Приемные дети в школе
статья по психологии
Никто не любит трудных задач, особенно когда они появляются в большом отлаженном школьном механизме. Любое отклонение от нормы требует дополнительных материальных, управленческих и человеческих ресурсов. Любая «инаковость» детей с большим напряжением воспринимается в традиционных общественных институтах, один из которых школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на методическом совете | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемные дети в школе.
Никто не любит трудных задач, особенно когда они появляются в большом отлаженном школьном механизме. Любое отклонение от нормы требует дополнительных материальных, управленческих и человеческих ресурсов. Любая «инаковость» детей с большим напряжением воспринимается в традиционных общественных институтах, один из которых школа.
В чем же суть и трагедия истории с приходом в школу приемного ребенка? Попробуем, как в ролевой игре, встать на место каждого из участников этой жизненной ситуации.
Приемный ребенок: в чем его «инаковость»?
Никто не любит проблем и не рад, если трудности вдруг возникают в его жизни. Ребенок, оставшийся без родительской заботы, являет собой суть проблем нашего общества, а для школы становится вызовом. Он недополучил любви, родители не участвовали в его развитии и воспитании, а часто пренебрегали потребностями ребенка или были настолько непостоянны, что нельзя было предугадать, когда появится еда, утешат ли детское горе, можно ли рассчитывать на их любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа.
В этом хаосе непредсказуемости, отсутствия безопасности, а часто и в атмосфере агрессии и насилия стихийно формируется личность ребенка, который собирает все проблемные черты современного общества.
В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов, любовь и ненависть по отношению к родителям, месть любым взрослым и детям, которые проявляют заботу и ласку, отсутствие воли в поступках, в достижении желаемого результата.
Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.
На это накладывается негативный опыт учебной деятельности, низкая оценка способностей со стороны учителей, что приводит к несформированности специфических учебных навыков: понимания учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат и т.д.
В итоге — тотальный неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям, людям, явлениям.
Сюда остается добавить только социальную незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей. Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли стереотипны и шаблонны, упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.
Попробуйте эмоционально пережить внутреннее мироощущение такого ребенка, постарайтесь найти здесь позитивную, радостную волну. Правда, это очень трудно сделать? Как легко соскальзывать в такой негатив при любой неудаче в общении с учителем, одноклассниками.
Проблемы могут возникнуть со стороны соучеников, их родителей и возможно даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90 % зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100 %. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка».
Необходимо учитывать, что некоторые задания могут быть болезненными для приемных детей. Особенно задания, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование «генеалогического дерева» своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности.
Приемные дети в силу своего жизненного опыта не владеют социальными навыками, которыми владеют дети с обычным развитием, и разница между ними с возрастом становится очевидней. Однако эта особенность не их вина, а их беда. Таких детей часто обвиняют в плохом поведении, наказывают, что приводит к закреплению негативного поведения. Мы, взрослые должны искать к этим детям подход, искать методы коррекции поведения. Мы должны не обвинять детей, а останавливать негативное поведение, пока они сами не научатся его контролировать. Это очень сложно. Но другого пути я не вижу.
Учитель часто не готов ко встрече с приемным ребенком, поведение которого определяется травмой. Для педагога негативные эмоции ребенка, непредсказуемость, асоциальность, резкость, недоверие всегда являются вызовом, сломом привычных стратегий поведения и коммуникации.
Авторитета социальной роли учителя и взрослого порой не хватает, чтобы управлять ребенком или договариваться с ним. Ведь приемному ребенку могут быть не знакомы такие условности, как вежливое общение, совместная работа, социальные нормы и границы.
Переживая в воспитании или обучении неудачу за неудачей, учитель достаточно быстро приходит к пониманию, что он не справляется
с ситуацией. Иногда возникает непрекращающийся конфликт между учителем и приемным ребенком, иногда учитель перестает его воспринимать в общей жизни классного коллектива, так как там, где невозможно ничего сделать, и не нужно ничего желать.
Механизмы психологической защиты действуют достаточно верно и быстро в ситуации профессионального неуспеха, ответственность трудно взять на себя и начинается поиск виноватого.
Учитель быстро определяет приемного родителя как основного виновника неудачи. Приемная семья сразу становится должна готовить уроки с ребенком, отвечать за его поступки, влиять на общение со сверстниками, отвечать за скорость чтения и т.д. Учитель просто перекладывает свою ответственность и ожидания на приемного родителя. А такой родитель сразу понимает, что он не справляется.
Классический сценарий прихода приемного ребенка в новую школу заключается в том, что буквально через месяц приемная семья начинает получать указания и наставления, требования участвовать в учебе и воспитании ребенка в школе. А в это время сам приемный ребенок пытается понять, как ему жить в новой семье, кто ему эти новые люди, бросят ли они его так же, как его родные родители, будут ли его любить, несмотря на «плохие» черты характера и неуспехи в школе. Так школа начинает вбивать клин между детьми и родителями. И если приемный родитель начнет играть по правилам школы, то скоро он будет главный преследователь, надзиратель, источник осуждения для своего приемного сына или дочери.
Мы должны понимать, что все делается постепенно: сначала — новая семья, семейная роль, выстраивание отношений, преодоление недоверия, шаг навстречу друг другу, а потом школьные успехи, секции и кружки, развитие талантов, выбор профессии и пр. Приемная семья должна иметь свободу и запас уважения в школе, бережное отношение к непохожести, проблемам и трудностям детской жизни.
Вместо заключения: новые горизонты
Я прекрасно пониманию, что не все школы разделяют описанный выше подход. Есть и прекрасные модели реальной помощи приемной семье, родителям и детям. Есть замечательные коллективы, которые отстаивают право детей быть особыми, непохожими.
Но проблема неприятия «инаковости» остается живой и болезненной для многих приемных семей, для детей из детских домов и социальных приютов. Нет программ и курсов обучения педагогов работе с детьми, пережившими травмирующий опыт сиротства, школьных психологов мало, и их подготовка не позволяет помочь таким детям. Законодательство не учитывает особые потребности детей, оставшихся без родительской заботы: практически невозможно добиться обучения по компенсирующим программам, повторного обучения при отсутствии неудовлетворительных оценок, но по социально-психологическим показаниям.
В среднем невысокий уровень педагогической культуры в обществе проявляется в недостатке сострадания и эмпатии к детям с проблемами в поведении, развитии, обучении.
Что можно сделать, чтобы помочь детям выстраивать более позитивное восприятие себя, формировать доверие к людям и миру?
Приемные родители и учителя должны объединить свои усилия.
Самое главное на пути к успеху в этом непростом деле это:
• единое видение ситуации
• желание помочь,
• сотрудничество взрослых друг с другом, а не противостояние.
Если учителя и родители с самого начала будут…
• готовы установить друг с другом контакт и доверительные отношения,
• будут заинтересованы в судьбе и развитии ребенка,
• будут делиться опытом того, что помогает в общении с ребенком,
• обсуждать все возникающие проблемы и
• совместно искать пути выходы из ситуаций –
…тогда шансы на успех вырастают в разы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник для семей, имеющих приемных детей
Сценарий спортивного праздника для семей имеющих приемных детей. с описанием эстафет, стихотворными заставками перед каждым конкурсом....
Решение проблем адаптации и трудностей воспитания приемных детей с ОВЗ в замещающих семьях
Рекомендации родителям...
Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей
Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная сем...
Школа замещающих родителей «Подростковый возраст у приемных детей»
Больше всего родители начинают переживать за своего ребенка, когда тот вступает в период подросткового возраста. Задача мамы и папы – вовремя обратить внимания на необычное поведение ребенка и п...
Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей
Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей...
«Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе»
laquo;Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе»...
Психологические особенности приемных детей
Особенности приёмных детей исходят из жизненной истории – недолгой, но насыщенной потерями и болью. Ребёнок из благополучной семьи, оказавшийся сиротой по трагическому стечению обстоятельст...