Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса
презентация к уроку (5 класс)
Презентация родительского собрания по адаптации пятикласссников при переходе из начальной школы к новым условия обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5_klass.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Э то ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации пятиклассника, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности . Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе": Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Сложности адаптационного периода пятиклассников обусловлены сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; различием требований со стороны учителей¬ предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
Проблемы школьной адаптации. 1 . Изменение условий обучения . Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в новый коллектив - МНОГО новых ребят. Ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
2. Изменение требований . Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь ? Ребёнок учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где « многотребовательность » в порядке вещей. Это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.
3 . Отсутствие контроля . Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно « похалявить » и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. Чем помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
4. Пробелы в знаниях . За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу . В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала.
Все эти переживания естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям, учителям надо быть внимательнее и добрее к ребятам.
Рекомендации для родителей. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня . Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Какими должны быть пятиклассники? •уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;•уметь правильно распределять и планир...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы
Презентация для первого собрания родителей, дети которых пришли в пятый класс. Собранный материал поможет обяснить родителям всю важность успешной и скорейшей адаптации детей в пятом классе....
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и...
план родительского собрания и рекомендации для родителей по теме: "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
Пользуясь данным материалом можно познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Основн...
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"...
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Опыт. Раздумья. Новые планы.
Презентация используется как сопроводительный материал к выступлению классного руководителя на родительском собрании....