Занятие "Я в мире профессий"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Горячук Ирина Витальевна

Выбор профессии - это важный шаг в жизни учащихся. Один из вариантов оказания помощи в выборе профессионального пути - это проведение педагогом- психологом занятий, которые можно использовать на классных часах и в рамках профориентационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_v_mire_professiy.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Я в мире профессий»

Цель: мотивация учащихся на исследование одного из видов профессиональной деятельности.

Задачи: мотивировать учащихся на работу по профессии; составить алгоритм работы; учить работать в группе.

Материалы: презентация; рабочие листы с названиями профессий, специальностей и должностей; словарь профессий, специальностей и должностей; термины для игры «Кто быстрее?»; анкеты обратной связи.

Ход работы:

1. Организационный этап

Приветствие

Учащимся сообщаются цели и задачи встречи.

2. Беседа «Прописные истины» (тезисы)

Педагог-психолог: В нашей жизни есть некоторые прописные истины. Например, чтобы жить, надо иметь деньги, а они с неба не падают. В любом случае необходимо работать. Однако здесь есть один нюанс – если работа не нравится, не приносит морального удовлетворения, то даже деньги не будут радовать. Что делать?.. Вариантов работы много. Какие, например?.. А если по тем или иным причинам не выйдет получить ту профессию, которую вы предварительно выбрали?..

Примечание. При ответе на последний вопрос учащиеся, как правило, называют не столько профессии, сколько специальности и должности. Поэтому эти понятия необходимо разъяснить.

3. Игра «Кто быстрее?»

Цель: активизировать знания учащихся, касающиеся понятий «профессия», «специальность», «должность».

Материалы: рабочий лист 1 и 2.

Рабочий лист 1

ВИЗАЖИСТ

КОММЕРЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР

АРТ-ДИРЕКТОР

ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР

АРТИСТ ЦИРКА

ГЕННЫЙ ИНЖЕНЕР

БРЕЙДЕР

РЕДАКТОР

КАСКАДЕР

ВЕТЕРИНАР

ВЕБ-ДИЗАЙНЕР

ГОМЕОПАТ

БРЕНД-МЕНЕДЖЕР

ДЕГУСТАТОР

ГРИМЕР

ГРУЗЧИК

БУХГАЛТЕР

ДИЗАЙНЕР

ДЕКОРАТОР

ДЕФЕКТОЛОГ

МАНЕКЕНЩИЦА

МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ

МАССАЖИСТ

МАШИНИСТ

ДИЕТОЛОГ

ОФИЦИАНТ

МОДЕЛЬЕР

ОРТОДОНТ

МЕДСЕСТРА

ПОВАР

ОХРАННИК

ПАРИКМАХЕР

ОТЕЛЬЕР

ПРОДАВЕЦ

ПОЖАРНЫЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ПЕРЕВОДЧИК

СЛЕСАРЬ

ПСИХОЛОГ

СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР

ПРОГРАММИСТ

УПРАВЛЯЮЩИЙ

СТИЛИСТ

ТАМОЖЕННИК

СЛЕДОВАТЕЛЬ

ТЕХНОЛОГ

ЭКСКУРСОВОД

ЮРИСТ

Рабочий лист 2

ПРОФЕССИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ДОЛЖНОСТЬ / РОД ЗАНЯТИЯ

ЮРИСТ

ОТЕЛЬЕР

УПРАВЛЯЮЩИЙ

ЭКСКУРСОВОД

ОРТОДОНТ

СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР

ТЕХНОЛОГ

МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ

ПРОДАВЕЦ

ТАМОЖЕННИК

ДИЕТОЛОГ

ПОЖАРНЫЙ

СТИЛИСТ

ДЕФЕКТОЛОГ

ОХРАННИК

СЛЕСАРЬ

ДЕКОРАТОР

ОФИЦИАНТ

ПСИХОЛОГ

ГРИМЕР

МЕДСЕСТРА

ПРОГРАММИСТ

ГОМЕОПАТ

МАШИНИСТ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ГЕННЫЙ ИНЖЕНЕР

ДЕГУСТАТОР

ПОВАР

ВИЗАЖИСТ

МАНЕКЕНЩИЦА

ПЕРЕВОДЧИК

ВЕТЕРИНАР

ГРУЗЧИК

ПАРИКМАХЕР

ВЕБ-ДИЗАЙНЕР

РЕДАКТОР

МОДЕЛЬЕР

БРЕНД-МЕНЕДЖЕР

АРТ-ДИРЕКТОР

МАССАЖИСТ

БРЕЙДЕР

ВОДИТЕЛЬ

ДИЗАЙНЕР

АРТИСТ ЦИРКА

КОММЕРЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР

БУХГАЛТЕР

ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР

КАСКАДЕР

Инструкция. Учащиеся делятся на три команды, каждая получает рабочий лист 1. Задача – распределить слова по трем группам: 1) профессия, 2) специальность, 3) должность. На выполнение задания – 5–7 мин. По окончании ответы соотносятся с рабочим листом 2. Выигрывает команда, сделавшая наименьшее количество ошибок.

4. Беседа «Стратегии выбора профессии»

Педагог-психолог: Выбирая ту или иную профессию, люди используют разные стратегии. Например: пусть решают другие, а я, так и быть, пойду туда, куда мне укажут; я буду решать сам (т. е. могу учитывать мнение других, а могу и не учитывать); воспользуюсь помощью родителей или педагога-психолога.

С моей точки зрения, начинать всегда надо с постановки цели, с ответа на вопрос: «Что я хочу?». Цель должна быть четкой и сформулированной в утвердительной форме, например, не «Я хочу быть врачом», а «Через 4 года я буду работать врачом». Если вы не знаете, чего хотите, вы ничего и не достигните. А для того, чтобы идти дальше, необходимы:

  • интерес – его наличие гарантирует то, что вы не перегорите через 5–7 лет, не бросите работу, не потеряете квалификацию;
  • образование – если у вас есть желание и стремление получить хорошее образование, то в дальнейшем вы сможете получать хорошую зарплату;
  • целеустремленность и, главное, трудолюбие – они являются залогом успеха, профессионального и личностного развития.

Возьмем, например, профессию бухгалтера. Казалось бы, что сложного: взял циферки, посчитал – и нет проблем. А на самом деле бухгалтеру надо адаптироваться к постоянно изменяющимся техническим средствам, программам. Он должен быть в курсе того, какие новые формы документов появились и как правильно их заполнять, знать, какие новые законы приняты. Он должен идти в ногу со временем, чтобы быть востребованным специалистом. Кроме того, бухгалтер – материально ответственное лицо, которое несет не только административную, но и уголовную ответственность. Немало случаев, когда специально нанятые люди или нечистые на руку руководители компаний подставляли своих бухгалтеров. Как видите, кажущаяся на первый взгляд простой профессия требует от человека не только соответствующего образования, но и наличия многих личностных качеств, гибкости мышления, стремления и умения постоянно развиваться.

5. Опрос «Какую профессию я выбираю»

Инструкция. Учащимся предлагается написать те профессии, которые каждый из них предварительно для себя выбрал. По итогам опроса из них выделяются несколько, наиболее часто упоминаемые. Учащиеся разбиваются на группы и выбирают одну из выделенных профессий, которую они будут представлять, придумывают название своей группы, девиз и логотип.

6. Мозговой штурм «Как представить выбранную профессию?»

Ход работы: 1) В течение 2–3 мин учащиеся придумывают алгоритм презентации профессии. 2) Представитель от группы оглашает алгоритм остальным участникам. 3) Класс выбирает наилучший из предложенных вариантов, который далее будут использовать все группы.

Пример:

Необходимые элементы презентации профессии

1. Название профессии.
2. Основное содержание деятельности.
3. Качества, необходимые в работе.
4. Медицинские противопоказания.
5. Учебные заведения, где можно получить данную профессию.
6. Востребованность на рынке труда.
7. Другое.

Примечание. На данном этапе также целесообразно определить объем, сроки и формы презентации.

Презентация результатов работы групп. Анализ. На этом этапе учащиеся выделяют особенности каждой профессии, определяют необходимые качества, которыми должны обладать специальности, работающие в конкретной сфере.

7. Подведение итогов работы

Инструкция. На листе обратной связи учащимся предлагается поставить отметку напротив того смайла (понравилось, скучно, сложно, не понравилось), который соответствует их впечатлению от встречи. На обратной стороне – записать свои предложения по работе на следующей встрече. Обратная связь проводится анонимно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"

Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...