Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей (практические занятия «Гимнастика мозга »)
методическая разработка

Богданова Татьяна Николаевна

Мастер-класс для педагогов и специалистов образовательных организаций: «Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей   (практические занятия «Гимнастика мозга »)

Предназначен для педагогов и специалистов образовательных организаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАУ Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» « Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения (практические занятия «Гимнастики мозга») Педагог-психолог: Богданова Т.Н.

Слайд 2

Актуальность применения техник образовательной кинесиологии В последнее время отмечается увеличение количества детей с ОВЗ, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной работы, в том числе и использование техник образовательной кинесиологии.

Слайд 3

Что такое образовательная кинесиология? Уникальный метод, который возвращает детям уверенность в собственных силах, а взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей называется - «Образовательная кинесиология»

Слайд 4

Цель Образовательной Кинесиологии: Освоение методики психического, интеллектуального, личностного, физического и творческого развития человека через организацию системы специальных движений, физических и дыхательных упражнений, психотерапевтических приемов, позитивного мышления

Слайд 5

Задачи Образовательной Кинесиологии: - улучшить концентрацию внимания, памяти, пространственные представления - снять стресс, нервное напряжение; - проработать внутренние трудности и препятствия - эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности - оптимизировать собственные резервы человека - повысить способность к произвольному контролю

Слайд 6

Воздействия кинезиологических упражнений на мозг

Слайд 7

Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания. Используют приемы смысловой памяти. Их привлекают предметы физико-математического цикла.

Слайд 8

Правополушарный тип – доминирование правого полушария. Люди этого типа предпочитают гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимает форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

Слайд 9

Практические занятия

Слайд 10

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Слайд 11

«Брюшное дыхание» 1.Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2.Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик. 3.Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех. 4.Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. 5.Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным. Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.

Слайд 12

«Перекрестные шаги» Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

Слайд 13

«Энергетизатор» Упражнение « Энергетизатор» возвращает школьников в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности. Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы, если дети часами сидят за партой или компьютером. 1.Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. 2.Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. 3.На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены. 4.Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза.

Слайд 14

«Ленивые восьмерки » Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить. 1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. 2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. 3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза .

Слайд 15

«Вращение шеей» 1. Встаньте прямо, голова по срединной линии. 2. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову. 3. Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова – тяжелый шар. 4. Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота – не дальше плеча. 5. Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко. 6. Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот. 7. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений должна быть меньше, чем в п. 4. Данное упражнение способствует расслаблению ЦНС и снятию мышечных зажимов в области шеи, плеч, спины. Помогает лучшему восприятию и обработке информации, улучшает математические способности и навыки чтения.

Слайд 16

«Слон» 1.Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки. 2.Рисуем «ленивую восьмерку» всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. 3.Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние. 4.Повторяем эти же движения другой рукой. Все тело движется как единое целое, без отдельных движений руки. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.

Слайд 17

«Двойные рисунки » Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты : рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения. Упражнение интегрирует работу обоих полушарий, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

Слайд 18

Упражнения, повышающие энергию тела: «Вода» Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

Слайд 19

«Думающий колпак» Можно выполнять стоя и сидя. 1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. 2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. 3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. 4.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее и потяните вниз. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности (улучшает равновесие). «Думающий колпак» будет полезен школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение хорошо выполнять перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

Слайд 20

«Кнопки мозга» Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма. 1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены. 2. Положите одну руку ладошкой на пупок. 3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться. 4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки и повторите упражнение. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

Слайд 21

Упражнения, растягивающие мышцы тела. Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.

Слайд 22

«Активизация рук» 1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. 2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. 3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки. 4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! 5.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами. Данное упражнение нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается контроль над работой крупной и мелкой моторики. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Упражнение способствует концентрации и распределению внимания без напряжения. Оно помогает сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.

Слайд 23

« Помпа» 1.При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно. 2.Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками. 3.Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. 4.Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. 5.Поменяйте положение ног и повторите упражнение. Предлагаемые движения улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, улучшают навыки реагирования.

Слайд 24

«Сова» 1.Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. 2.Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. 3.Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

Слайд 25

Упражнения, углубляющие позитивное отношение Упражнения влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

Слайд 26

«Крюки Деннисона» Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности. Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей. Часть 1 1.Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол. 2.Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. 3.Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз. 4.Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть. Часть 2 1.Поставьте ступни параллельно. 2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. 3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

Слайд 27

«Позитивные точки» Можно выполнять стоя и сидя. 1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. 2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Упражнение оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

Слайд 28

Список литературы: 1 . Ханнофорд К. Мудрое движение Москва. 2001г 2.Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога). 3. Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ., - М, кинезис, 1998 г. – 43 4. М.М.Безруких «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» Москва; Триада-фарм. 2007г 5. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей.Деннисон П.И и ДеннисонГ.И. Москва. 1997г 6. Хомская Е.Д. Нейпопсихология. СПб 2003г.



Предварительный просмотр:

1 слайд - «Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей   (практические занятия «Гимнастика мозга »)

2. слайд – Актуальность применение техник Образовательной кинесиологии.

3 слайд -Что такое образовательная кинесиология?

4 слайд - Цель Образовательной Кинесиологии.

5 слайд – задачи образовательной кинесиологии.

6 слайд -Воздействия кинезиологических упражнений на мозг.

7 слайд - Левополушарный тип – доминирование левого полушария.

8 слайд -Правополушарный тип – доминирование правого полушария.

9 слайд – Практические занятия.

10 слайд -Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.

11 слайд – Упражнение «Брюшное дыхание».

12 слайд – Упражнение «Перекрестные шаги».

13 слайд  - Упражнение «Энергетизатор».

14 слайд – Упражнение  «Ленивые восьмерки».

15 слайд – Упражнение «Вращение шеей».

16 слайд – Упражнение «Слон».

17 слайд - Упражнение «Двойные рисунки».

18 слайд - Упражнения, повышающие энергию тела. Вода.

19 слайд - Упражнение «Думающий колпак».

20 слайд - Упражнение «Кнопки мозга».

21 слайд - Упражнения, растягивающие мышцы тела.

22 слайд - Упражнение «Активизация рук».

23 слайд - Упражнение «Помпа».

24 слайд - Упражнение «Сова».

25 слайд - Упражнения, углубляющие позитивное отношение.

26 слайд - Упражнение «Крюки Деннисона».

27 слайд – Упражнение  «Позитивные точки».

28 слайд – Список литературы.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов и специалистов образовательных организаций: «Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей   (практические занятия «Гимнастика мозга »)

Мастер – класс  предназначен для педагогов и специалистов образовательных организаций.

                                                                Педагог-психолог: Богданова Т.Н.

                                              План:

  1. Актуальность применение техник Образовательной кинесиологии  для  сохранения психологического здоровья.
  2. Научно-теоретическое обоснование применение техник Образовательной кинесиологии,  цель и задачи.
  3. Воздействия кинезиологических упражнений на межполушарное взаимодействие.
  4. Практические занятия «Гимнастики мозга» для коррекции психического и эмоционального состояния, снятия внутренних нервных и психических напряжений

1. Происходящие изменения в современном обществе требуют адекватной модернизации и в системе современного образования для удовлетворения потребностей общества в подготовке специалистов образовательных организаций. В систему образования должен прийти педагог, с новым типом мышления, способный реализовать новые подходы в системе образования.  При помощи техник образовательной кинесиологии педагоги могут использовать подходы, направленные на коррекцию стрессового состояния обучающихся, развитие когнитивных процессов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Необходимо отметить, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с ОВЗ, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной работы, в том числе и использование техник образовательной кинесиологии.   Кинесиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный  (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Огромная польза и привлекательность Гимнастики Мозга в ее простоте и практичности. Ребенок может выполнять упражнения в любое время и в любом месте. Эти упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Они пробуждают систему «интеллект-тело», и приводят ее готовность к обучению. Все педагоги, использующие кинесиологическую практику, отмечают  успехи у детей.

2. Образовательная кинесиология – наука о движении, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений современной психокоррекции. Основателями техник Образовательной кинесиологии  являются американские педагоги,  Пол Деннисон и его супруга Гейл Деннисон.  Авторская программа утверждает идею о важности обращения личности к своей природе – к естественным ресурсам организма, к тем возможностям, которыми нас наделила природа. Она изучает взаимосвязь тела с психическими и эмоциональными процессами и включает в себя последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.  Уникальный метод, который возвращает детям уверенность в собственных силах, а взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей, называется «Образовательная кинесиология». Образовательная кинесиология дает возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями. Это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

 Цель Образовательной кинесиологии:

Освоение методики психического, интеллектуального, личностного, физического и творческого развития ребенка через организацию системы специальных движений, физических и дыхательных упражнений, психотехнических приемов, позитивного мышления.

     Задачи Образовательной Кинесиологии:

  • улучшить концентрацию внимания, память, пространственные представления
  • снять стресс, нервное напряжение
  • проработать внутренние трудности и препятствия
  • эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности
  • оптимизировать собственные резервы человека
  • повысить способность к произвольному контролю.

У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение, способствует развитию депрессивных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Под влиянием кинесиологических  упражнений  в организме совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.  Упражнения «Гимнастики мозга», при их регулярном выполнении становятся простым и очень эффективным инструментом, помогающим в процессе обучения. Желающие пользоваться этим инструментом  могут поддерживать свою эмоциональную стабильность и стрессоустойчивость в различных  жизненных ситуациях. Главная идея, которую пропагандируют кинесиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

3. Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека, необходимо разобраться в таких понятиях как: функциональная асимметрия полушарий и межполушарное взаимодействие.

Можно выделить три главных типа организации головного мозга:

 1.Левополушарный тип – доминирование левого полушария.

Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике.

 2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария.

Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. 

3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария  другим.

Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.

Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что, именно нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность учащихся.

Определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий  головного мозга и межполушарного взаимодействия. Кинесиологи считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинесиологии. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Установлено, что систематическое  включение  кинесиологических  упражнений  способствуют функциональному развитию головного мозга и улучшению обучения в школе. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте человеку будет сложно достигнуть успеха в профессии, требующей составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления.

4.Практические занятия:

I Направление - Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.
Они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм  «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

1. Упражнение «Брюшное дыхание»

       1.Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.

        2.Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.

        3.Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.

        4.Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.

        5.Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.  

Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.

Упражнение «Перекресные шаги»

Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

3. Упражнение «Энергетизатор»

 Упражнение «Энергетизатор»  возвращает школьников в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.

Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы, если дети часами сидят за партой или компьютером.

1.Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед.

2.Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной.

3.На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены.

4.Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу.

Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина.

Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания.
Другой вариант упражнения – выполняем движения лежа на животе на мягкой поверхности. Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и неподвижны.

4. Упражнение «Ленивые восьмерки »
Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить.
1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. 
3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

5. Упражнение «Вращение шеей»
1. Встаньте прямо, голова по срединной линии.
   2. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову.
   3. Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова – тяжелый шар.
   4. Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота – не дальше плеча.
   5. Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко.
   6. Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот.
   7. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений должна быть меньше, чем в п. 4.
Данное упражнение способствует расслаблению ЦНС и снятию мышечных зажимов в области шеи, плеч, спины. Помогает лучшему восприятию и обработке информации, улучшает математические способности и навыки чтения.

6. Упражнение «Слон»

       1.Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.

       2.Рисуем «ленивую восьмерку» всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука.

       3.Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.

       4.Повторяем эти же движения другой рукой.
Все тело движется как единое целое, без отдельных движений руки.

Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.

7. Упражнение «Двойные рисунки»

Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.

Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. 
Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз.
Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.

Упражнение интегрирует работу обоих полушарий, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

II Направление - Упражнения, повышающие энергию тела

«Вода»

          Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса.

      Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

9. Упражнение «Думающий колпак»

Можно выполнять стоя и сидя.

1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

4.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее и потяните вниз. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности (улучшает равновесие).
«Думающий колпак» будет полезен школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение хорошо выполнять перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

10. Упражнение «Кнопки мозга»

       Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма. 

  1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
    2. Положите одну руку ладошкой на пупок.
    3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.
    4. Массируйте
    «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
    Поменяйте руки и повторите упражнение.
    После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот.
    Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

III - упражнения, растягивающие мышцы тела.

Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.

11.Упражнение «Активизация рук»

1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.

2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.

3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.

4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!

5.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать  или потрясти плечами.

Данное упражнение нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается контроль над работой  крупной и мелкой моторики. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. 

Упражнение способствует концентрации и распределению внимания без напряжения. Оно помогает сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.

12.Упражнение «Помпа»

1.При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно.

2.Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.

3.Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.

4.Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.

5.Поменяйте положение ног и повторите упражнение.

Предлагаемые движения  улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, улучшают навыки реагирования.

13.Упражнение «Сова»

   1.Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.

   2.Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

   3.Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.

   Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

IV - упражнения, углубляющие позитивное отношение

Упражнения влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

15.Упражнение «Крюки Деннисона»

Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1

1.Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2.Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3.Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

4.Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть. 

Часть 2

1.Поставьте ступни параллельно.

2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.

3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. 
По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

17.Упражнение «Позитивные точки»

       Можно выполнять стоя и сидя.
1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.

       При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

       Упражнение оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

С помощью техник образовательной кинесиологии возможно улучшение психического и эмоционального состояния, снятие внутренних нервных и психических напряжений, неосознанных психических блоков, для настройки на положительное отношение к тревожащей проблеме и конструктивный подход к ее разрешению, для настройки на положительное восприятие своего состояния, своих возможностей, способностей. Главным условием успешной и эффективной работы является её системность, комплексность и непрерывность.

Успехов вам,  дорогие коллеги в ваших начинаниях!

Список литературы:

1.Ханнофорд К. Мудрое движение Москва. 2001г

2.Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога).

3. Уайтсайд Д.  Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ.,  - М, кинезис, 1998 г. – 43

4. М.М.Безруких «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» Москва; Триада-фарм. 2007г

5. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей.Деннисон П.И и ДеннисонГ.И. Москва. 1997г

6. Хомская Е.Д. Нейпопсихология. СПб 2003г.

7.Ротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников» Творческий Центр Москва 2002г

8.Шанина Г.Е. «Современные методы коррекции нарушенных функций посредством. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы»

Сайты:

http/www.pedlib.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...