Консультация педагогов - итоги адаптационного периода в 5 классе
презентация к уроку по психологии (5 класс)
В материале представлена презентация для педагогов "Итоги адаптационного периода в 5 классе. Меры педагогической поддержки (прописаны результаты адаптации и рекомендации педагогам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_adaptatsionnogo_perioda_v_5_klasse._mery_pedagogicheskoy_podderzhki.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты методики «Встреча» (изучение отношения к предметам)
Русский язык Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Литература Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Математика Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
История Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Биология Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Технология Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Физкультура Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
География Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Музыка Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
ИЗО Отношение к предмету Как, по-твоему, к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке?
Отношение учащихся к себе
Уровень тревоги
Общая школьная тревожность: общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Высокий уровень : (ФИ учеников) Повышенный уровень: (ФИ учеников) В учебной деятельности это может сказаться в первую очередь на успешности обучения (такой ребёнок демонстрирует знания, которые ниже его способностей, часто испытывает полный ступор при вызове к доске, неспособность ответить отлично выученный дома урок; он начинает увиливать от любого действия: если не убеждён полностью, что сделает его хорошо и т.д.) Низкий уровень:(ФИ учеников) Это так называемая «скрытая тревожность» - защитное поведение. Часто говорят, что такие дети не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Обычно такие дети на замечания старших не реагирует вовремя, не учатся на ошибках и повторяют действия, которые уже приводили к конфликтам и неприятностям (в учёбе это проявляется в том, что получив отрицательную отметку они воспринимают это как должное , а не стараются анализировать её и исправлять – почему у меня такая отметка, что мне надо сделать, что почитать, поучить, чтобы восполнить пробелы по этому вопросу).
1. Взять группу высокотревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии. 2. Организовать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков. 3. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности. 4. Помнить, что в приспособлении детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы и, напротив, эти дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции. 5. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Рекомендации по снижению тревожности
Уровень мотивации
С высоким уровнем школьной мотивации и учебной активностью - (ФИ учеников). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. С хорошей школьной мотивацией – -( ФИ учеников). Учащиеся успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. С положительным отношением к школе , но школа привлекает больше внеучебными сторонами – (ФИ учеников). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует. С низкой школьной мотивацией – (ФИ учеников). П осещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. С негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией – (ФИ учеников). Учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Рекомендации по формированию и поддержке учебной мотивации С ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация : Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности; Уверенность в себе; Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности; Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем; Потребность и возможность в самовыражении, Принятие и одобрение значимыми людьми; Актуализация творческой позиции; Осознание значимости происходящего для себя и других; Потребность в социальном признании; Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха; Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
Социометрическая структура класса
Социометрическая структура класса «любимцы» «предпочитаемые» «неоднозначные» «терпимые» «нелюбимые» «гонимые» ФИ учеников ФИ учеников ФИ учеников ФИ учеников ФИ учеников ФИ учеников « высокостатусные » « среднестатусные » « низкостатусные » «незаметные» ФИ учеников
Рекомендации для повышения уровня благополучия взаимоотношений в классе Тщательно продумывать формирование групп для учебной деятельности; Создавать ситуации, в которых ребята могли бы подружиться друг с другом; Учитывать взаимные антипатии между детьми при образовании пар для работы на уроке. В тоже время постараться наладить отношения между детьми, испытывающими взаимную неприязнь. Обратить внимание на детей, имеющих низкий социометрический статус в классе: * помочь им найти себе друзей; * показать остальным ребятам в классе их лучшие стороны; * учить общаться
Энергетика
Перевозбуждение – ребенок работает на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению – Б И., Б А., М М ., С Т. Рекомендации: дозирование нагрузок; укрепление организма; полноценный отдых; соблюдение режима дня; успокаивающие процедуры. необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией Компенсируемое состояние усталости - М В., С М. Рекомендации: оптимизация рабочего ритма, режима учёбы и отдыха Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность – общая ослабленность организма, обычно проявляется в низкой сопротивляемости инфекциям – М К., П Р. Рекомендации: проанализировать загруженность ребенка и, если потребуется, необходимо снижение нагрузок
Настроение При отрицательных эмоциях (возможно наличие у ребенка проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно) – понять причину, изменить среду негативно влияющую на ребенка – Брагин И., Буртасов В., Короткова Д., Минин К., Мордвинова В., Павловская Р., Пенкина А.
Рекомендации для поддержания работоспособности учащихся на уроке - Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение . - Теоретический материал давать небольшими дозами. - Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический. - Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д. - Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию. - Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения. - Учет психического состояния детей, в том числе и настроение.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов....
Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе.
Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе....
Консультация для родителей . Показатели окончания адаптационного периода.
Консультация для родителей .Показатели окончания адаптационного периода....
Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»
Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...
Родительское собрание по итогам адаптационного периода в 5 классе
В материале представлена презентация для выступления на родительском собрании по результатам адаптации учащихся 5 класса. Меры родиетельской поддержки в адаптационный период....
Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников»
Данное выступление направлено на психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребёнка к школе...
Консультация "Адаптационный период у детей дошкольного возраста"
Адаптационный период у детей дошкольного возраста...