Память Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. То, что нами ощущается и воспринимается, запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия предметов, мысли, речь, действия. Так же как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место в прошлом. Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память — это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною — Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно... | А. С. Пушкин |
|
Запоминание каких-либо образов, мыслей, слов, чувств, движений всегда происходит в определенной связи их друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что значит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо — значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций: — по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается, например, последовательность действий); — по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей; — по контрасту: ассоциируются резко различные явления — шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т. д. В процессах запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека: а) проходя возле дома, в котором он живет; б) встретив кого-нибудь на него похожего; в) назвали другую фамилию, происходящую от слова, противоположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например Белов — Чернов. В процессах запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина — следствие, целое — его часть, общее — частное. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, причем с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, справочник, компьютеры помогают человеку помнить, но главное — это его собственная память. В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина). По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. Людям любого возраста хочется выяснить, хорошая ли у них память и какими особенностями она обладает именно у них. Но интереснее всего это детям, которые только начинают понимать, что они разные, каждый из них — индивидуальность. Проверка собственной памяти в форме увлекательных упражнений, предлагающихся ниже, создаст условия для самопознания личности, актуального в младшем школьном возрасте. Упражнение 1 В группе назначается ведущий (взрослый), 2 эксперта (учащиеся), остальные дети выходят за дверь. На столе раскладываются в произвольном порядке 10—15 разнообразных предметов, примерно одинаковых по размеру и расцветке (например, ножницы, катушка ниток, ручка, ластик, линейка, коробочка кнопок и т. п.). Вызывается первый учащийся, которому предлагается в течение 15 с разглядывать эти предметы, запоминая, что где лежит, потом он отворачивается, а ведущий меняет местами некоторые предметы, что-то убирает. После этого ребенок снова смотрит на стол, его задача вспомнить, как предметы лежали при первом предъявлении, чего не хватает. Эксперты оценивают правильность ответа. Та же процедура повторяется с другими учениками. Упражнение 2 Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30—40 с водят по классу, потом останавливают возле одной из парт и кладут его руку на плечо товарища. Он должен назвать имя того, к кому его подвели, т. е. водящий должен помнить не только то, как кого зовут и где кто сидит, но и как его водили по классу, где он должен сейчас стоять. В этой игре могут участвовать все ученики. Можно немного изменить правила игры, подводя водящего не к людям, а к предметам в классе. Такой вид упражнения можно использовать для развития тактильной памяти. Упражнение 3 Шестеро ребят становятся в шеренгу. Один из них — водящий — поворачивается спиной, остальные быстро перестраиваются. Когда ребята встают в новом порядке, ведущий подает сигнал, и водящий, повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить в течение 5—10 с, кто за кем стоит. После нового сигнала водящий отворачивается и называет, в каком порядке стоят его товарищи. В упражнении могут участвовать все ученики. Упражнение 4 Ведущий просит выйти за дверь 8—10 человек. Первый из них заходит обратно, и ему предъявляется картинка (желательно, чтобы это была картинка с людьми, но не портрет, т. е. чтобы там была динамика и множество различных деталей — горизонт, деревья, животные, дома и т. п., но ничто из этого не должно быть крупным планом). Ученик смотрит на предъявляемую картинку в течение 10—15 с, стараясь запомнить все, что видит. После этого картинка убирается и входит следующий участник. Первый должен рассказать второму все, что запомнил. Второй рассказывает все, что запомнил из рассказа первого, третьему участнику игры и т. д. После того как последний ученик рассказывает всем присутствующим то, что он запомнил, картинка предъявляется и у всех есть возможность сравнить только что услышанное с реальным рисунком. Можно устроить обсуждение — спросить, заметили ли дети, когда из рассказа стали исчезать детали, какие детали исчезли первыми, какие последними и т. д. Упражнение 5. «Бег ассоциаций» Участники сидят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас я произнесу слово, а сидящий слева от меня должен быстро назвать любое другое слово, возникшее у него в памяти в тот момент, когда я назвал свое слово. Следующий участник игры должен назвать любое свое слово и так далее». После того как было сделано 2—3 полных круга и ассоциации, произнесенные в начале игры, забылись, ведущий предлагает развернуть круг ассоциаций в обратном порядке. Повторяется последнее названное слово, далее по кругу вспоминается слово, на которое была эта ассоциация, так до тех пор, пока не вспоминается самое первое слово, названное в начале игры. Упражнение 6 Все участники встают в круг, ведущий — в центре круга. Ведущий объясняет, что все участники игры должны повторять движения, которые он будет им показывать, кроме одного — «запрещенного», например обхвата головы. Ведущий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом... Улучив подходящий момент, показывает «запрещенное» движение. Тот, кто его повторит или даже только попытается повторить, считается нарушившим правила игры и выбывает из круга. Участники игры должны не только запомнить «запрещенное» движение, но и быть предельно внимательными. Упражнение 7. «Снежный ком» В игре могут участвовать от 7 до 15 человек. Участники игры садятся в круг. Первый участник игры по команде называет какой-нибудь предмет. Следующий справа от первого участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов. Тот, кто не смог перечислить все названные предметы, выходит из игры. Таким образом, в конце игры остается победитель, обладающий самой феноменальной памятью среди участников игры. Виды памяти Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды памяти можно условно разделить на три группы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память. Рассмотрим каждый из видов памяти в отдельности. Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность. Этот вид памяти есть у человека с самого раннего возраста, с того момента, как он научился ходить, держать ложку и т. п. В более старших возрастах двигательную память можно развивать, что часто происходит стихийно — дети используют этот вид памяти в своих играх, изображая движения животных или людей различных профессий. Для того чтобы дать детям возможность улучшить свою двигательную память, можно поиграть с ними в следующие игры. Игра 1. «Зоопарк» Участники встают в круг так, чтобы каждому было хорошо всех видно. Каждый из них придумывает, какого животного он будет изображать при помощи жестов, все по кругу называют свое животное и показывают его при помощи пантомимы (например, жираф — поднять руку вверх, бабочка — помахать руками и т. п.). Задача для всех — запомнить, кто какое животное выбрал и как это было изображено. Игра проходит без слов. Первое «животное» показывает себя и того «животного», к которому он хочет обратиться. Тот, чей знак был показан, изображает себя (давая понять, что сигнал принят) и следующее «животное», которому хочет передать эстафету. И так далее — каждый вызванный игрок, вступая в игру, должен сначала показать свое обозначение, а потом — обозначение одного из играющих. Со временем темп игры увеличивается, и тот, кто ошибается, выходит из игры. Игра 2. «Пантомима» В игре может участвовать группа детей. Ведущий (взрослый) читает текст, участникам игры необходимо разделить этот текст на условные части и запомнить, о чем говорилось в каждой из частей. После того как текст прочитан, дети делятся на две команды. Текст читается еще раз, затем участники первой команды должны одну из выделенных частей изобразить при помощи пантомимы, ничего не произнося. Участники второй команды должны догадаться, какая это часть и о чем в ней идет речь. После этого команды меняются ролями и вторая команда изображает другую часть текста. Текст, например, может быть такой: «Это произошло в те времена, когда на улицах городов по ночам не было освещения. Как-то раз мэр в темноте столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином. — Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито. — Читал, — ответил горожанин. — Вот мой фонарь. — Но в фонаре у вас ничего нет. — В приказе об этом не упоминалось. Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина. — Где фонарь?! — закричал мэр. — Вот он. — Но в нем нет свечи! — Нет, есть. Вот она. — Но она не зажжена! — В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу. И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий горожан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу». Игра 3 Дети разбиваются на две команды, назначается жюри — по 2 человека из каждой команды. Из команд вызывается по добровольцу, каждый из которых по очереди танцует в течение 15 с. Остальные участники и жюри внимательно наблюдают за их движениями. Затем один из игроков первой команды должен повторить движения танцора другой команды, а жюри оценить правильность выполнения задания, и наоборот. После этого назначаются следующие танцующие. И т. д. Эмоциональная память помогает нам помнить наши чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. К. С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память»1. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Психологи провели несколько экспериментов и установили, что информация, имеющая эмоциональную окраску, запоминается лучше. Детям будет интересно в этом убедиться. Для этого можно провести несколько игр. Игра 1 Учащимся зачитываются слова, причем чтение производится с одинаковой интонацией и одинаковыми промежутками времени между словами (примерно 1 с). Материал для запоминания: Дружба, спички, встреча, полка, школа, болезнь, доска, мыло, радость, винт, стена, капуста, подарок, труба, слеза, кирпич, вода, учебник. После зачитывания учащимся предлагается воспроизвести эти слова либо письменно, либо устно (в этом случае учащиеся по очереди заходят в класс и говорят то, что запомнили). При анализе результатов обращают внимание на то, действительно ли лучше запомнились те слова, которые, предположительно, имеют для детей субъективную эмоциональную окраску. Игра 2 Для игры понадобится несколько разнообразных текстов, по 7—10 предложений каждый, которые можно взять, например, из книг для внеклассного чтения. Лучше, если это будет повествование о событиях, а не описание чего-либо. Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. Он должен прочитать свой текст как можно выразительнее, а все остальные пытаются запомнить и позднее воспроизвести произнесенные им предложения. Необходимо объяснить детям, что чем с более выразительными интонациями и эмоциями они прочитают фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить. После того как первый участник прочитал свой текст, остальные рассказывают то, что запомнили. Потом свой текст читает следующий участник игры. И т. д. Победителем оказывается тот, чьи фразы запомнило большинство участников игры. Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Важно дать детям почувствовать, что этот вид памяти очень важен, и помочь им развить его — ведь именно на нем основывается бóльшая часть учебного материала. Приведенные ниже упражнения помогут сделать занятия по развитию смысловой памяти детей интересными. Упражнение 1 Ведущий просит выйти за дверь 8—10 человек. Первый из них возвращается и выслушивает информацию, например такую: «19 октября 2001 года Михаил Эльдарович Петров и Евгений Геннадьевич Симбирский должны встретиться на Серпуховском валу возле дома № 49 дробь 1 ровно в 18.20». Он должен пересказать ее следующему вернувшемуся из-за двери. И т. д. Интересно проследить, какая информация исчезла сразу, какая и как исказилась и т. д. Упражнение 2 Учащимся зачитывают 2 рассказа, содержащие 13 смысловых единиц и 3 числа каждый. Перед первым рассказом дается следующая инструкция: «Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем есть важные части, рассказывающие о том, что и с кем (или с чем) произошло (смысловые единицы). Эта информация связана между собой. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение 5 мин запишите его основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать. Переспрашивать во время работы нельзя». Рассказ (в скобочках дается количество смысловых единиц): «Корабль вошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря (1, 2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11—14). К этому времени оставшиеся моряки уже все выгрузили (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)». Перед вторым рассказом дается следующая инструкция: «Выполняя задание, похожее на предыдущее, постарайтесь запомнить больше, чем в первом рассказе. Это надо для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если вы достаточно внимательны и настойчивы, вы сможете запомнить лучше». «Самолет приземлился в аэропорту, несмотря на то что сгущался туман (1, 2). Долго не подавали трап (3). Все 50 пассажиров сильно волновались (4, 5). Командир приказал накормить всех ужином (6). в 23 часа наконец подъехал трап (7, 8). Пассажиры покинули самолет (9). 14 человек экипажа собрались вместе, долго обсуждали случившееся, поздравили друг друга с мягкой посадкой (10—13). Потом почти все вышли гулять в город (14). Поздно ночью они вернулись на борт (15). Все отдыхали перед утренним вылетом (16)». Оценка упражнения производится в условных баллах по таблице результатов воспроизведения двух текстов (порядок изложения смысловых фрагментов не учитывается). Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32) | 31 | 28—30 | 27—29 | 23—26 | 19—22 | 15—18 | 11—14 | 7—10 | 6 |
Упражнение 3 Детям зачитывается рассказ о птице и после этого дается ее контурное изображение (рис. 7). Учащиеся должны выслушать и запомнить содержание рассказа, после этого — раскрасить птичку точно так, как она была описана в тексте. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки обсуждаются. Рассказ: «В густом лесу живет небольшая птичка свиристель. На теле у нее перышки красновато-коричневые, на голове рыжеватый хохолок. Края крылышек и хвостика желтенькие, а под клювиком у свиристели черное пятнышко, как будто галстук на шее. Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть — пищат. Но вот придет зима, исчезнут комары, ягоды, свиристели соберутся в стайки, улетят на юг в теплые края. Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поет, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!» Вот почему и назвали так птичку — свиристель».
Рис. 7.
Упражнение 4. «Калькулятор» Участники этой игры имитируют работу калькулятора. Все садятся в круг, и первый называет любое целое однозначное число от 1 до 5; следующий по кругу участник называет арифметический знак: «+» или «−». Следующий участник опять называет любое число, сидящий за ним называет результат арифметической операции, далее с названным в результате числом по кругу повторяется та же процедура. Упражнение 5 Участники игры выкладывают на стол разнообразные предметы под счет водящего (после названной цифры кто-то один может положить предмет на стол). Главное условие — не класть предметы на стол одновременно. В группе детей назначается игрок, который должен хорошо запоминать, кто положил предмет на стол и в каком порядке это происходило. Когда все предметы выложены, он, глядя на предметы, должен проговорить вслух, в каком порядке эти предметы выкладывались и кто именно клал их на стол. Потом та же процедура повторяется с другими детьми. Кто правильнее восстановит картину — тот победил. Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим. Мало кто из детей младшего школьного возраста знает, какой именно вид образной памяти у них развит лучше всего. При выполнении предложенных ниже упражнений дети смогут выяснить (а это очень важно для них!), как каждому из них лучше запоминать материал — слушая или читая, интересно будет проверить свою тактильную память и т. д. Упражнение 1 Это упражнение на развитие тактильной памяти. Учащимся раздаются карточки с названиями предметов (металлическая ручка на двери, оконное стекло, деревянный стол, шерсть котенка и т. п.) и предлагается вспомнить свои ощущения при прикосновении к этим предметам. После этого каждый ученик должен рассказать, что чувствуют его руки, прикасаясь к доставшемуся ему предмету, не называя его. Все остальные должны угадать, о чем он рассказывает. Упражнение 2 Это упражнение направлено на развитие зрительной памяти. Для игры выбирается открытое место с разнообразным ландшафтом. Учащиеся делятся на 2 команды по 4—5 человек. Команды становятся в две линейки, так, чтобы игроки первой команды стояли спиной к спинам игроков второй команды. Игроки каждой команды берут друг друга под руки, а те участники, которые стоят по бокам (фланговые), берут друг друга за руки (фланговый первой команды берет за руку флангового второй, и наоборот). Эту связь не прерывают в течение всей игры. Начинается игра с того, что получившийся из 2 команд, все время смотрящих в противоположные стороны, «хоровод» делает за 3 мин 3 полных оборота вокруг своей оси. Участники игры стараются как можно лучше запомнить то, что видят перед собой. Затем ведущий останавливает «хоровод» в любом, выбранном им месте, и все игроки первой команды по очереди задают по 1—2 вопроса игрокам второй команды о том, что они в данный момент видят перед собой (например, такие вопросы: «Есть ли среди деревьев клены?», «Сколько этажей в доме?», «Какого цвета машина?»). Отвечать на вопросы может любой участник второй команды. Потом вопросы задают игроки второй команды. Побеждает та команда, которая дала большее число правильных ответов. Упражнение 3 Для игры на развитие зрительной памяти понадобятся цветные карандаши или фломастеры (можно использовать полоски цветной бумаги). Цветов может быть много. На столе выкладывается 5—6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 с внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета. Правильность выполнения задания проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается. Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество. Упражнение 4 Еще одно упражнение на развитие зрительной памяти. Все участники сидят в кругу. Вызываются 2 добровольца. Им предлагается встать спиной друг к другу в центре круга и по очереди описать внешность своего партнера по игре, не видя его. Необходимо следить, чтобы в кругу не оказались близкие друзья; желательно, чтобы описывали друг друга те ребята, которые мало между собой общаются. В этом упражнении могут участвовать все желающие. Упражнение 5 Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждая из команд должна придумать и изобразить без слов неподвижную картину, на которой что-то происходит. В течение 1 мин первая команда внимательно смотрит на изображение, созданное другой командой, потом участники первой команды отворачиваются, а участники второй команды молча меняют что-нибудь в том, что они изобразили. После этого отвернувшаяся команда поворачивается и отгадывает, что изменилось, приводя «картину» в исходное положение. Затем команды меняются ролями. Упражнение 6 Дети делятся на 2 команды. У каждой команды должен быть лист бумаги и цветные карандаши по числу игроков. Один ребенок из первой команды зачитывает небольшой текст с сюжетом (тексты можно взять из учебника по чтению, важно только, чтобы они не были знакомы детям). Игроки из второй команды должны запомнить как можно больше информации из прочитанного текста. Когда текст прочитан, участники второй команды на общем листе восстанавливают в виде рисунка, что запомнили. По окончании выполнения рисунка изображение сверяется с исходным текстом, анализируется упущенная информация. Затем команды меняются ролями. Победителем признается та команда, которая наиболее правильно зарисовала содержание текста на листе. Упражнение 7 Можно предложить детям в увлекательной форме проверить свою зрительную память, проведя с ними одно из следующих упражнений. Для этого понадобятся палочки или спички. «Палочки 1» Ведущий (взрослый) до начала игры выкладывает 5—8 палочек на стол в любом порядке и накрывает их непрозрачным листом бумаги. После этого в класс приглашается первый участник игры. Он должен в течение 1—2 с смотреть на стол и как бы сфотографировать глазами, как лежат палочки. Потом палочки снова накрываются. Ребенок должен сказать, сколько палочек на столе. Можно давать детям следующую инструкцию: «Посмотри на стол и закрой глаза. Через некоторое время перед глазами появится «снимок». Попробуй сосчитать на нем палочки». Эта процедура повторяется с каждым участником игры. Для каждого ребенка подсчитывается балл: нет ошибок — балл равен количеству лежащих палочек, 1 ошибка — количество палочек минус 1 и т. д. «Палочки 2» У каждого участника игры должно быть по 6 палочек (спичек). В течение 2 с детям демонстрируется первая геометрическая фигура (рис. 8). Детям надо запомнить эту фигуру и по команде выложить ее. После этого демонстрируется и выкладывается вторая, затем третья фигура. После выполнения каждой фигуры она сравнивается с образцом и подсчитываются баллы.
Рис. 8. Нет ошибок — 10 баллов; 1 ошибка — 8 баллов; 2 ошибки — 5 баллов; 3 ошибки — 3 балла; 4 и более ошибок — 1 балл. Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, прилагает волевые усилия. Для учащихся умение запоминать необходимый учебный материал является очень важным. Поэтому необходимо его развивать, проводя специальные упражнения. Упражнение 1 Это упражнение может проводиться как в процессе индивидуальной работы, так и с группой детей. При работе с группой 2—3 человека назначаются играющими, остальные становятся экспертами — следят за правильностью выполнения правил игры. Ведущий называет поручения, которые ребенок должен запомнить и выполнить именно в той последовательности, в которой они назывались. Например, можно дать следующие поручения: 1. Стереть с доски. 2. Раскрыть учебник. 3. Нарисовать на листочке круг. 4. Открыть (закрыть) форточку. 5. Почесать правой рукой затылок. 6. Полить цветы в классе. Можно объединить учащихся в пары. Сначала они должны придумать поручения друг другу, записать их на листочке. Потом один из них сообщает свои поручения партнеру, тот их запоминает, выполняет и после этого проверяет по записи порядок действий. Потом дети меняются ролями. Для того чтобы проверить способность учащихся к произвольному запоминанию и помочь им в овладении способом зарисовки схем при запоминании, можно использовать метод пиктограмм. Упражнение проводится с группой учащихся. Каждому дается чистый белый лист формата А4, простой карандаш и следующая инструкция: «Сейчас вам будут названы несколько словосочетаний, ваша задача — нарисовать картинку, которая через час поможет вам вспомнить, что именно было названо. Это должен быть рисунок, так или иначе напоминающий названное явление именно тому, кто его нарисовал, но нельзя рисовать именно то, что было названо, и ни в коем случае нельзя ничего писать. То есть, если говорится «большая птица», можно нарисовать все, что захочется, но только не птицу». Предлагаются следующие словосочетания: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Трудная задача. 4. Красивая игрушка. 5. Прекрасная погода. 6. Плохое настроение. 7. Интересная картина. После зачитывания каждого словосочетания детям дается время на рисование. Когда все 7 рисунков сделаны, листы убираются и снова предъявляются детям только через час. Им предлагается вспомнить, что именно они пытались «зашифровать», и подписать каждый рисунок. Результаты метода пиктограмм показывают не только уровень развития произвольной памяти, но и умение обозначать понятия и пользоваться этими обозначениями для воспроизведения понятий, т. е. характеризуют мышление ребенка. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, он запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память — неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть даже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Д. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти — применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности. Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность — несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека. Дети любят проверять себя и свои способности, им будет интересно узнать, хорошо ли они могут запоминать то, что имели возможность видеть или слышать короткое время, т. е. какая у них кратковременная память. Ниже предлагается несколько способов для определения объема кратковременной памяти. Методика 1. Определение объема кратковременной памяти Учащимся предлагается оценить свою кратковременную память. Для этого каждому из них предлагается следующий опыт. Стимульный материал Для запоминания | Для узнавания | 1. Морковь. 2. Трубка. 3. Собака. 4. Почта. 5. Троллейбус. 6. Фонарь. 7. Рояль. 8. Утюг. 9. Елка. 10. Ведро. | 1. Рояль. 2. Кувшин. 3. Капуста. 4. Фонарь. 5. Мак. 6. Ведро. 7. Перо. 8. Мотоцикл. 9. Утюг. 10. Велосипед. 11. Морковь. 12. Стрела. | 13. Светофор. 14. Троллейбус. 15. Корзина. 16. Почта. 17. Пианино. 18. Телефон. 19. Пихта. 20. Трубка. 21. Конфета. 22. Чемодан. 23. Собака. 24. Елка. |
Инструкция: «Закройте 2 столбца «Для узнавания» в правой части текста. В течение 30 секунд попробуйте запомнить слова левого столбца «Для запоминания». Запоминайте в том порядке, в каком они напечатаны. Теперь закройте столбец «Для запоминания». В двух колонках «Для узнавания» подчеркните все слова, которые вы запомнили. После этого проверьте правильность выполнения теста — откройте столбец «Для запоминания» и подсчитайте, сколько слов вы подчеркнули правильно. Теперь оцените объем своей кратковременной памяти: количество правильно запомненных слов умножьте на 10%. Допустим, вы запомнили 8 слов. 8×10% = 80%, т. е. в вашей памяти хранится 80% информации». Методика 2. Определение объема кратковременной памяти Учащимся зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экспериментатор дает команду испытуемым: «Записывайте», и те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим рядами и т. д. Числовые ряды: 3 7 4 8 9 5 2 4 7 3 4 9 5 8 8 9 6 5 1 7 5 5 7 8 5 3 2 7 8 7 9 1 2 3 4 7 Проверка результатов опыта: детям вновь зачитываются ряды чисел. Они должны вычеркнуть неправильно воспроизведенные числа. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. В среднем дети 7—11 лет правильно воспроизводят в каждом ряду от 4 до 7 чисел в зависимости от возраста (что соответствует возрастным нормам). Методика 3. Повторение цифр (11-й субтест из теста Д. Векслера) Цель исследования — определить объем кратковременной памяти. Для этого понадобится бланк с наборами цифр. Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая методика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего семь рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов. Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы Д. Векслера дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте. Процедура исследования Часть 1. Прямой счет Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание!» 1-я серия | 2-я серия | 3 6 8 3 4 1 7 8 4 2 3 9 3 8 0 1 7 4 5 1 7 4 2 3 8 1 6 4 5 9 7 6 3 5 3 8 7 1 2 4 6 9 | 6 1 2 6 1 5 8 5 2 1 8 6 7 9 6 4 8 3 9 8 5 2 1 6 3 2 9 7 6 3 1 5 4 4 2 6 9 1 7 8 3 5 |
Предложить первый ряд цифр из 1-й серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда 1-й серии дать аналогичный по величине ряд 2-й серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к 1-й серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из 1-й и 2-й серий пробу прекратить и перейти к обратному счету. Часть 2. Обратный счет Инструкция: «Сейчас я скажу тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один, два» (показать рукой на разные места стола), — а ты скажешь: «Два, один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!» 1-я серия | 2-я серия | 2 5 5 7 4 7 2 9 6 4 1 3 5 7 1 6 5 2 9 8 8 5 9 2 3 4 2 6 9 1 6 3 2 5 8 | 6 3 2 5 9 8 4 9 3 9 7 8 5 2 3 6 7 1 9 4 4 5 7 9 2 8 1 3 1 7 9 5 4 8 2 |
Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить. Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил: 1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 с (в ритме стартового отсчета времени). 2. В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков. 3. Один и тот же ряд дважды не повторять. 4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке. Обработка и анализ результатов В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) — на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой. Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, — показатель концентрации внимания. Возрастные нормативы Для детей 5—7 лет объем кратковременной памяти равен 3—5 единицам, показатель объема внимания — 2—4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга. 8—9 лет — объем кратковременной памяти равен 3—6 единицам (среднее значение — 4), внимания — 2—5 единицам (среднее значение — 3). 10—11 лет — объем кратковременной памяти равен 4—7 единицам (среднее значение — 5), внимания — 3—6 единицам (среднее значение — 4). 12—14 лет — объем кратковременной памяти равен 5—9 единицам (среднее значение — 7), внимания — 3—7 единицам (среднее значение — 5). Для того чтобы помочь детям научиться применять знания, имеющиеся у них в долговременной памяти, можно поиграть с ними в следующую простую игру. Участники игры должны по очереди сделать 10—15 шагов, называя на каждом женское или мужское полное имя. Имена должны быть или только мужские, или только женские (в зависимости от того, что объявил ведущий). Дважды одно имя упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок. Можно разделить детей на 2—3 команды и предложить каждой команде свое задание — называть не только имена, но и названия городов, животных, предметы мебели и т. п. Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой. Процессы памяти Основные процессы памяти — запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. По характеру воспроизведения судят о качествах работы всего аппарата памяти. Память начинается с запоминания. Запоминание — это процесс, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит само собой. Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное, запоминание, т. е. ставится цель — запомнить материал. Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т. е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями. Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового — понимание. И механическое, и смысловое запоминание имеет большое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях — запомнить номер дома, телефона и т. п. — основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись и одним механическим повторением. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Заучивание зависит: а) от характера деятельности, процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели — запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное. Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным. Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустовского «Слава боцмана Миронова»: «...И вот с боцманом Мироновым в редакции «Маяка» произошла необычная история... Не помню, кто — Наркоминдел или Внешторг — просил редакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, чтобы понять, как это было трудно. И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путаницы новых пароходных названий, флагов, тонн и «дедвейтов» достигло наивысшего напряжения, — в редакции появился Миронов. — Вы это бросьте, — сказал он. — Так у вас ни черта не выйдет. Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход «Иерусалим». Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мадагаскар, зафрахтован французской компанией «Пакэ», команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пишите дальше. Пароход «Муравьев-Апостол», теперь переименован в «Анатоль». Плавает под английским флагом, возит хлеб из Монреаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией «Рояль — Мейль — Канада». В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Нью-Порт-Ньюсе. Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папиросами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состояние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...» Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, являются напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания — механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания. В. Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания: Группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т. д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т. д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план (совокупность опорных пунктов), классификация (распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков). Структурирование материала — установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах. Аналогия — установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами. Мнемические приемы — определенные приемы или способы запоминания. Перекодирование — вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме. Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр. Например, М. Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.). Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности. Повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени. Воспроизведение — существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание — самая простая форма воспроизведения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. | Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила. Все здесь напоминает мне былое... | | | А. С. Пушкин | |
Воспроизведение — более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести. При непреднамеренном воспроизведении те или другие мысли, слова вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы говорим: «Мне вспомнилось» — здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю» — здесь уже ассоциации следуют за мыслью. Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании. Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания — то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо. Припоминая, человек пользуется различными приемами: 1) намеренное использование ассоциаций — мы воспроизводим в памяти разного рода обстоятельства, непосредственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например: куда я положила ключ? Выключила ли я утюг, уходя из квартиры?); 2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека — Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович — думаем, что, случайно попав на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости). Припоминание — сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости. Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность — умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент. К. К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное само «лезет» в голову. У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно. К. К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то просто учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться. Сохранение и забывание — это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного. В каждом возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, видах деятельности различный материал забывается, как и сохраняется, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, — процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспоминания о походе — трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными. Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен». В конце 20-х гг. прошлого столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б. В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное напряжение, и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но когда, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют «эффект Зейгарник». Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы — повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие. Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. за первые пять дней после заучивания забывается больше, чем за последующие пять дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто, а тогда, когда забывание еще не началось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа. Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что нередко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выученный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу. Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них. 1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия: | Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи. | |
Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать? Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть, И вертеть, смотреть, держать, И зависеть, и дышать, -ишь, -ит, -ат, -ят писать. Или чтобы в геометрии не путать биссектрису и медиану: Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну. Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните веселое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 2. Ряд мнемических приемов используется при запоминании дат рождения известных людей или знаменательных событий. Например, И. С. Тургенев родился в 1818 г. (18—18), А. С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М. Ю. Лермонтов родился в 1814 г., а умер в 1841 г. (14—41). 3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения — палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем. Один из способов запоминания основывается на создании зрительных образов. Для детей это наиболее простой способ запоминания, соответствующий их возможностям. Детям раздаются списки, содержащие 8 словосочетаний. Каждый учащийся читает их индивидуально, про себя, после каждой строки закрывая глаза и представляя соответствующий зрительный образ. Словосочетания: 1. Спящий котенок. 2. Трясущееся желе. 3. Гриб в траве под деревом. 4. Плывущие облака. 5. Бегущий страус. 6. Шутливое высказывание. 7. Радостное сообщение. 8. Встреча с другом. После того как создан последний зрительный образ, все дети переворачивают листки со списком и им предлагается записать то, что они запомнили. Каждый ребенок работает индивидуально, необходимо попросить учащихся не произносить ничего вслух и не подсматривать друг у друга. Подсчитывается результат. Можно провести обсуждение этого упражнения, например, спросить у ребят, какие образы было создавать труднее, какие легче; попросить кого-нибудь описать, что он представил себе, прочитав то или иное словосочетание, и выслушать тех, кто вообразил себе что-то другое, прочитав то же самое. Можно научить детей использовать схематические изображения для запоминания текстов. Для этого учащимся зачитывается небольшой рассказ, после чего им предлагается нарисовать 5—6 рисунков (можно только простым карандашом), отражающих содержание рассказа. Через 40 мин учащимся предлагается написать (или пересказать — при индивидуальной работе) услышанный рассказ, используя свои схемы. Рассказ может быть, например, следующим: «Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не утопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Прошло несколько дней. Охотник расставил сети, голубка залетела в коварную ловушку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела». Для запоминания однородного материала необходима его смысловая обработка. Дети младшего школьного возраста должны уметь это делать. Выяснить, насколько хорошо они овладели этим навыком, поможет следующая методика. Методика «группировка» Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп, по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды). Перед каждым воспроизведением дается инструкция. Инструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!» Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты первый раз говорил, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!» Инструкции для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты говорил первый и второй раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!» Последовательность предъявляемых слов: | 1. Солнце. | 6. Шапка | 11. Липа. | 16. Небо. | 2. Тополь. | 7. Медведь. | 12. Блюдце. | 17. Елка. | 3. Чашка. | 8. Сосна. | 13. Звезда. | 18. Белка. | 4. Заяц. | 9. Ложка. | 14. Лиса. | 19. Кружка. | 5. Луна. | 10. Юбка. | 15. Платье. | 20. Кофта. |
Правила проведения методики: 1. Слова читаются с паузой в 1 с между произнесением элементов ряда. 2. По окончании чтения всего ряда начинается его воспроизведение. Воспроизведение свободное, так как испытуемый должен уловить, что слова можно объединять в группы. 3. Все воспроизведенные ребенком слова записываются в порядке их называния. Затем предлагается послушать еще раз весь ряд слов. 4. Читается вновь исходный ряд слов. Затем испытуемый его воспроизводит в свободном порядке. Слова, воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье чтение ряда и третье воспроизведение. Обработка и анализ результатов Воспроизведенные слова фиксируются в порядке их называния ребенком; определяется объединенность слов в группы, относящиеся к категориям: «животные», «деревья», «одежда», «посуда», «небосвод». Нормальное течение мнемической деятельности со способностью к смысловой обработке материала выглядит так: при первом воспроизведении предъявленных слов объем кратковременной памяти равен 4—1 слово для детей 6—7 лет (в среднем 3 слова). Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении общий объем воспроизведенных слов увеличивается на 2—4 слова; появляются 1—2 частично сформированные группы, состоящие обычно из 2 слов. При третьем воспроизведении появляются 3—4 группы по 2—3 слова, может возникнуть одна или две группы из всех 4 слов. У детей младшего школьного возраста, как правило, не встречается больше 3 смысловых групп, в старшем возрасте — 4 групп. Качества памяти Что такое хорошая и плохая память? Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, впечатления должны удержаться, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется — сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти. Хорошая память — это способность быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить запомненное. Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его победы и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларошфуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». Итак, качества памяти: 1) быстрота запоминания — она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами; 2) прочность сохранения; 3) точность памяти — отсутствие искажений, пропусков существенного; 4) готовность памяти — умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент. Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают его именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это неодинаково по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая память на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр. Представления Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которые мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания. Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление — наглядный характер. Представление — это образ предмета, понятие — мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь — это не одно и то же. Например, тысячеугольник — понятие есть, а представить его нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия — зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические. Представления характеризуются наглядностью, т. е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.). | Все мне видится Павловск холмистый, Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда. | |
|
|
| | А. Ахматова | |
|
|
|
Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты. Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например у музыкантов — слуховые, у художников — зрительные, у дегустаторов — обонятельные и пр. Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, мы видим дерево — это образ восприятия, представляем дерево — образ более тусклый, более неопределенный и неточный. Представление — это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в представлении отражаются наглядные признаки, характерные для предметов и явлений. Воспринять же мы можем только конкретную реку — Волгу, Москву-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен. Представлять — это значит мысленно видеть или слышать что-то, а не просто знать. Представление — более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему-либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!» В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно. Индивидуальные различия памяти У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическим видами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то — мысли, выраженные в словах. Самые яркие представители образного типа памяти — деятели искусств: художники, музыканты, писатели, актеры, а словесно-логической — ученые, экономисты. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично сочетающему возможности и особенности наглядно-образного и словесно-логического запоминания. Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется в движении, имеет большое значение при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе на компьютере, на пишущих машинках, при игре на музыкальных инструментах и пр. Как определить, какой тип памяти у человека? Обратите внимание, например, как ваш знакомый вспоминает забытый номер телефона. Если у него преобладает слуховая память, он попытается восстановить интонационно-ритмический образ номера. Такой человек предпочтет сто раз услышать, чем сто раз увидеть. Тот, кто опирается на память зрительную, постарается представить себе этот номер написанным, а тот, кто опирается на двигательную, напишет его, если не на бумаге, так в воздухе, да еще постарается произнести его (чтобы воспроизвести свои речевые движения). Особенности памяти младших школьников С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила, другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздражают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться, успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, то постепенно он научится быстрее воспроизводить выученный ранее материал. Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг, экскурсий. Одни перечисляют события, воспроизводят объяснения экскурсовода. В рассказе других вы представите дорогу, по которой шел ребенок, людей, с которыми он встретился. У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. К. Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания. Как определить тип памяти? При помощи самых разных упражнений, например методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. Для его проведения необходимо приготовить 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. I | II | III | IV | ДИРИЖАБЛЬ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ МЕЛЬНИЦА ПОПУГАЙ ЛИСТОК | САМОЛЕТ ЧАЙНИК БАБОЧКА НОГИ БРЕВНО СВЕЧА ТАЧКА ЖУРНАЛ МАШИНА СТОЛБ | ПАРОХОД СОБАКА ПАРТА САПОГИ СКОВОРОДА КАЛАЧ РОЩА ГРИБ ШУТКА СЕНО | ВОЛК БОЧКА КОНЬКИ САМОВАР ПИЛА ВЕСЛО ЗАГАДКА ПРОГУЛКА КНИГА ТРАКТОР |
Задание может выполняться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому предлагаются поочередно 4 группы слов для запоминания: на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии. Экспериментатор читает первый ряд слов с интервалом 4—5 с между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва ребенок записывает на листочке запомнившиеся слова и отдыхает 10 мин. Затем экспериментатор показывает слова второго ряда (зрительное запоминание), которые ученик после 10-секундного перерыва также записывает по памяти на листочке. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова третьего ряда, а ребенок шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва воспроизводит эти слова на листочке. После перерыва в 10 мин предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ребенок одновременно следит по карточке, шепотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание). Затем запомнившиеся слова записываются. Таким образом, при запоминании и дальнейшем воспроизведении ребенком каждого ряда слов доминирует определенный вид анализатора: слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации. Обработка и анализ результатов О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент того или иного типа памяти (С):
где А — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний (60—79%), низкий (меньше 50—60%). Конечно, по одному такому упражнению никаких выводов делать нельзя. Для обоснованного заключения о преобладающем у ребенка типе памяти нужно провести несколько упражнений. Желательно, чтобы материал, предлагаемый для запоминания, был различный: можно использовать столбики цифр, или ряды картинок, или тексты разного содержания. Вот, например, еще два способа определения уровня развития слуховой памяти. Методика 1. Проверка слуховой памяти Учащимся предлагается провести эксперимент, в ходе которого каждый из них сможет оценить свою слуховую память. Для этого им зачитываются ряды чисел. После каждого ряда дается 1 мин, в течение которой они должны в уме сложить первое число ряда со вторым и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму. Примеры рядов: 2 5 4 7 4 1 6 2 5 7 9 3 Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Если в трех рядах все суммы записаны правильно, слуховая память оценивается «отлично», если только 4 из 6 сумм записаны правильно — «хорошо», если 2 из 6 — «удовлетворительно». Методика 2. Пробы на запоминание звуков или звукосочетаний Проба на запоминание бессмысленных звуков и звукосочетаний направлена на исследование объема слуховой памяти, способности к кратковременной фиксации и воспроизведению неструктурированного материала. Процедура опыта заключается в следующем: испытуемому зачитываются отдельные звуки или звукосочетания, записанные в приведенной ниже таблице, и предлагается сразу же после этого воспроизвести их в любом порядке. Вначале зачитывают стимульный материал 1-й серии, составляющий 10 односложных звуков, и просят испытуемого их повторить, потом эти же звуки зачитывают повторно (всего 10 раз). Та же процедура повторяется с материалом 2-й серии. В протоколе исследования отмечают воспроизводимые звуки или звукосочетания. После каждого предъявления исследователь вносит в таблицу в порядке очередности называемые испытуемым звуки или звукосочетания. Учитывается также и то, сколько раз испытуемый в течение одного воспроизведения назвал одни и те же звуки, звукосочетания. В среднем на проведение двух серий опыта затрачивается 10—12 мин. Стимульный материал | Количество предъявлений | 1-я серия | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | На Ко Ля Ра Ту Ма Но Зи Ну Ла | | Привнесенные «лишние» звуки | | Кол-во воспроизведенных звуков | | 2-я серия | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Солам Доли Козим Мира Нулим Кирям Вокар Торик Сиза Вига | | Привнесенные «лишние» звуки | | Кол-во воспроизведенных звуков | |
При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала. Группе учащихся I—III классов была предложена и решена вместе с ними задача: «Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича, сколько весит кирпич?» Через некоторое время этой группе была предложена подобная же задача: «Книга стоит 1 р. и половину стоимости книги. Сколько стоит книга?» Приводим рассуждение одного ученика: — Книга стоит 1 рубль и половину стоимости... А стоимость-то не знаем... Что-то такое было... Один и половина одного... Половина — это один и есть. Знаю! Книга стоит 2 рубля, потому что полкниги стоит один рубль. — Ты решал когда-нибудь такую задачу? — Решал что-то, забыл, о чем. — О кирпиче? — Да, как будто о кирпиче... Кирпич весил один килограмм и полкирпича, теперь вспомнил. Мальчик запомнил принцип решения подобных задач, а про кирпич задача или еще про что-нибудь — это для него не так важно, он не запомнил этого. Ту же задачу решает другой ученик: — Ты решал когда-нибудь похожую задачу? — Нет. — А задачу про кирпич помнишь? — Да. — Вспомни условие задачи и ее решение. — Не помню. Два килограмма весил кирпич, и еще там полкирпича было. Как видим, этот ученик запомнил лишь конкретные данные, принципа решения он не запомнил. У одних детей происходит смысловое, обобщенное запоминание, у других — запоминание отдельных деталей. Предложим детям небольшой ряд чисел: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25. Запоминают его ученики по-разному. Одни сразу улавливают закономерность: цифры представляют собой математический ряд, каждое число больше предыдущего на три, — и мгновенно запоминают все числа. Другие никакой закономерности не улавливают, запоминают только путем простого повторения, не пытаясь найти какой-нибудь прием, облегчающий этот процесс. Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, но и пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
1 Станиславский К. С. Работа над собой в творческом процессе переживания // Собр. соч. В 8 т. — М., 1954. —Т. 2. — С. 217. |