и чему научились на данном уроке .
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Методическое оснащение. Программа «Психологическая азбука» должна быть обеспечена такими методическими материалами , как :
- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы )» Локалова Н.П., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий ;
- методическое пособие « Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5- 6 класс)» О.В. Хухлаева.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы , поставленными целями и задачами ( см . приложение 1.).
Содержание программы « Психологическая азбука » в 5 классе .
№ п/п | Тема занятия | Содержание | ||||
1 | Развитие внимания и мышления | Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись . Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова. | ||||
2 | Развитие пространственных представлений . | Развитие мышления. Какие мы разные. Представьте куб. Замените цифры символами. Отгадайте слова. | ||||
3 | Развитие внутреннего плана действия | Формирование абстрагирования и вербального ( словесного ) анализа . Я узнаю себя . Муха . Говорим по -марсиански . Объясните греческие слова . | ||||
4 | Установление закономерностей и развитие гибкости мышления | Развитие мышления . Я - ромашка . Необычные ножницы . Найдите фигуры . | ||||
5 | «Как работать с книгой ». | Какие книги используют исследователи ? Какие книги считаются научными ? Практическая работа по структурированию текстов . | ||||
6 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности . | Развитие гибкости мышления . Что я могу сказать о себе хорошее ? Делаем вместе . Способы применения предмета . Выберите синонимы и антонимы . | ||||
7 | Развитие умения дифференцировать чувства . | Развитие вербального мышления . Слово в зеркале . Подберите синонимы и антонимы . Отгадайте чувство . | ||||
8 | Учимся сравнивать. | Что я чувствую ? Найдите фигуры . Одинаковые ? Противоположные ? Разные ? | ||||
9 | Существенное и несущественное . | Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях . Существенные и несущественные признаки . Такие разные лица . | ||||
10 | Развитие внимания . | Какие слова легче . Стенографы . Замените символы цифрами . Объясните поговорки . | ||||
11 | Развитие умения различать виды поведения. | Найдите фигуры . Понимание пословиц . Какое бывает поведение ? | ||||
12 | Познание своего поведения . | Вид комнаты сверху . Понимание пословиц . Я узнаю себя . | ||||
13 | Развитие умения различать виды поведения . | Найдите фигуры . Выразите разными словами . Кто это ? | ||||
14 | Учимся договариваться. | Делаем вместе . Какое это понятие ? Как попросить и отказать . | ||||
15 | Развитие логического мышления . | Найдите лишнюю фигуру . Сравниваем понятия . Вылепите фигуру | ||||
16 | Чувства бывают разные | Муха . Сравниваем понятия . Как преодолеть плохое настроение ? | ||||
17 | Учимся сравнивать . | Найдите фигуры . Сравниваем понятия . Какое бывает поведение ? | ||||
18 | Развитие логического мышления | Стенографы . Дополните до куба . Сравниваем понятия . Кто это ? | ||||
19 | Развитие воображения . | Придумайте предметы . Разделите понятия . Говорящая надпись . | ||||
20 | Развитие пространственных представлений . | Перекрёсток . Деление понятий . Вылепите фигуру . | ||||
21 | Развитие логических форм вербального мышления . | «Рисуем в уме » в уме . Определите вид суждения . Что я могу сказать о себе хорошее ? | ||||
22 | Развитие пространственных представлений . | Переворот фигур . Найдите фигуры . Измените форму , не меняя содержания . Угадайте выражение лица . | ||||
23 | Развитие мышления ( гибкость и анализ через синтез ). | Замените цифры буквами . Измените форму , не меняя содержания . Угадайте выражение лица . | ||||
24 | Учимся различать эмоции . | Какие бывают эмоции . Переворот фигур . Измените форму , не меняя содержания | ||||
25 | Развитие воображения . | Соедините точки . Учимся различать эмоции . Измените форму , не меняя содержания | ||||
26 | Учимся сотрудничать . | Называйте и считайте . Учимся рассуждать . А что сказал бы ты ? | ||||
27 | Учимся договариваться и уступать . | Найдите фигуру . Учимся рассуждать . А что сказал бы ты ? | ||||
28 | Учимся решать проблемы вместе . | Переворот фигур . Учимся рассуждать . А что сказал бы ты ? | ||||
29 | Учимся рассуждать . | Я – ромашка . Замените буквы цифрами . Учимся рассуждать . | ||||
30 | Мои достоинства и недостатки . | Найдите фигуры . Учимся рассуждать . Что я могу сказать о себе хорошее ? | ||||
31 | Развитие логического мышления . | Развёртка с буквами . Учимся рассуждать . | ||||
32 | Я повзрослел . | Осознание различия между агрессией и агрессивностью . Работа со сказкой « Лабиринт души ». Работа в тетради « Я повзрослел ». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку ». | ||||
33 | Я и мои друзья . | Обсуждение проблем подростковой дружбы . «Самое длинное ». «Красивые поступки ». «Общая рука ». Работа со сказкой « Светлячок ». | ||||
34 | Итоговое занятие . | Фестиваль полюбившихся игр . Выставка работ . Вручение дипломов « Самый умный », «Самый любознательный », « Самый активный ». |
Содержание программы « Психологическая азбука » в 6 классе .
№ п/п | Тема занятия | Содержание | ||||
1 | Я повзрослел | Работа со сказкой. Лабиринт души ( Т.Шмидт ) Работа в тетради. Коллективное обсуждение. «Символ моего Я». «Спрячь игрушку » | ||||
2 | У меня появилась агрессия | «Агрессия и развитие » Работа в тетради . «Золотые мысли » «Ассоциации » Работа со сказкой . Сказка про Рона . | ||||
3 | Как выглядит агрессивный человек ? | «Покажи агрессию ». «Кто из них агрессивный ». «Агрессивный … продавец ». «Отбросить старое , чтобы измениться ». Работа со сказкой . Время ( О.Горбушина ). Работа в тетради . «Моя реакция на агрессию «Как поступить конструктивно ?» | ||||
4 | Как звучит агрессия ? | «Свет мой зеркальце ». «Трудно ». «Если я сильный …». Работа спритчей . Притча « Живот с пристежками ». | ||||
5 | Конструктивное реагирование на агрессию | «Эпиграф занятия ». «Чем недовольны родители?». «Чем недовольны подростки ?». «Подростки не понимают …Родители не понимают …». «Учимся договариваться ». Работа со сказкой . Сказка про Крича (М.Кирсанова ) | ||||
6 | Практическая работа « Управление гневом » | «Эпиграф занятия ». «На приеме у психолога ». «Мои маски ». Работа в тетради . «Рисунок маски ». Работа с притчей . « Дом масок » | ||||
7 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | «Эпиграф занятия ». «На приеме у психолога».Работа с притчей. « Глиндум-Фря ». «Маски ». | ||||
8 | Учимся договариваться | «Эпиграф занятия ». «Портрет ». «В чем проблема ?». «Ассоциации ». «Символ моей веры в себя ». Работа со сказкой. Про мальчика Неудоба. | ||||
9 | Практическая работа «Договор » | «Эпиграф ».«Копилка источников уверенности». Работа в тетради «Мои источники уверенности », «Мои ресурсы ». Работа с рассказом. | ||||
10 | Зачем человеку нужна уверенность в себе | «Эпиграф ». «Маски неуверенности ». Работа в тетради «Какое поведение у ребят » Работа с рассказом «Надень маску ». «На приеме у психолога ». Работа со сказкой – Маленькая волна (К.Ступницкая ). | ||||
11 | Источники уверенности в себе | «Эпиграф ».«Высказывания ». Работа со сказкой. Молодое дерево (К.Ступницкая ) | ||||
12 | Какого человека мы называем неуверенным в себе | «Эпиграф занятия ». «Я горжусь ». «Звезда самоуважения ».«Волшебное зеркало ». Работа со сказкой . На дне моря ( Н.Шилова ) | ||||
13 | Практическая работа | « Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного человека ». «Эпиграф ». «За что я уважаю …». «Портрет ». «Подумай ». Работа со сказкой. Превращение. Марго. | ||||
14 | Я становлюсь увереннее | «Эпиграф ». «С кем бы я мог согласиться ?» «Золотые фразы ». | ||||
15 | Уверенность и самоуважение | «Эпиграф ». «Портрет ». Работа со сказкой. Сказка про телефончик. | ||||
16 | Уверенность и уважение к другим | «Эпиграф » Работа в тетради «Закончи предложение » | ||||
17 | Уверенность в себе и милосердие | «Эпиграф ». «Кто нуждается в милосердии ?» «Качества милосердного человека ». | ||||
18 | Уверенность в себе и непокорность | «Эпиграф ». Работа в тетради «Корзинка непослушания » | ||||
19 | Практическая работа « Умение сказать « нет » | «Эпиграф».«Станем американцами» Работа со сказкой . Верба ( И.Орлова ) | ||||
20 | Что такое конфликт ? | «Эпиграф ». «Как выглядит человек в конфликте?». «Конфликт – это хорошо или плохо ?» | ||||
21 | Конфликты в школе , дома , на улице | «Эпиграф » Работа в тетради «Конфликтные ситуации ». Работа со сказкой . Сказка про цветной снег. | ||||
22 | Способы поведения в конфликте | «Эпиграф ». «Разыграем конфликт ». «Как остаться спокойным ». Работа со сказкой . Подумай обо мне . «Конфликт как возможность » «Стиль входа в конфликт ». «Рисунок моего стиля ». | ||||
23 | Тест « Стиль поведения в конфликте » | «Эпиграф » Тест « Стиль поведения в конфликте » | ||||
24 | Конструктивное разрешение конфликтов | «Эпиграф ». «Как выиграть обоим участникам конфликта ?» «Попробуем договориться ». | ||||
25 | Практическая работа « Стили поведения в конфликтах » | «Эпиграф ». «Основные стили поведения в конфликте ». Работа в тетради «Как проявляются способы поведения в конфликте » | ||||
26 | Конфликт как возможность развития | «Эпиграф ». «В чем выгода ». «В стране вещей ». | ||||
27 | Готовность к разрешению конфликта | «Эпиграф ». Работа со сказкой . Город . | ||||
28 | Практическая работа « Деловая игра «Конфликт » | «Эпиграф ». «Я в будущем ». Работа со сказкой . Сказка про мячик , который забыл , что он волшебный. | ||||
29 | Что такое ценности? | «Эпиграф ». «Определи ценности ». «Переоценка ценностей ». | ||||
30 | Ценности и жизненный путь человека | «Эпиграф ». «Ценности и выбор профессии ». Работа со сказкой . Сказка про еловую шишечку . | ||||
31 | Тест « Ценностные ориентации » | «Эпиграф ». Тест « Ценностные ориентации ». | ||||
32 | Ценности подростков | «Эпиграф ». «Спор ценностей ». | ||||
33 | Практическая работа « Мои ценности » | «Эпиграф ». «Герб моих ценностей ». «Общий герб класса ». | ||||
34 | Заключительное занятие | Фестиваль полюбившихся игр . |
Тематический план программы занятий в 5 классе .
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Развитие внимания и мышления | 1 | |
2 | Развитие пространственных представлений . | 1 | |
3 | Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
4 | Установление закономерностей и развитие гибкости мышления . | 1 | |
5 | «Как работать с книгой ». | 1 | |
6 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности . | 1 | |
7 | Развитие умения дифференцировать чувства . | 1 | |
8 | Учимся сравнивать . | 1 | |
9 | Существенное и несущественное . | 1 | |
10 | Развитие внимания | 1 | |
11 | Развитие умения различать виды поведения . | 1 | |
12 | Познание своего поведения . | 1 | |
13 | Развитие умения различать виды поведения . | 1 | |
14 | Учимся договариваться. | 1 | |
15 | Развитие логического мышления . | 1 | |
16 | Чувства бывают разные | 1 | |
17 | Учимся сравнивать . | 1 | |
18 | Развитие логического мышления | 1 | |
19 | Развитие воображения . | 1 | |
20 | Развитие пространственных представлений . | 1 | |
21 | Развитие логических форм вербального мышления . | 1 | |
22 | Развитие пространственных представлений . | 1 | |
23 | Развитие мышления ( гибкость и анализ через синтез ). | 1 | |
24 | Учимся различать эмоции . | 1 | |
25 | Развитие воображения . | 1 | |
26 | Учимся сотрудничать . | 1 | |
27 | Учимся договариваться и уступать . | 1 | |
28 | Учимся решать проблемы вместе . | 1 | |
29 | Учимся рассуждать . | 1 | |
30 | Мои достоинства и недостатки . | 1 | |
31 | Развитие логического мышления . | 1 | |
32 | Я повзрослел . | 1 | |
33 | Я и мои друзья . | 1 | |
34 | Итоговое занятие . | 1 | |
Итого часов: | 34 |
Тематический план программы занятий в 6 классе .
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
Агрессия и её роль в развитии человека | 9 | ||
1 | Я повзрослел | 1 | |
2 | У меня появилась агрессия | 1 | |
3 | Как выглядит агрессивный человек ? | 1 | |
4 | Как звучит агрессия ? | 1 | |
5 | Конструктивное реагирование на агрессию | 1 | |
6 | Практическая работа « Управление гневом » | 1 | |
7 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | 1 | |
8 | Учимся договариваться | 1 | |
9 | Практическая работа | 1 | |
Уверенность в себе и её роль в развитии человека | 10 | ||
10 | «Договор » | 1 | |
11 | Зачем человеку нужна уверенность в себе | 1 | |
12 | Источники уверенности в себе | 1 | |
13 | Какого человека мы называем неуверенным в себе | 1 | |
14 | Практическая работа | 1 | |
15 | Я становлюсь увереннее | 1 | |
16 | Уверенность и самоуважение | 1 | |
17 | Уверенность в себе и милосердие | 1 | |
18 | Уверенность в себе и непокорность | 1 | |
19 | Практическая работа « Умение сказать « нет » | 1 | |
Конфликты и их роль в усилении Я | 9 | ||
20 | Что такое конфликт ? | 1 | |
21 | Конфликты в школе , дома , на улице | 1 | |
22 | Способы поведения в конфликте | 1 | |
23 | Тест « Стиль поведения в конфликте » | 1 | |
24 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | |
25 | Практическая работа « Стили поведения в конфликтах » | 1 | |
26 | Конфликт как возможность развития | 1 | |
27 | Готовность к разрешению конфликта | 1 | |
28 | Практическая работа « Деловая игра «Конфликт » | 1 | |
Ценности и их роль в жизни человека | 6 | ||
29 | Что такое ценности? | 1 | |
30 | Ценности и жизненный путь человека | 1 | |
31 | Тест « Ценностные ориентации » | 1 | |
32 | Ценности подростков | 1 | |
33 | Практическая работа | 1 | |
34 | Заключительное занятие | 1 | |
Итого часов: | 34 |
Усвоив программу «Психологическая азбука» в 5 классе, учащиеся должны получить знания:
о значимости для человека внимания, ощущения , памяти , мышления , эмоций;
иметь представление о том, что такое память , мышление , воображение ;
об особенностях эмоциональной памяти;
о способах эффективного запоминания »;
о способах развития мышления, внимания, памяти;
о способах выражения эмоций.
умения:
устанавливать закономерности;
уметь выделять существенные признаки и несущественные;
уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
распознавать анаграммы и самим их составлять;
уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других ;
осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
осознавать и называть собственные переживания;
осознавать в себе задатки и способности;
выражать эмоции через рисование;
вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
осознавать собственные умственные возможности;
уметь различать виды поведения.
Ожидаемыми результатами реализации программы за 6 класс являются:
1. Результаты первого уровня( приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни ):
• приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия , её структуре , пространстве взаимодействия , способах управления социокультурным пространством ;
• овладение способами самопознания , рефлексии ;
• усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;
• освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра .
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
• развитие ценностных отношений школьника к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
• получение школьного опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
опыт взятия на себя ответственности за других людей;
опыт эффективного взаимодействия в общении и простейших способов разрешения конфликтов;
опыт взаимодействия и сотрудничества, опыт в распознавании собственных и чужих эмоций, осознанию их значения и смысла.
Библиографический список.
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ . Л.К. Клгокина . М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно -развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов . М., 1993.
4. АфонькинC. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом « Литера », 2002.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа , 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова C.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться . М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР , 1959.
9. Боровик O.В. Развитие воображения. Методические рекомендации . М.: ООО « ЦГЛ «РОН », 2000.
10. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно -методическое пособие для психологов и педагогов . – 2-е изд ., стер . – М.: Генезис , 2007.
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления . М., 1985.
12. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей , Серия « Магия интеллекта *. М., 1995.
13. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших . М., 1961.
14. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев , 1993.
15. Гин С.Л. Мир логики : методическое пособие для учителя начальной школы . М.: «Вита-Пресс», 2003.
16. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября ». 2004, № 7.
17. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв .ред . В.И. Слободчиков . Томск , 1992.
18. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей « Брейнджим ». М., 1992.
19. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы ). – М.: Издательство « Ось -89», 2001 г.
20.Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов . Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет . – СПб .: Речь ; М.: Сфера , 2011.
21.Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис , 2005.
22.Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / Под ред. Э.Н. Гарсиа . – М.: АРКТИ , 2010.
23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы ). – 3-е изд. – М.: Генезис , 2010.
Приложение 1.
Диагностические процедуры в программе .
Класс | Диагностический инструментарий | Цель |
5 | «Тест структуры интеллекта Амтхауэра »; Школьный тест освоенности мышления учащихся 5 класса ( ШТОМ – 5) «Тест школьной тревожности Филлипса»; «Восмицветовой тест М.Люшера »; анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой; тест межличностных отношений; тест «Личностный опросник Кеттелла»; методика Дембо-Рубинштейн | Определение уровня развития интеллекта. Определение развития мыслительных операций. Определение уровня тревожности. Определение особенности эмоциональной сферы. Определение уровня школьной мотивации. Изучение психологического климата коллектива. Выявление личностных особенностей. Исследование самооценки. |
6 | Тест « Стиль поведения в конфликте » Тест « Ценностные ориентации » | Изучение стиля поведения в конфликте Выявление ценностных ориентаций |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения
МБОУ Какичевская ООШ
от ____________2019 г. №___
Председатель ШМО ___________Куринова В.А.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
Класс | Название темы занятия | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Фактическая дата |
5 | Развитие пространственных представлений | 24 февраля 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 24 февраля – праздничный день. | Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час. | |
5 | Учимся различать эмоции | 9 марта 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 9 марта – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком | |
5 | Развитие логического мышления | 4 мая 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 4 мая – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком | |
7 | Я повзрослел | 11 мая 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 11 мая – праздничный день. | Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час. | |
6 | Способы поведения в конфликте | 24 февраля 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 24 февраля – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком | |
6 | Конструктивное разрешение конфликтов | 9 марта 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 9 марта – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком | |
6 | Тест «Ценностные ориентации» | 4 мая 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 4 мая – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком | |
6 | Ценности подростков | 11 мая 2020 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 11 мая – праздничный день. | Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Добра" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука добра» с учащимися 7 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука туризма» направление: спортивно-оздоровительное для обучающихся – 5-6 классов
Аннотация В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрез...