Психологическая помощь детям на этапе школьной адаптации
статья по психологии

Скорик Анна Юрьевна

Статья раскрывает проблемы школьной адаптации и этапы оказания психологической помощи первоклассникам, испытывающим проблемы адаптации к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья56 КБ

Предварительный просмотр:

А. Ю. Скорик

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования,

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ЦПМСС Красносельского района)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложными для  первоклассников обычно оказываются первые месяцы обучения в школе, так называемый период адаптации. Конечно, проблема эта не нова, но приобретает большую актуальность в связи с введением стандартов образования. Все большее количество первоклассников не умеют выстраивать отношения в коллективе, не обладают элементарными навыками общения.  Это связано с тем, что во многих семьях общение со сверстниками, с членами семьи уступает общению с компьютером. На этой почве у первоклассников нередко возникают конфликты с детьми и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности.

Адаптация к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам варианты реагирования, происходит на 5-6 неделе обучения. Наблюдения за школьниками показали, что социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. Условно выделяются три уровня социально-психологической адаптации к школе: хороший, достаточный и недостаточный [2; 5].

Хороший уровень адаптации

Ребенок положительно относится к школе. Предъявляемые требования понимает и выполняет. Учебный материал усваивает легко, прилежен. С удовольствием работает самостоятельно, проявляет интерес к большинству учебных предметов. Не испытывает затруднений в контактах с взрослыми и детьми.

Достаточный уровень адаптации

Ребенок, в основном, положительно относится к школе. Понимает учебный материал, но результат зависит от заинтересованности в предмете. Не всегда самостоятелен, нуждается в контроле. Нет явных изменений в поведении, нарушений сна.

Недостаточный уровень адаптации

Ребенок относится к школе отрицательно или безразлично. Может допускать нарушения дисциплины. Испытывает значительные затруднения в усвоении учебного материала. Не проявляет интереса к самостоятельным занятиям, нуждается в контроле и помощи. Затрудняется в контактах с взрослыми и детьми. Часто жалуется на нездоровье или плохое настроение. Появляются особенности поведения, не характерные для ребенка ранее (повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, страхи и др.)

Причин недостаточного уровня адаптации можно выделить несколько:

  • несоответствие физиологических возможностей детей требованиям системы обучения;
  • недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка;
  • неразвитость эмоционально-волевой сферы;
  • социальная и личностная незрелость

По данным Ештокиной О.В [3] - 56% первоклассников имеют высокий уровень адаптации и проходят ее в течение первых двух месяцев. 30 % имеют достаточный уровень, а 14% сталкиваются со значительными трудностями в адаптации к обучению.

В ЦПМСС Красносельского района на протяжении многих лет в рамках программы «Адаптация к обучению (1-3 классы)» проводится мониторинг учащихся 1-х классов. Указанная программа является программой дополнительного образования детей и реализуется в соответствии с нормативной базой деятельности государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Программа является составной частью системы работы по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению на районном уровне.   Программа нацелена на профилактику, раннее выявление и преодоление затруднений в адаптации к обучению.

В рамках программы выделяются следующие этапы работы:

а) проведение групповой диагностики

б) статистическая обработка и интерпретация данных на основе компьютерных программ

в) выдача психологических рекомендаций:

- психолого-педагогический консилиум с администрацией и учителями школы;

- выступления на родительских собраниях;

- индивидуальные консультации для педагогов, родителей и для детей.

Далее проводится групповая коррекционно-развивающая работа и/или индивидуальное сопровождение по выявленным проблемам.

Групповая диагностика, проводимая в рамках программы, позволяет оценить уровень адаптированности ребенка, на самых ранних этапах выявить нарушения в процессе адаптации, принять ряд профилактических и, если нужно, коррекционных мер для преодоления возникших трудностей.

Система обучения в школе требует от ребенка определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, произвольности, эмоционально-волевой регуляции поведения, навыков общения, личностного развития. Мы используем следующие методики при определении уровня школьной адаптации:

  • лесенка самооценки (модификация В. Г. Щур),
  • цветовой тест отношений - А. М. Эткинд (диагностика эмоционального состояния),
  • тест Тулуз-Пьерона  (диагностика развития внимания и работоспособности ребенка на уроке)
  • анкета школьной мотивации -  Н. Г. Лусканова
  • методика «Выбери картинку» -  Р. В. Овчарова (диагностика особенностей школьной мотивации)
  • графический диктант - Д. Б. Эльконин (диагностика зрительно-моторной координации, внимания, умения действовать по инструкции и самостоятельно, произвольности).

По результатам проведения групповой диагностики выделяется группа детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Для детей с недостаточным уровнем школьной адаптации организуется индивидуальное сопровождение. Для других нуждающихся в психологической поддержке первоклассников формируются коррекционно-развивающие группы от 6 до 12 человек. Такие группы могут работать на базе ЦПМСС (что результативнее), либо на базе школы (что обычно приветствуется родителями). Группы  предназначены для детей, имеющих разный уровень успеваемости, но психическое развитие которых соответствует возрастной норме. Формы занятий выбираются с учетом психологических основ организации процесса обучения детей  младшего школьного возраста. Обычно это – сочетание работы в круге с занятиями по форме приближенными к школьным урокам. При этом учитывается возможность и необходимость реализации потребности в игровой деятельности. На базе ЦПМСС занятия проводятся во вторую половину дня  1 раз в неделю. Режим групповой работы на базе школы выстраивается на основе плана совместной работы ОУ и ЦПМСС, исходя из занятости детей и наличия свободных помещений в школе.

В соответствии с результатами диагностики набираются группы по двум направлениям работы:

  1. формирование навыков конструктивного поведения ребёнка в социуме и развитие социальной адаптации (адаптационных возможностей)  
  2. развитие познавательных процессов.

В рамках первого цикла проводятся 8 занятий с целью формирования  и развития  навыков поведения ребёнка, способствующих адаптации в социуме.

На первом занятии обычно происходит знакомство психолога с детьми, самопрезентация детей в доступной первоклассникам форме (рисунки, пантомима и др.). Основные цели первого занятия – создание эмоционально положительной атмосферы принятия,  развитие поведенческой произвольности и умения работать в группе. На дальнейших занятиях дети обучаются умению сотрудничать друг с другом, договариваться. Важное место в цикле занятий занимает обучение первоклассников умению распознавать положительные и отрицательные эмоции, способности справляться с эмоциями, понимать и выражать их адекватно ситуации. Также мы уделяем время обсуждению сложных ситуаций школьной жизни и развитию умения конструктивно решать конфликты. Важным фактором для личностного развития ребенка является осознание своей индивидуальности и приобретение опыта конструктивного общения с другими, чему посвящается немало времени на занятиях и достигается, во многом, благодаря эмоционально положительной атмосфере в групповом общении. В итоге занятий мы стараемся настроить ребят на успех в дальнейшей самостоятельной деятельности.

По развитию познавательных процессов проводятся 10 занятий. Каждое занятие построено таким образом, чтобы происходило стимулирование развития различных познавательных процессов. Применяется система разноуровневых заданий для детей с различными уровнями развития. В процессе занятий уделяется внимание развитию логического мышления, беглости и гибкости мышления, стимулированию мышления через отгадывание загадок, развитию пространственной ориентации, воображения, развитию зрительной, слуховой и двигательной памяти. Занятия способствуют расширению активного словарного запаса, развитию мелкой моторики, поведенческой произвольности, умения работать по образцу, развитию нестандартного мышления, креативности. На занятиях происходит стимуляция познавательной активности. Многие упражнения направлены на развитие умения концентрировать внимание.  

На последнем занятии проводится подведение итогов, проходит контрольная диагностика.

Положительная динамика в результате групповой коррекционно-развивающей работы наблюдается у большинства учащихся. Динамика  может зависеть от разных факторов: мотивации учащихся, их психофизиологических особенностей, наполняемости групп, заинтересованности родителей и педагогов в положительных изменениях и др.

Параллельно с групповой работой для детей с недостаточным уровнем адаптации ведется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. На практике мы сталкиваемся с проблемой дезадаптации различного генеза, поэтому и пути коррекции направлены на нивелирование самой причины возникших трудностей. Например, детям с незрелой эмоционально-волевой сферой сложно освоить позицию школьника и выстраивать равные отношения со сверстниками и иерархичные с учителями.

Случай из практики.

Машу Б. с первых дней обучения в школе характеризовали как «агрессивного» ребенка. Обратилась за помощью мама: жалобы на упрямство, демонстративное непослушание, плохое поведение. Диагностика выявила следующие особенности: низкая самооценка, средний уровень мотивации, очень низкий уровень точности переработки информации, но высокий уровень произвольности. Таким образом, мы констатировали проблемы эмоционально-волевой, личностной сферы. На первых 3-х встречах присутствовали и мама, и ребенок. Выяснилось, что к девочке предъявляется слишком много требований, у нее нет свободного времени, которое бы она проводила так, как хотела. Наказания не приводят к желаемому результату. Родителям было рекомендовано заменить наказания  лишением поощрения, а так же изменить режим дня, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Дальнейшая индивидуально-коррекционная работа (7 занятий) была нацелена на развитие понимания своего и чужого эмоционального состояния.  Использовались игры «Покажи эмоцию», «Отгадай эмоцию», «Нарисуй обиду (злость)», коллаж «Я радуюсь (злюсь, грущу, обижаюсь), когда…», «Мама радуется (огорчается), когда…» и др. Для восстановления психофизиологического равновесия применялись релаксационные упражнения: «Напряжение – расслабление», «воздушный шарик» и другие; игры с «умным» пластилином. В процессе манипулирования с пластилином дети сталкиваются с различным физическим состоянием этого материала  в зависимости от воздействия на него. Так, если «умный» пластилин плавно растягивать, он будет растягиваться, если резко рвать – будет рваться, как будто его разрезали ножом. Если ударить об пол – будет скакать, как мячик. Для Маши игры с пластилином оказались весьма привлекательны, а в задачи занятий входило свободное самопроявление, освобождение от мышечных зажимов, выход энергии. Целью следующего этапа (10 занятий) индивидуальной работы была коррекция поведения. На этом этапе использовались игрушки «би-ба-бо», картинки с изображением различных проблемных ситуаций. С помощью приемов сказкотерапии Маша сама искала пути решения конфликтов, отрабатывала свои страхи, обиды, удовлетворяла потребность в собственной значимости.

Родителям было рекомендовано пройти тренинг «Школа родительского мастерства», а также создать условия для удовлетворения потребностей девочки во внимании и значимости (3 консультации).

Надо отметить, что такая индивидуально-коррекционная работа может быть успешна только при условии комплексного подхода: совместно с учителями, работающими в данном классе, родителями и ребенком.

Целью нашей работы является повышение адаптационных возможностей детей. Благополучное прохождение ребенком этапа адаптации к школе – это необходимое условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

Литература:

1. ГОУ «Центр педагогической реабилитации», проблемы адаптации в начале школьной жизни, С-Пб, 2005г.

2. Ештокина О.В, Адаптация первоклассников к обучению в школе, 

http://festival.1september.ru/articles/605412/

3. Кэтрин Кволс, Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания, издательская группа  «Весь», С-Пб 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...

Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома

Цель данной программы-содействие  социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...

Презентация на тему:"Психологическая помощь детям при подготовке к самостоятельной жизни"

В данной презентации представлена работа педагога-психолога по формированию знаний,умений и навыков,необходимых для успешной социальной адаптации воспитанников детского дома....

Оказание психологической помощи детям среднего и старшего школьного возраста, участникам конкурсов различной направленности

Участие ребенка в конкурсе  - очень ответственный и волнительный момент. Волнение, переживание, эмоциональное напряжение всегда имеет определенное объяснение. В статье представлены методы и прием...

«Психологическая помощь детям с девиантным поведением». П/р: Изучение методики заполнения и анализ «Карты риска суицида» по Шнейдер Л.Б.»

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со сле...

Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)»

Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)»   Развод родителей – это явно выраженная или скрытая травма для ребенка. Если думать о том, как снизить в...