Методическая разработка занятия по психологии "Равновесие"
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)

Брагина Татьяна Сергеевна

Представлена разработка занятия для учащихся 9-11 классов, направленное на снятие эмоционального напряжения, умение справляться с эмоциями, работа с ресурсными состояними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ravnovesie.docx65.51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Мое эмоциональное состояние»

Цель – актуализация ресурсных состояний, снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Определить эмоциональное состояние участников занятия;
  2. Определить индивидуальные внутренние ресурсы участников занятия;
  3. Сформулировать индивидуальные правила использования внутренних ресурсов и управления эмоциональным состоянием;
  4. Закрепить полученные знания на практике.

Аудитория: учащиеся 9-11 классов

План конспект:

1. Приветствие. Вводная часть.

Добрый день! Представление.

Сегодня мы с Вами поговорим о наших ресурсах и эмоциях, о том, какую роль они играют в повседневной жизни, как влияют на наше самочувствие.

 Упражнение «Мои эмоции»

Цель: определение эмоционального состояния.

Сегодняшнюю встречу мы начнем с небольшого упражнения. У Вас есть листок, на котором изображен человек (приложение 1), и цветные карандаши. Пожалуйста, раскрасьте его. Запишите, каким цветом обозначается эмоция в теле.

Примечание: задание выполняется вначале и в конце занятия.

2. Основная часть.

Проанализируйте сегодняшний день, что хорошего/ приятного/ радостного произошло сегодня? (обсуждение)

Вспомните самое радостное/ счастливое событие в своей жизни, поделитесь, пожалуйста, с нами: что произошло? Какие эмоции Вы испытывали тогда? Какие эмоции Вы испытываете сейчас, вспоминая об этом событии?

Так, что же такое ресурс: Что или кто может быть ресурсом? Для чего он нужен? (обсуждение)

Запишите на своих листочках, какие у Вас есть ресурсы, что помогает Вам справляться со сложными/ стрессовыми ситуациями? (обсуждение)

Упражнение «Моя энергия»

Цель: определение сфер, на которые энергию тратят, и из каких сфер энергию получают.

Нарисуйте два круга. Первый круг – куда я отдаю энергию (ресурсы), второй круг – откуда я получаю энергию (ресурсы). Разделите круги в соответствии с получаемой и затрачиваемой энергией.

Пример:

Обсуждение упражнения:

Энергии больше затрачивается или получается? В каких сферах Вам хотелось бы изменить процентное соотношение? Какие сферы для получения энергии можно добавить?

Стрессовые ситуации влияют не только на наше эмоциональное состояние, но и на физическое состояние, особенно на мышечный корсет. Возникают мышечные зажимы.

Упражнение «Комок»

Цель: снятие мышечного зажима.

Примечание: для людей с повышенным давлением быть аккуратными, при нарастании дискомфорта уменьшить силу напряжения, либо прекратить выполнение задания.

Опишите Ваше самочувствие сейчас, в какой части тела вы испытываете дискомфорт? Возможны мышечные зажимы (шея, спина, таз).

Напрячь кисти (5 сек) – расслабить, какие ощущения возникли в кистях.

Напрячь кисти и ступни (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Напрячь кисти, ступни и икры (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Напрячь кисти, ступни, икры и прижать руки к туловищу (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Напрячь выше перечисленное и ягодицы (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Напрячь выше перечисленное и живот (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Напрячь выше перечисленное, голову прижать к плечам (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Напрячь выше перечисленное, зажмурить глаза, рот (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.

Обсуждение упражнения: Какие ощущения испытываете в теле после упражнения? Если сравнить состояние организма до и после, какие изменения?

Часто, когда мы испытываем сильные негативные или положительные эмоции, мы как бы вылетаем из собственного тела. Перестаем адекватно оценивать ситуацию и свое состояние. Это чревато психосоматическими заболеваниями, перенапряжением нервной системы.

Упражнение «Заземление»

Цель: обрести физическую опору, вернутся в реальность.

Пройдитесь по свободному пространству, обратите внимание на то, как Вы ходите, как ступаете, как переносите вес с одной ноги на другую. Почувствуйте, как стопа соприкасается с поверхностью пола, насколько уверенно вы стоите.

Разделитесь на пары. «Первый» стоит устойчиво на ногах, ноги расставлены на ширине плеч, немного согнуты в коленях, дыхание ровное. Ощущение как будто сквозь ноги проросли корни в пол, и они не дадут тебе упасть, какими бы сильными не были препятствия. «Второй» мягко толкает «первого». «Первый» продолжает движение тела после толчка (движение должно быть соизмеримо с силой толчка).

Поменялись ролями.

Обсуждение упражнения: получилось ли «укорениться»? Какие сложности были, что не получилось, что получилось.

Упражнение «Краски»

Цель: снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных ситуаций.

Материал: воздушные шарики, гуашь, дротики, клеенка, обои.

Воздушные шарики наполняются разноцветной гуашью, надуваются и приклеиваются к обоям, под обои на землю кладется клеенка. Участник встает на определенное расстояние от обоев и кидает дротик в шар. Каждый шар – это негативные эмоции переживаемые участником.

Обсуждение: «Наши негативные эмоции не всегда вредны для нас, порой они помогают справиться с различными ситуациями, выстоять против проблем». Эмоции участников.

Упражнение «Дерево»

Цель: релаксация.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Сядьте удобно, ноги чувствуют пол, голова расслаблена, глаза закрыты (либо сосредоточена на одной точке)

Представьте себе поляну. Ярко светит солнце. Вы нежитесь в его теплых лучах. Вы проходите по тропинке, слышите звук ручья, проходите мимо поля с цветами, пролетает шмель, бабочка перелетает с цветка на цветок, где-то стрекочет кузнечик. Вы подходите к ручейку, вода прохладная, освежает в такой жаркий день. Перейдя через ручей перед Вами деревья.

Выберите свое дерево. Какое оно? Обнимите или обопритесь на него. Кто вы чувствуете? Побудьте с этими ощущениями.

Попрощайтесь с деревом. Мы проходим мимо ручейка, цветочного поля, по тропинке Вы добираетесь до полянки. Оглянитесь, дайте себе время еще раз прочувствовать спокойствие, умиротворение. Как только Вы будете готовы, возвращайтесь в комнату.

Нарисуйте свое дерево.

3. Шерринг. Подведение итогов занятия.

Упражнение «Мои эмоции»

Цель: определение эмоционального состояния.

Сегодняшнюю встречу мы начинали с упражнения. Сейчас, раскрасьте человека снова.

Вопросы для шерринга:

Какие способы снятия эмоционального напряжения и восполнения ресурсов Вы выбираете для себя?

Что Вы взяли для себя на этом занятии? Что было полезно?

Какой этап работы Вы бы исключили?

Какие темы Вам было бы интересно обсудить в будущем?


Приложение 1. «Рисунок человека»

Картинки по запросу человек раскраска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...