Профилактика суицидального поведения учащихся
методическая разработка по психологии
В статье представлен опыт профилактики суицидального поведения учащихся школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт профилактической работы в школе | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика суицидального поведения детей в школе
Суицид, самоубийство – намеренное желание лишить себя жизни. Проблема профилактики суицидального поведения остается актуальной на протяжении последних десятилетий, что обусловлено весьма высокими статистическими показателями детских и подростковых суицидов на территории России.
В МОУ «СОШ №5 г. Надыма» работа по профилактике суицида осуществляется всеми педагогическими работниками (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог).
Поскольку основное время в школе ребята проводят рядом с учителями, целесообразно обучать педагогов методу наблюдения и умению распознавать маркеры суицидального поведения у детей. С этой целью для классных руководителей и учителей-предметников ежегодно проводится практический семинар по проблеме профилактики суицидального поведения. При выявлении маркеров суицидального поведения педагоги незамедлительно оповещают администрацию школы, после чего специалистами социально-психолого-педагогической службы разрабатывается индивидуальный план работы с ребенком и его семьей.
Два раза в год (октябрь, март) педагогом-психологом проводится психодиагностика, направленная на выявления эмоционального состояния учащихся и склонности к суициду. Для этого используются следующие методики: шкала определения уровня депрессии Бека, проективная методика «Ущелье» (склонность к депрессии), методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) и др. Ежемесячно осуществляется мониторинг эмоционально-психологического климата в классных коллективах (приложение 1). По итогам диагностики проводятся консультации родителей и педагогов. При необходимости проводится углубленное обследование и коррекционно-развивающие занятия. При выраженной склонности к суицидальному поведению ребенок направляется к медицинским специалистам (психиатр).
Педагоги-психологи осуществляют сопровождение детей в адаптационные периоды (1, 5, 10 класс). Проводится комплексная диагностика, с детьми имеющие проблемы адаптационного характера, проводятся групповые и индивидуальные занятия.
В течение года в 2-4 классах педагогом-психологом совместно с классным руководителем реализуется профилактическая программа «Все цвета, кроме черного». Программа рассчитана на 10 часов во 2 и 4 классе, 8 часов в 3 классе. Занятия строятся с использованием заданий и упражнений из рабочей тетради на печатной основе (Все цвета, кроме черного: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф). Цель занятий во 2 классе – расширить представление второклассников о своих физиологических и психологических особенностях, научить оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со взрослыми и сверстниками. Занятия в 3 классе направлены на приобщение к ЗОЖ, формирование умения делать выбор между «плохим» и «хорошим», проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, уметь сопротивляться негативному воздействию и при необходимости говорить «нет». Цель занятий в 4 классе – развитие коммуникативных навыков, умения находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.
Ежедневно социальным педагогом школы ведется мониторинг посещаемости, успеваемости, устанавливаются причины изменения в поведении учащихся. Проводится индивидуальная работа с учащимися, родителями и педагогами. При необходимости к работе привлекаются специалисты службы социально-психолого-педагогического сопровождения.
Социальным педагогом в рамках внеурочной деятельности в 6, 7, 8 классах реализуется программа «ЛадьЯ», направленная на профилактику рискованного поведения.
Второй учебный год в школе реализуется федеральный проект по профессиональной ориентации «Билет в будущее» в котором задействовано более 160 учащихся 6-11 классов.
Первый этап проекта включает в себя тестирование учащихся. Онлайн-диагностика состоит из трех блоков: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». Каждый блок диагностики приближает участника к пониманию своих интересов, степени готовности к выбору профессионального пути.
Следующий этап проекта – консультирование учащихся и родителей по результатам диагностики, проведение ежемесячных заседаний дискуссионного клуба с учащимися, а также прохождение онлайн-курсов по выбору учащихся.
На заключительном этапе проекта планируется проведение институционального мероприятия «Фестиваль профессий» с привлечением родительской общественности и социальных партнеров (погружения в профессии, проф.пробы).
Участие в данном проекте дает возможность учащимся не только расширить представление о мире профессий, определить свои сильные стороны и профессиональные интересы, а также позволяет ставить перед собой цели и задачи, формировать позитивную модель будущего, что является мощным антисуицидальным фактором.
Приложение 1
Методики экспресс-диагностики эмоционально-психологического климата в классном коллективе
- Методика оценки уровня психологического климата
коллектива (А.Н. Лутошкин).
- Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.).
- Тест межличностных отношений «Встреча с волшебником».
- Методика «Дерево» (в модификации Л.П. Пономаренко).
- Методика диагностики эмоционально-психологического климата (Г.А. Карпова, Т. П. Артемьева).
- Цветовой тест эмоциональных состояний (цветовой тест Люшера в модификации Л.А. Ясюковой).
- Метод социометрических измерений (сервис «Социоматрица Онлайн» https://socialmatrix.net/ предназначен для быстрого заполнения, просчета и обработки результатов социометрии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы психологической службы по вопросам профилактики суицидального поведения учащихся
Для запобігання суїцидів у дітей потрібно зробити наступне:- Вселяти у дітей впевненість у свої сили і можливості;- Навіювати їм оптимізм і надію;- Виявляти співчуття і розуміння;- Здійснювати контрол...
Программа профилактики суицидального поведения среди учащихся подросткового и юношеского возраста
Прграмма профилактики суицидального поведения...
Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди учащихся
Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди учащихся...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ...
ПРОГРАММА профилактики суицидального поведения учащихся « Я учусь ценить жизнь»
Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по профилактике суицидального поведения обучающихся...
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
На протяжении всей своей жизни человек вынужден встречаться с различными разрушающими факторами, испытывать эмоционально напряжение, стрессы, сталкиваться с тяжелыми жизненными ситуациями. Не всегда в...