сценарий мастер-класса "Арт-терапия"
методическая разработка по психологии

Сереп Алдынай Орлановна

Цель: развитие навыков преодоления негативных эмоций.

Задачи:

1.   Создание доверительных отношений в группе.

2.   Развитие творческих и аналитических способностей.

3.   Развитие самоконтроля.

4.   Развитие умения корректно выражать свои мысли и чувства.

5.   Формирование стремления и желания понять другого человека.

Условия проведения: приглашаются все желающие обучающиеся, группа - не более 15 человек. Продолжительность занятия 20 мин.

Оборудование:

•             листы чистой бумаги;

•             карандаши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_art-terapiya.docx24.63 КБ
Файл art-terapiya.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Арт-терапия»

Цель: развитие навыков преодоления негативных эмоций.

Задачи:

1.   Создание доверительных отношений в группе.

2.   Развитие творческих и аналитических способностей.

3.   Развитие самоконтроля.

4.   Развитие умения корректно выражать свои мысли и чувства.

5.   Формирование стремления и желания понять другого человека.

Условия проведения: приглашаются все желающие обучающиеся, группа - не более 15 человек. Продолжительность занятия 20 мин.

Оборудование:

•        листы чистой бумаги;

•        карандаши.

Ход занятия:

І. Организационный момент

Здравствуйте, я рада, что вы пришли сегодня на занятие. Надеюсь, вы с собой взяли хорошее настроение. Давайте поприветствуем друг друга и обменяемся улыбками.

Упражнение «Приветствие»

Участники по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

II. Теоретическая часть

Ознакомление с целями и задачами. Ознакомление с понятием арт-терапии.

Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Основная задача арт-терапии в работе с детьми – с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие, опираясь на игровую форму деятельности.

Задачи:

  • Диагностика состояния
  • Работа со страхами
  • Коррекция самооценки и Я-концепции
  • Коррекция эмоциональных состояний, агрессии, саморегуляция
  • Развитие произвольного внимания, контроля
  • Развитие творческого потенциала
  • Развитие образного и абстрактно-логического мышления
  • Снятие эмоционального напряжения
  • Преодоление негативизма
  • Устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциального стиля воспитания в семье
  • Удовлетворение потребности во взаимодействии с детьми (научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдержанность)

Факторы арт-терапии

  • Отреагирование сильных переживаний (катарсис);
  • Обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта
  • Развитие в процессе творчества различных жизненно важных навыков и способностей (самоорганизация, внимание, образное мышление и т.д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации, поскольку новый опыт переносится на другие сферы жизни.

Виды арт-терапии

  • Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку.
  • В последнее время добавились: куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, мандалетерапия, танцевально-двигательная терапия.
  • Появился и комплексный метод – арт-синтезтерапия – работает с помощью живописи, стихотворения, драматургии и театра, риторики и пластики.

III. Практическая часть. Арт-терапия с помощью рисования

Этапы арт-процесса

Свободная активность перед творческий процессом (разогрев, установление контакта с материалами, доверие и чувство безопасности)

  • Итак, сядьте поудобнее за стол, возьмите карандаши и чистый лист бумаги.

Процесс творческой деятельности

  • Предлагаю вам вспомнить моменты вашего разочарования, гнева, агрессии или злости.
  • Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее.
  • Затем начните рисовать на бумаге абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Главное — не задумываетесь над тем, что рисуете.
  • Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была абстрактной. Когда вы втянетесь в процесс рисования, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней.

Феноменологическое интуитивное познание (размещение работы в пространстве – дистанцирование, принятие ответственности за проблемы, внимание к деталям)

  • 6. Когда рисунок будет закончен, прислушайтесь к себе.
  • 7. Внимательно посмотрите на свой рисунок и «успокойте» его с помощью цветных карандашей, выбирайте те цвета, которые больше всего нравятся.
  • 8. Проследите, чтобы рисунок полностью был покрыт этим цветом.
  • 9. Так как рисунок выполнен карандашами, он не будет закрашиваться целиком, а будет снова и снова как бы проявляться. Это даст увидеть и осознать, что «злой» и «агрессивный» рисунок, покрытый любимыми цветами, вовсе уже не выглядит таковым.

Процедура «Что ты видишь» (внесение личных смыслов, своих ассоциаций, интеграция опыта, описательный процесс)

Суть упражнения — в том, чтобы посредством свободного самовыражения клиента столкнуть его сознательное и бессознательное. Для этого нужно заставить человека рисовать, изображать свою проблему, выбрасывая негативные эмоции на бумагу.

Подведение итогов

  • Теперь, когда вы уже знаете, для чего выполнялось упражнение, давайте обсудим, что вы почувствовали в начале и в конце?
  • Какое состояние вам больше нравится?
  • Ваш «плохой день» отпустил вас?

IV. Итоги занятия.

Давайте подведем итоги занятия. Дополните фразы: В ходе занятия я узнал, удивился, задумался, повторил, научился, запомнил.

Упражнение  «Аплодисменты по кругу, прощание»

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс

Слайд 2

Приветствие

Слайд 3

«АРТ-ТЕРАПИЯ» - ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ.

Слайд 4

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основная задача арт-терапии в работе с детьми – с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие, опираясь на игровую форму деятельности.

Слайд 5

Для чего проводится АРТ-ТЕРАПИЯ? Диагностика состояния Работа со страхами Коррекция самооценки и Я-концепции Коррекция эмоциональных состояний, агрессии, саморегуляция Развитие произвольного внимания, контроля Развитие творческого потенциала Развитие образного и абстрактно-логического мышления Снятие эмоционального напряжения Преодоление негативизма Устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциального стиля воспитания в семье Удовлетворение потребности во взаимодействии с детьми (научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдержанность)

Слайд 6

Факторы арт-терапии Отреагирование сильных переживаний (катарсис); Обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта Развитие в процессе творчества различных жизненно важных навыков и способностей (самоорганизация, внимание, образное мышление и т.д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации, поскольку новый опыт переносится на другие сферы жизни.

Слайд 7

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись , графику , фотографию , рисование , лепку . В последнее время добавились: куклотерапия , маскотерапия , музыкотерапия, библиотерапия , мандалетерапия , танцевально-двигательная терапия . Появился и комплексный метод – арт- синтезтерапия – работает с помощью живописи, стихотворения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Слайд 8

Арт-терапия с помощью рисования

Слайд 9

Этапы арт-процесса Свободная активность перед творческий процессом (разогрев, установление контакта с материалами, доверие и чувство безопасности) Процесс творческой деятельности Феноменологическое интуитивное познание (размещение работы в пространстве – дистанцирование , принятие ответственности за проблемы, внимание к деталям) Процедура «Что ты видишь» (внесение личных смыслов, своих ассоциаций, интеграция опыта, описательный процесс) Подведение итогов занятия

Слайд 10

Процесс творческой деятельности Итак, сядьте поудобнее за стол, возьмите карандаши и чистый лист бумаги. Предлагаю вам вспомнить моменты вашего разочарования, гнева, агрессии или злости. Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее. Затем начните рисовать на бумаге абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Главное — не задумываетесь над тем, что рисуете . Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была абстрактной. Когда вы втянетесь в процесс рисования, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней .

Слайд 11

6. Когда рисунок будет закончен, прислушайтесь к себе. 7. Внимательно посмотрите на свой рисунок и « успокойте» его с помощью цветных карандашей, выбирайте те цвета, которые больше всего нравятся . 8. Проследите , чтобы рисунок полностью был покрыт этим цветом. 9. Так как рисунок выполнен карандашами , он не будет закрашиваться целиком , а будет снова и снова как бы проявляться. Это даст увидеть и осознать, что « злой» и «агрессивный» рисунок, покрытый любимыми цветами, вовсе уже не выглядит таковым . Феноменологическое интуитивное познание

Слайд 12

Процедура «Что ты видишь» Суть упражнения — в том, чтобы посредством свободного самовыражения клиента столкнуть его сознательное и бессознательное. Для этого нужно заставить человека рисовать, изображать свою проблему, выбрасывая негативные эмоции на бумагу .

Слайд 13

Теперь, когда вы уже знаете, для чего выполнялось упражнение, давайте обсудим, что вы почувствовали в начале и в конце? Какое состояние вам больше нравится? Ваш «плохой день» отпустил вас?

Слайд 14

Подведем итоги Узнал Удивился Задумался Повторил Научился Запомнил Сегодня я

Слайд 15

Аплодисменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...