Проект "Давайте жить дружно! "
проект по психологии (8 класс)

Проблема школьных конфликтов на сегодняшний день очень актуальна. Не сходство с мнением окружающих, свои поведенческие качества, самоутверждение среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, и часто сопровождаются оскорблениями друг друга, борьбой за лидерство, сплетнями, завистью, или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления своего «я» коллективу разрывом между «хочу» и «могу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_davayte_zhit_druzhno.docx94.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Акима Самара села Кондон Солнечного муниципального района Хабаровского края

На районную конференцию «Старт в науку – 2019»

        

Проект

         Давайте жить дружно!

Или как уладить конфликт среди подростков

Выполнили:

Самар Наталья Аркадьевна,

 Романова Анастасия Игнатьевна,

ученицы 8 класса

Руководитель:

Самар Дарья Сергеевна,

педагог-психолог

с. Кондон

2019

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………… стр. 3

Глава 1. Что такое конфликт? ………………………………………………...стр. 4

Глава 2.Исследование причин школьных конфликтов ……………………. стр. 9

           2.1. Выявление причин конфликта  ………………………………….. стр. 9

           2.2. Методы разрешения конфликтных ситуаций………………… . .стр.12

Заключение ……………………………………………………………………стр. 16

Приложение ……...……………………………………………………………стр. 17

Список литературы……………………………………………………………стр. 20

Введение

По характеру люди, как и по многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному оценивают ситуацию, в которой оказываются. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, общества и человечества в целом. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Проблема школьных конфликтов на сегодняшний день очень актуальна. Не сходство с мнением окружающих, свои поведенческие качества, самоутверждение среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, и часто сопровождаются оскорблениями друг друга, борьбой за лидерство, сплетнями, завистью, или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления своего «я» коллективу разрывом между «хочу» и «могу».

Объект: подростки  МБОУ СОШ  с. Кондон.

Предмет: межличностные отношения в коллективе подростков.

Проблема. Причины возникновения конфликтов различны. Поэтому для их решения необходимо, во-первых понимать, откуда берутся конфликты, и, во-вторых, наглядно видеть и изучать методы решения проблемных ситуаций.

Методы:

- проанализировать  психолого-педагогическую литературу;

-анализ наблюдаемых конфликтных ситуаций;

- тест «Кактус», опрос;

-анализ и обработка полученных результатов.

Глава 1. Что такое конфликт?

Цель: проанализировать причины возникновения конфликтов и методы  их решения.

Задачи:

1. Раскрыть сущность конфликта по данной теме;

2. Изучить причины возникновения конфликта;

3. Выяснить, какие из форм конфликтов наиболее преобладают в школьной среде.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональными состояниями1. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно контролировать свое эмоциональное состояние, выходить за пределы привычных схем и  реагировать на возможность поступать и мыслить по-другому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечённых в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают

_____________________

1 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М . , 1990.-С. 174.

наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами (лицами или группами). Любой конфликт есть проявление противостояния, т. е. активное столкновение, мнений, характеров, эталонов поведения и т. д. Тем -не менее отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения — именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Правильно организованное конфликтное взаимодействие — это верный, хотя и нелегкий путь к согласию2.

           В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

Внутриличностный конфликт. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей и т. д. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым.

________________________

2. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2006. — 224 с. — (Серия Библиотека психолога)

Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид конфликта. В основе конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса вразличных вариантах: преподаватель — студент, студент — студент, преподаватель — преподаватель и т. д.

Конфликт между личностью и группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и общения может привести к конфликту. Один из распространенных конфликтов этого типа — конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения.

Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так и позитивные последствия разрешения. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивными.

Деструктивными, называют конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Выделяют 4 стадии конфликта:

- Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм – положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.

Эта стадия может быть обозначена как скрытый конфликт.

- Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтов. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться.

- Стадия конфликтных действий. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются подростки; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

- Стадия разрешения конфликта. Часто завершения конфликта удается только посредством специальных усилий, направленных на его разрешения. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры  конфликтующих сторон.

В ходе конфликта у участников изменяется голос, они могут, могут быстро говорить, плакать, учащается пульс, повышенное потоотделение. Во время конфликта повышается эмоциональное состояние: появляется раздражения, гнев, обида, страх, чувство вины, раскаяние, удовлетворение.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Американские  психологи  К. Томас и Р. Килмен (адаптирована Н. В. Гришиной), выделили  пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

- Конкуренция;

- Сотрудничество;

- Компромисс;

- Уклонение;

- Приспособление.

В разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили.

1.Конкуренция (доминирование, соперничество, борьба) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

2. Сотрудничество (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

3. Компромисс, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

4. Уклонение (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на её решение. Также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьёзных оснований для продолжения контактов.

5. Приспособление (уступчивость). Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стили и стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта. Стратегии избегания и приспособления  хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход от конфликтного взаимодействия. Стратегия соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга: так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив неудачные попытки «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Важно эффективно использовать каждую из стратегии  и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Конфликт возникает тогда, когда есть предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают.

Глава 2.  Исследование причин школьных конфликтов

2.1.   Выявление причин конфликтов

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

— достаётся за то, что ты не несешь ответственности;

— тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

— награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?

— тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?

— ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?

— перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.

— за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

· стремление к превосходству;

· проявление агрессивности;

· проявление эгоизма.

Объединяют все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, правил порядка действий и т.д.

Структурные факторы возникновение конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы поощрения и наказания, распределения ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые), взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Анкетирование подростков

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе?

2. Где чаще всего происходят драки?

3. Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в  конфликты?

4. С кем чаще всего  конфликтуют?

5. Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты?

Подведение результатов. В анкетировании приняли участие - 23 учащихся. Большинство опрошенных школьников ответили, что основной причиной конфликтов являются расхожие мнения, взгляды, а также различие характеров. У современных школьников конфликты чаще всего происходят со сверстниками. На вопрос:  Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе? - положительный ответ дают 41%учащихся. Анкетирование показало, что немалое количество драк происходит именно в школе (52%). Из-за чего же чаще всего доходит до драки? Из-за разногласий, ссор и желания подростка немедленно защитить личное достоинство. Также распространенными были ответы: "Защищал друга, которого оскорбили". Многие ребята отмечали, что с их стороны это была самооборона. У 9% девушек причиной конфликта назвали ревность (Приложение 1)

Проективная методика «Кактус».  

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Учащимся было предложено нарисовать кактус, такой, каким они его представляют.

Результаты исследования показали, что у  большинства учащихся наблюдается наличие агрессии. В рисунке на это указывает наличие иголок направленных в разные стороны. Так же по размерам рисунка можно предположить что учащиеся не уверены в себе.

2.2. Методы разрешения конфликтных ситуаций

Конфликт  -  всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а  в  особенности  для подросткового поколения, так как им приходится сталкиваться с  конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по  возможности следует избегать.

Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, то вряд ли такой конфликт окажет негативное воздействие на конфликтующие стороны, обязательно будет найдено конструктивное решение конфликта. Такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участников конфликта. Этот способ разрешения развития конфликта носит название конструктивного (продуктивного) конфликта. Включение же в конфликт отрицательных эмоций (раздражение, гнев, обида, злость и пр.) влечет за собой оскорбления личности противника.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или  частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация)  причин,  породивших  конфликт,  или  на  коррекцию  поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами3. Одним из таких методов является метод «выхода чувств». Ребенку дают возможность

__________________________

3А.С. Чернышев Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186с.

высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально – психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

Также часто на практике применяется метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват – всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам, типа: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

Для разрешения конфликтной ситуации может помочь метод - «расширение духовного горизонта спорящих». Этот способ способствует выведению конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помогает  увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.Одним из более эффективных методом урегулирования конфликтной ситуации является прием «принудительного слушания оппонента».

Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью произнести последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становятся очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.Последним, но немало важным будет способ «обмен позиций».

Конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента.

Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

В умении применять все эти навыки на практике, понять,  осознать  и  оценить  нашу  собственную  культуру,  культуру  одноклассников,  учителей,  родителей и   взрослых, нам, безусловно, может помочь школа. Проблемы, возникающие в ее пределах, не должны сломить ребенка, а сделать его сильнее. Так как всегда из любой создавшейся конфликтной ситуации можно сделать вывод и выявить свои ошибки, которые нужно будет исключить в последующих возможных ситуациях. Учителя, школьные психологи  во многих образовательных учреждениях нашей страны проводят  тренинги, которые помогают ребенку почувствовать себя увереннее и сильнее. Также многие из них помогают исключить возможность возникновения конфликтов, так как предупредить его гораздо легче, чем конструктивно разрешить.

Основных направления по предупреждению конфликтных ситуаций в школе.

Первый этап является проведение психологического тренинга под названием «толерантность». Его можно проводить как с учащимися, так и с родителями. Этот тренинг поможет создать условия, препятствующие развитию предконфликтных ситуаций. Тренинг включает в себя игры, направленные на сближение с одноклассниками, помогающие стать доброжелательнее, заботливее и внимательнее по отношению к окружающим тебя людям.

Вторым этапом будет устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

Третьим, но самым важным этапом является проведение серии тренингов, направленных на блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Такие как: «тренинг общения», «все цвета, «кроме черного», «я в глазах других», «класс глазами каждого», «ковер мира» и т.д.

Эти мероприятия также научат учеников развивать ряд качеств, которые ему будут необходимы на всех этапах его жизни.

Прежде всего, ученик должен научиться уметь быть доброжелательным и стараться делать общение со своими сверстниками открытым. Дипломатично говорить о том, что он думает или чувствует. Это те качества, которые всегда помогут стать более коммуникабельным и социальным, что поможет ему легко адаптироваться в незнакомой среде.

Умение слушать также является очень важным моментом для каждого человека. Для этого нужно придерживаться следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относиться к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Надо  уметь конкретно и ясно высказывать свою точку зрения,  но при этом быть тактичным и не обидеть своего оппонента, демонстрируя ему свою заинтересованность по обсуждаемым вопросам с учетом его позиции. Так как это может привести к более серьезным последствиям. А если учитывать,  что подросток находится в зоне риска в этом возрасте  и плохо управляет своими эмоциями и действиями, то словесная перепалка нередко приводит к драке.

Одним из самых сложных, но самых интересных является такое качество человека, как конфронтация, это противостояние мнению другого человека с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать или покарать, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений. Но не все умеют быть «гибкими» в конфликтной ситуации, не каждый ребенок способен применять разнообразные стратегии при решении проблемы, в нем присутствует доля юношеского максимализма, он идет лишь по одному «прямому» плану, не видя других выходов из ситуации и не умея уступать противнику, даже если очевидно, что это пойдет ему  на пользу.

Но надо уметь проявлять инициативность в ходе диспута,  если соперник не идет на примирение, то инициативность лучший помощник в установлении контакта, она поможет разрешить спор и в конфликте будет сразу чувствоваться, кто из конфликтующих хозяин положения.

                                                Заключение

Подводя итог по данному исследованию, отметим следующее: в школе, как и в любом другом социальном институте, иногда возникают конфликтные ситуации. Чаще всего выясняют отношения между собой одноклассники. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам, что основными причинами конфликтов между учащимися являются:

- расхожие мнения, взглядов;

- оскорбление и желание подростка немедленно защитить личное достоинство;

- защита друга, которого оскорбили;

- борьба за лидерство;

- самооборона;

- ревность.

Наши взаимоотношения, тесное сотрудничество обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия. Можно предотвратить многие конфликты, если внимательно со стороны взглянуть на  ту или иную ситуацию, критически отнестись к собственным поступкам. Проведенное нами исследование подтверждает наше предположение о том, что умение построить конструктивное общение поможет предупредить конфликт или, хотя бы, успешно его разрешить.

Нельзя думать, что конфликты имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время, как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

Умению построить коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так и нам – подросткам. Только тогда, когда мы научимся понимать, признавать, принимать друг друга такими, какие есть, конфликтных ситуаций станет меньше.

Приложение 1

1. Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения?


2. Где чаще происходят драки?

3. Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в конфликты?

4. с кем чаще всего конфликтуют?

        

5. Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты?

        

Список литературы

  1. Психология:  Словарь /  Под ред. А. В. Петровского, М. Г.  Ярошевского. - М . , 1990.-С. 174.
  2. Гришина Н. В.Психология конфликта: 2-е изд. — СПб.:  Питер, 2008.  

544 с: ил. — (Серия Мастера психологии)

  1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика» , 2003. –139с.
  2. Чернышев А. С.  Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186с.
  3. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2006. — 224 с. — (Серия Библиотека психолога)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимбилдинг. Ребята, давайте жить дружно!

Материал может оказаться полезен классным руководителям, воспитателям, работающим в коррекционных школах-интернатах и заинтересованным в сплочении детского коллектива....

"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».

Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово  и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...

кл.час в 5 классе "Давайте жить дружно!"

Классный час напрвлен на воспитание толерантной личности школьников....

Классный час "Давайте жить дружно!"

В материалах представлены конспект и презентация к классному часу для 6 класса "Давайте дить дружно!", посвященному взаимоотношениям родителе и подростков. На классный час приглашаются родители. Цели:...

классный час "Давайте жить дружно"

Классный час посвященый проблеме воспитания толерантности учащихся.«Давайте жить дружно!»-воспитание толерантности....

Игра между детьми и взрослыми "Давайте жить дружно"

мероприятие проходило в рамках проведения недели толерантности...

Давайте жить дружно.

Методическая разработка  в помощь классному руководителю для создания комфортного микроклимата в классе....