Методическая разработка занятия по психологии "Равновесие"
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)
Представлена разработка занятия для учащихся 9-11 классов, направленное на снятие эмоционального напряжения, умение справляться с эмоциями, работа с ресурсными состояними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ravnovesie.docx | 65.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Мое эмоциональное состояние»
Цель – актуализация ресурсных состояний, снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
- Определить эмоциональное состояние участников занятия;
- Определить индивидуальные внутренние ресурсы участников занятия;
- Сформулировать индивидуальные правила использования внутренних ресурсов и управления эмоциональным состоянием;
- Закрепить полученные знания на практике.
Аудитория: учащиеся 9-11 классов
План конспект:
1. Приветствие. Вводная часть.
Добрый день! Представление.
Сегодня мы с Вами поговорим о наших ресурсах и эмоциях, о том, какую роль они играют в повседневной жизни, как влияют на наше самочувствие.
Упражнение «Мои эмоции»
Цель: определение эмоционального состояния.
Сегодняшнюю встречу мы начнем с небольшого упражнения. У Вас есть листок, на котором изображен человек (приложение 1), и цветные карандаши. Пожалуйста, раскрасьте его. Запишите, каким цветом обозначается эмоция в теле.
Примечание: задание выполняется вначале и в конце занятия.
2. Основная часть.
Проанализируйте сегодняшний день, что хорошего/ приятного/ радостного произошло сегодня? (обсуждение)
Вспомните самое радостное/ счастливое событие в своей жизни, поделитесь, пожалуйста, с нами: что произошло? Какие эмоции Вы испытывали тогда? Какие эмоции Вы испытываете сейчас, вспоминая об этом событии?
Так, что же такое ресурс: Что или кто может быть ресурсом? Для чего он нужен? (обсуждение)
Запишите на своих листочках, какие у Вас есть ресурсы, что помогает Вам справляться со сложными/ стрессовыми ситуациями? (обсуждение)
Упражнение «Моя энергия»
Цель: определение сфер, на которые энергию тратят, и из каких сфер энергию получают.
Нарисуйте два круга. Первый круг – куда я отдаю энергию (ресурсы), второй круг – откуда я получаю энергию (ресурсы). Разделите круги в соответствии с получаемой и затрачиваемой энергией.
Пример:
Обсуждение упражнения:
Энергии больше затрачивается или получается? В каких сферах Вам хотелось бы изменить процентное соотношение? Какие сферы для получения энергии можно добавить?
Стрессовые ситуации влияют не только на наше эмоциональное состояние, но и на физическое состояние, особенно на мышечный корсет. Возникают мышечные зажимы.
Упражнение «Комок»
Цель: снятие мышечного зажима.
Примечание: для людей с повышенным давлением быть аккуратными, при нарастании дискомфорта уменьшить силу напряжения, либо прекратить выполнение задания.
Опишите Ваше самочувствие сейчас, в какой части тела вы испытываете дискомфорт? Возможны мышечные зажимы (шея, спина, таз).
Напрячь кисти (5 сек) – расслабить, какие ощущения возникли в кистях.
Напрячь кисти и ступни (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Напрячь кисти, ступни и икры (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Напрячь кисти, ступни, икры и прижать руки к туловищу (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Напрячь выше перечисленное и ягодицы (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Напрячь выше перечисленное и живот (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Напрячь выше перечисленное, голову прижать к плечам (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Напрячь выше перечисленное, зажмурить глаза, рот (5 сек) – расслабить, какие возникли ощущения.
Обсуждение упражнения: Какие ощущения испытываете в теле после упражнения? Если сравнить состояние организма до и после, какие изменения?
Часто, когда мы испытываем сильные негативные или положительные эмоции, мы как бы вылетаем из собственного тела. Перестаем адекватно оценивать ситуацию и свое состояние. Это чревато психосоматическими заболеваниями, перенапряжением нервной системы.
Упражнение «Заземление»
Цель: обрести физическую опору, вернутся в реальность.
Пройдитесь по свободному пространству, обратите внимание на то, как Вы ходите, как ступаете, как переносите вес с одной ноги на другую. Почувствуйте, как стопа соприкасается с поверхностью пола, насколько уверенно вы стоите.
Разделитесь на пары. «Первый» стоит устойчиво на ногах, ноги расставлены на ширине плеч, немного согнуты в коленях, дыхание ровное. Ощущение как будто сквозь ноги проросли корни в пол, и они не дадут тебе упасть, какими бы сильными не были препятствия. «Второй» мягко толкает «первого». «Первый» продолжает движение тела после толчка (движение должно быть соизмеримо с силой толчка).
Поменялись ролями.
Обсуждение упражнения: получилось ли «укорениться»? Какие сложности были, что не получилось, что получилось.
Упражнение «Краски»
Цель: снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных ситуаций.
Материал: воздушные шарики, гуашь, дротики, клеенка, обои.
Воздушные шарики наполняются разноцветной гуашью, надуваются и приклеиваются к обоям, под обои на землю кладется клеенка. Участник встает на определенное расстояние от обоев и кидает дротик в шар. Каждый шар – это негативные эмоции переживаемые участником.
Обсуждение: «Наши негативные эмоции не всегда вредны для нас, порой они помогают справиться с различными ситуациями, выстоять против проблем». Эмоции участников.
Упражнение «Дерево»
Цель: релаксация.
Материал: листы бумаги, цветные карандаши.
Сядьте удобно, ноги чувствуют пол, голова расслаблена, глаза закрыты (либо сосредоточена на одной точке)
Представьте себе поляну. Ярко светит солнце. Вы нежитесь в его теплых лучах. Вы проходите по тропинке, слышите звук ручья, проходите мимо поля с цветами, пролетает шмель, бабочка перелетает с цветка на цветок, где-то стрекочет кузнечик. Вы подходите к ручейку, вода прохладная, освежает в такой жаркий день. Перейдя через ручей перед Вами деревья.
Выберите свое дерево. Какое оно? Обнимите или обопритесь на него. Кто вы чувствуете? Побудьте с этими ощущениями.
Попрощайтесь с деревом. Мы проходим мимо ручейка, цветочного поля, по тропинке Вы добираетесь до полянки. Оглянитесь, дайте себе время еще раз прочувствовать спокойствие, умиротворение. Как только Вы будете готовы, возвращайтесь в комнату.
Нарисуйте свое дерево.
3. Шерринг. Подведение итогов занятия.
Упражнение «Мои эмоции»
Цель: определение эмоционального состояния.
Сегодняшнюю встречу мы начинали с упражнения. Сейчас, раскрасьте человека снова.
Вопросы для шерринга:
Какие способы снятия эмоционального напряжения и восполнения ресурсов Вы выбираете для себя?
Что Вы взяли для себя на этом занятии? Что было полезно?
Какой этап работы Вы бы исключили?
Какие темы Вам было бы интересно обсудить в будущем?
Приложение 1. «Рисунок человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...
- Мне нравится (1)