Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
консультация по психологии

Куликова Ирина Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx190.97 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

https://pbs.twimg.com/media/D2SaVKZX0AAlzqj.jpg:large

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям. Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально развивающимися детьми.

Тем не менее статистика неутешительная, с каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.

К детям с ОВЗ относятся дети:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями речи;
  • с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
  • с ДЦП и двигательными нарушениями;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • со сложными дефектами развития.

Также не стоит забывать и о детях с нарушениями поведения и неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны педагогов и специалистов.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,  обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования –деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждений (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законом.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя в том числе наличие или отсутствие инвалидности, определяет вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т.п.).

Психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технологию, предназначенную для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса (Э.М. Алекандровская)

Цель психологического сопровождения детей с ОВЗ: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
 

Задачи психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности:

  • Выявление особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
  • Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
  • Оказание родителям (законным представителям) и педагогам обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Ребёнок с ОВЗ в общеобразовательном учреждении сталкивается с множеством трудностей, ему обязательно требуется помощь, поддержка и понимание  взрослого.

Основные направления психолого–педагогического сопровождения:

Диагностическая работа

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в  условиях  общеобразовательного  учреждения;  формированию  универсальных  учебных  действий у  обучающихся  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Информационно-просветительская  работа 

Цель: формирование психологической     культуры, развитие    психолого-педагогической компетентности  учащихся,  администрации  образовательных учреждений, педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для  данной  категории  детей.

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и саморегуляции эмоционального состояния;
  • развитие способности к самоанализу и социально адаптированных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими людьми, адекватной самооценки;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"

Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

В презентации рассматриваются компоненты психолого-педагогического сопровождения, средовые условия и этапы работы  психолого-педагогического консилиума по сопрождению ребёнка с ОВЗ....

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными  потребностями в общеобразовательной школе. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственн...

Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...