Для родителей.
материал по психологии

Платонова Оксана Георгиевна

Данные рекомендации научат родителей анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем. Рекомендации психолога родителям направлены на то, чтобы помочь им: решать возникающие проблемы в воспитании детей, способствовать их психологическому развитию. Понимать, какие изменения в жизни ребёнка могут повлиять на его эмоциональное состояние и как взаимодействовать с ним в периоды изменений. Помогать детям в повышении самооценки, решении проблем социальной адаптации, стресса и других эмоциональных проблем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поощрение – один из методов воспитания.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от плохого, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того, чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т.д. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка, которые требуют от него усилий (физических, умственных, нравственных). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – поступить так в другой раз. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий.

Особенно целесообразно поощрять положительные действия детей перед обществом сверстников. Этим достигаются две цели: во-первых, придать общественную значимость хорошему поступку, во-вторых – показать пример положительного поведения ребенка для подражания остальным детям. Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку.

 Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно. Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь идет речь не о воспитании, а о перевоспитании. Иначе говоря, если дошкольник не будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать так, как ему заблагорассудится.

Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий. Появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания.



Предварительный просмотр:

Учите ребенка поступать правильно.

Что значит учить детей поступать правильно? Это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Накапливание нравственных понятий происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем возрасте ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими.

Нравственное воспитание детей 2-3 лет начинается с пробуждения у них добрых чувств, отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к воспитателю, к сверстникам. В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: например, не мешать окружающим криком и шумом. Детям следует разъяснять, как они должны вести себя дома, чтобы не нарушать тишины, если родители отдыхают, на улице, в общественных местах.

Важно побуждать ребенка оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, о тех, кто нуждается в помощи. У детей четырех-пяти лет необходимо формировать навыки коллективности, приобщать их к совместной деятельности, учить уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.

Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности к близким и окружающим. В этом возрасте у детей проявляется способность оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать у них восприимчивость ко всему положительному и отрицательное отношение – к плохому.

В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться того, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии.

Почему это важно? Освоение детьми нравственных понятий в старшем дошкольном возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в 1 класс, где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками, на учебных занятиях, в трудовой деятельности.

У детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность, общительность, т.е. те качества, без которых невозможно выработать дисциплинированность. При этом особе внимание следует уделять развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением окружающих, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме, без ссор и конфликтов.

К шести-семи годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем. В связи с этим усложняются и задачи нравственного воспитания. У детей следует воспитывать трудолюбие, стремление к труду, бережливость, аккуратность, умение замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах.

Для того, чтобы нравственные нормы становились основой поведения ребенка, они должны найти опору в его собственном опыте. И задача взрослых состоит не в том, чтобы навязывать дошкольнику готовые формулы, а в том, чтобы организовать его поведение в соответствии с моральными нормами. Этим самым создается предпосылка к формированию активного, сознательного послушания.



Предварительный просмотр:

Знать и понимать своего  ребенка.

Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, каждый неповторим своей индивидуальностью. Каждый ребенок – особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.

 Ребенок наделен от природы определенными особенностями нервной системы. От типа нервной системы зависит его темперамент. Это и накладывает отпечаток на его поведение. Одни дети более спокойны, малоподвижны, заторможены; другие – более возбудимы, подвижны; третьи – уравновешены; четвертые – сочетают слабость нервных процессов с чувствительностью к различным воздействиям, они обидчивы, часто плачут. Вот почему один и тот же подход вызывает у разных детей разные реакции. Однако, следует помнить, что характер не дается ребенку в наследство от родственников, как, например, цвет глаз или волос.

Характер, так же как интересы и потребности, формируются под влиянием среды и воспитания. Если сын или дочь приобретают черты характера отца, матери или бабушки, то это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности, благодаря постоянному общению с ними.

Человек не рождается добрым, или черствым, общительным или замкнутым, трудолюбивым или ленивым, это зависит от среды, в которой растет ребенок и формируется его личность. В детях, как в фокусе, отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны.

Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им. Дети чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать, или потребовать проявления к ним снисходительности, непреклонны, раздражительны или благодушно настроены.

 Известный польский педагог Я.Корчак говорил: «Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и … умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, как крестьянин по небу, какую оно сулит погоду». Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок подражает их поступкам», - говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи. Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность. Нельзя эти проявления оправдывать характером, ибо характер не является врожденным и неизменным, а формируется на протяжении всей жизни человека. Капризным ребенок становится в результате допускаемых ошибок воспитания.



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ВАЖЕН КОНТАКТ С ПОДРОСТКОМ?

Подростковый возраст –это сложный период не только для подростка, ног и для всех членов семьи, потому что наступает время проверки всех членов семьи нам социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Начинается психологическое отделение подростка от родителей.

Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать родителей и других взрослых. Всегда больно видеть родителям свой идеал ребенка в кривом зеркале, но уже ничего не могут с этим поделать. И тем не менее, как никогда, нужно беречь контакт со своими взрослеющими детьми. Перед подростком открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Подросткам нужен человек, который сможет понять все переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться в той сложной ситуации, которая кажется куда более сложной, чем для взрослых, поскольку здесь все впервые.

 В этом возрасте человек как бы объединяет весь свой детский эмоциональный опыт общения с другими людьми и пытается понять, кто он такой, зачем он живет, чего ему ждать от жизни, от других людей. Формируются первые жизненные ценности. Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и мнения.

Подросток – это уже не маленький ребенок, который молча страдает от того, что его не замечают, не понимают, поскольку не может этого выразить словами. Он протестует, требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали, понимали, признавали. Иногда родители очень много внимания уделяют физической заботе о детях, чтобы были сыты, здоровы, одеты, учились и т.д. И очень мало заботятся о духовном развитии, мало разговаривают о жизни, о ценностях. Горько осознавать, когда между детьми и родителями потерян контакт. Постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры из дня в день, не срываясь на крик – в этом залог восстановления утраченного контакта. Восстанавливать можно только то, что когда-то существовало, а потом разрушилось, но если доверия не было никогда, то его надо все-таки пытаться создавать заново.

Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того, чтобы быть уверенным, что ваш сын или дочь выберут правильные цели в жизни, но и для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательным к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей.

Говорите с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они говорили с вами. Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростками, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Разговоры могут касаться не только школьных дел, но и вопросов любви, семейной жизни, работы, ценностей человеческой жизни. Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Уважаемые родители ваш ребенок – это ваше будущее. Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножало их. Школа и учителя тоже заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для того, чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, я рекомендую вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

1.Семья – это материальная и духовная ячейка воспитания детей, супружеского счастья и радости. Основой, стрежнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенку необходимо быть членом семьи, но не ее центром. Не менее вредно, конечно, и равнодушное, а тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в отношениях к ребенку.

2.Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семьи. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3.Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, деятельность, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Ребенку необходимо выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому и для себя, и для всей семьи.

4.Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы.

5.Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня.

6.Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях взрослых. Согласуйте их между собой.

7.Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависят от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям представляется определенная самостоятельность, когда к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях.

8.Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье.

9.Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самого заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Будьте внимательны к ребенку в кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10.Семья – это дом, и как всякий дом, она может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаю вам успехов в трудном и благородном семейном воспитании вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!



Предварительный просмотр:

Как оградить подростков от влияния пагубного контента и научить элементарным правилам безопасности детей в интернете.

Общие понятия о детской безопасности в интернете и не только.

Интернет позволяет получать тонны информации в одно мгновение. Но есть и обратная сторона медали — контент в Сети не всегда предназначен для психики ребёнка, поэтому нужно принимать меры по обеспечению безопасности детей в интернете.

В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста. Это относится не только к интернету — фильмы в кино и книги, например, тоже попадают под ограничения. 

Пять типов информационной продукции по возрастным категориям:

для детей, не достигших возраста 6 лет;

для детей, достигших возраста 6 лет; 

для детей, достигших возраста 12 лет;

для детей, достигших возраста 16 лет;

для совершеннолетних. 

С 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться соответствующими отметками возрастной категории (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Но, конечно, маркировка контента не гарантирует полной информационной безопасности детей в интернете. 

Угрозы интернета для детей

Нежелательный контент. Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери.

Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети:

Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.

С этой задачей справляется мобильное приложение «Где мои дети». Программа позволяет контролировать использование смартфона ребёнком.

 Вы узнаете:

- не сидит ли ребёнок в YouTube во время отдыха;

- не играет ли на телефоне вместо занятий и какой возрастной рейтинг у игр, в которые он играет.

Установите приложение «Где мои дети» и смотрите статистику использования приложений ребёнком в своём телефоне.

Уделяйте время половому воспитанию детей. Поскольку эта тема табуирована в обществе, возможно, вам будет стыдно и неловко, но гораздо лучше, если ребёнок узнает достоверную информацию от вас, чем сомнительные вещи от кого-то во дворе, в школе или социальных сетях. Если идея поговорить о половых вопросах чересчур смущает, купите ребёнку хорошую книгу по теме.

Киберпреступность

Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона — от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.

Что делать, чтобы избежать этой опасности в интернете для детей: 

Установите антивирус. Он будет блокировать подозрительные программы, которые ребёнок может нечаянно скачать на компьютер. Ими нередко пользуются хакеры, чтобы получить доступ к персональным данным. Кроме того, антивирус предупредит ребёнка о переходе по подозрительной ссылке, которая может позволить мошеннику дистанционно управлять устройством пользователя.

Учите ребёнка здравому смыслу. Он должен понимать, что некоторые вещи — например, имена и должности родителей, адрес, пароль от социальной сети и так далее — нельзя никому раскрывать. Объясните, что интернет позволяет любому человеку выдавать себя за кого угодно. Перед тем как встретиться с другом, которого нашёл в Сети, лучше поговорить со взрослыми. Здравый смысл — одно из главных правил безопасности детей в интернете.

Кибербуллинг.

Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, он подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.

Что делать для обеспечения детской безопасности ребёнка в интернете:

Обсудите с ребёнком ситуацию и дайте понять, что вы всегда его поддержите. Выясните, что могло послужить причиной происходящего, кто именно участвует в неприятном общении и как эти люди ведут себя в реальной жизни.

Лучший способ борьбы с агрессорами в Сети — игнорирование. Помогите ребёнку внести их в «чёрный список». Если в травле участвуют ученики школы, необходимо сообщить об этом учителю и школьному психологу. Если ситуация становится пугающей, соберите все доказательства (скриншоты, фото) и обратитесь в правоохранительные органы.

Если справиться самостоятельно у вас не получается, изучите портал Травли.NET, там вы сможете получить квалифицированную помощь о безопасности подростков в интернете и защите от кибербуллинга.

Чего делать не нужно

Не рекомендуется наказывать за увиденный нежелательный контент. Например, если вы обнаружили в истории браузера порнографию, не ругайте сына или дочь, спокойно поговорите об этом. Если вы ещё не поднимали тему полового воспитания — самое время это сделать.

Не стоит маниакально контролировать все социальные сети ребёнка, особенно читать переписки. Чем старше сын или дочь, тем острее воспринимается ваше вторжение в личное пространство. Чрезмерный контроль за безопасностью ребёнка в Сети может оттолкнуть детей от вас. Стройте отношения на доверии. Обучайте ребёнка правилам безопасного поведения в интернете и соблюдайте их сами.

Обеспечение безопасности детей в интернете — это важно, но стоит быть реалистами: никогда не получится создать волшебный мыльный пузырь и оградить ребёнка от всего плохого, что существует в мире. Рано или поздно дети в интернете сталкиваются и с нежелательным контентом, и со страшными фильмами, и с травмами.

Ваше дело — помочь, поддержать, всегда быть рядом.

Всегда оставайтесь на стороне ребёнка.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Как поддержать выпускника?»

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче ЕГЭ. Как же поддержать выпускника? Существуют ложные способы, так типичными для родителей способами является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: * забыть о прошлых неудачах ребенка;* помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справиться с данной задачей;* помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. *Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия.

Помните основные принципы психологической поддержки, особенно важной в период подготовки к экзамену:

Оказывайте ребенку внимание (интересуйтесь его настроением, состоянием здоровья, проявляйте заботу о его нуждах).

Позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит ваш ребенок, это будет снижать его эмоциональное напряжение (при этом не злоупотребляйте сладостями и мучным).

Оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних обязанностей, давайте ему понять, что оберегаете его.

Выражайте ему готовность помочь и помогайте в различных вопросах подготовки.

Рассказывайте о своем опыте сдачи экзаменов, где это уместно. Расскажите, что вы испытывали перед экзаменами.

Старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом.

Сами постарайтесь регулировать свое волнение и не переносить его на ребенка.  

И помните: самое главное снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзаменов, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребёнка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику  в развитии позитивного представления о себе путём внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищённости, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Чтобы помочь своему ребёнку в подготовке и сдаче экзаменов, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребёнок.

Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребёнка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда для вас. Постарайтесь сами научиться, а также научить своего ребёнка приёмам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребёнку на экзамене.

Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить  напряжённое состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя её. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребёнку возникшую ситуацию.

Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребёнка, например, скажите: "Это для меня не так важно, как здоровье моего ребёнка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Всё можно исправить!".

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдёт новые проблемы. Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: "Я должен",  "Я могу". Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

                                    

Успехов вам в достижении желанных целей!



Предварительный просмотр:

КАК распознать острое кризисное состояние у подростка

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

Опасные ситуации, на которые надо обратить  особое внимание

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
  • Для этого:

- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. 

придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни  – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.  
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.  Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по профилактике возникновения кризисных состояний у подростков

Подростковый возраст неизбежно связан с возникновением кризисных состояний у большинства детей. Уважаемые родители, для того, чтобы не допустить возникновения острых кризисов у вашего ребёнка, следуйте предложенным рекомендациям.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Любой психологический кризис имеет психофизиологическую основу. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ – психоактивные вещества).

ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ПАВ:

  • любопытство
  • давление группы, отсутствие навыка отказа
  • попытка решить семейные и личные проблемы
  • установить дружеские отношения со сверстниками
  • сенсация, возможность привлечь внимание
  • скука, неумение правильно и интересно организовать свободное время

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ПОДРОСТКАМИ:

  • Общайтесь друг с другом

Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ними поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

 

  • Выслушивайте друг друга

Умение слушать – основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

  • Быть внимательным к ребенку;
  • Выслушивать его точку зрения;
  • Уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.
  • Важно знать, чем именно занят ваш ребенок.
  • Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.
  • Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

Если Вам удастся стать своему ребенку ДРУГОМ, вы будете самым счастливым родителем!

  • Проводите время вместе

Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач.

Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от употребления ПАВ.

  • Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.

 

  • Подавайте пример.

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми.

Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали».

Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!

ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ.

  • Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость.
  • Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым и энергичным.
  • Изменение аппетита поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жаловаться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого «слона».
  • Общение по телефону с использованием странных слов, понятных только говорящим.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям, занятиям.
  • Исчезновение денег и вещей из дома.
  • Проявление ранее не свойственной грубости, лживость, изворотливость.
  • Незнакомый странный запах, который порой исходит от ребенка.
  • Наличие признаков простуды: заложенность носа, чихание, слезотечение, чувство озноба, потливости – это могут быть первые признаки отмены наркотика (наркотическая ломка).

 

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВЫ УЗНАЛИ О ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ПОПРОБОВАЛ НАРКОТИК?

Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить» на ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.

Поэтому объясните ему всю опасность употребления наркотиков:

Расскажите, что через шприц довольно легко получить ВИЧ-инфекцию и гепатит С, который сделает его инвалидом;

Что под разрушительным воздействием наркотика он быстро утратит память и не сможет не только работать на компьютере, но даже прочитать книгу;

Что наркоман не сможет иметь здоровых детей;

Объясните, что состояние, в котором он находится? – это болезнь. Как и любая другая болезнь, наркомания подлежит лечению, а если тяжелую болезнь пустить на самотек, она может привести к смерти.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу.



Предварительный просмотр:

Сила родительской любви.

Родительская любовь – незаменимое чувство, которое способно творить чудеса: вылечить душу своему дитя, вырастить крылья за его спиной, поднять на ноги свое чадо, когда его силы на исходе, и главное – сделать счастливым. Родительская любовь очень важна, потому что она закладывает фундамент будущей способности любить в детях, придает уверенности и помогает сформировать своё «я». Каждый родитель проявляет ее по-разному: кто-то бесконечной опекой, кто-то – строгостью и дисциплиной. Но есть те, кто не показывает своих чувств. Или их вовсе нет…?

C:\Users\Home-26.12.21\Desktop\lybov-dochki-k-mame.jpg

15  правил, как показать любовь родителей к детям.

  • Дети важнее смартфонов.

При возвращении домой с работы или когда дети приходят со школы, оторвите свое внимание от любых гаджетов, компьютера или телевизора. Дайте детям, по крайней мере, первые полчаса своего полного внимания. Они чувствуют, что им рады, а также искренне интересуются их делами, потому что родители не отвлекаются на переписку в соцсетях или чтение смс — сообщений. Родители не пытаются хотя бы одним глазом поглядывать на экран телевизора в то время, как ребенок рассказывает о произошедших с ним делах в школе. Недавно один опрос показал, на что жалуются дети. Выяснилось, что 33% детей жаловались на родителей, которые больше были поглощены своими смартфонами, чем собственными детьми.

  • Прием пищи с включенным телевизором.

Не очень весело, когда дети должны конкурировать с телевизионными рекламными роликами. Прием пищи — редкие моменты, чтобы насладиться обществом друг друга и живым общением. Приемы пищи с родителями — огромные преимущества для детей. Они едят здоровую пищу, а не перекусывают, чем попало. Плодотворное общение помогает ребенку изливать свое сердце родителям, которые могут узнать, что интересует деточку, его цели, переживания, страхи. Не позволяя телевизору во время еды воровать время, принадлежащее ребенку, вы показываете свою любовь к детям.

  • Совместное время перед сном.

Сделайте время перед сном драгоценным моментом бывать вместе. Маленькие детки всегда ждут время, когда родители перед сном читают им сказки. Детям нравится состояние, когда они в спокойном дрейфе погружаются в сон.Слушая, спокойный, ласковый родительский голос, убаюкивающий своего малыша. Это уникальный способ создавать близкие отношения между родителями и детьми. Также помогает развитию мозга вашего ребенка, чувствовать себя любимым и нужным человечком.

  • С любовью дисциплинируйте детей.

Любовь родителей к детям также видна по тому, как они дисциплинируют их с любовью и нежностью. Возмущения заслуживают те отцы и матери, которые считают, будто избиение ребенка, — вероятно, наиболее эффективный, экономный по времени способ дисциплинарных мер. Это неверное представление. Так как ребёнок учится тому, что насилие является эффективным способом борьбы с разногласиями и конфликтами. Ключ успешного дисциплинирования — не переключаться от любви, когда дети всё делают хорошо и правильно до ненависти, когда они ведут себя плохо. Только устойчивый поток любви, когда деточки чувствуют любовь своих родителей, поможет им, вырасти с чувством «любимый сын, любимая дочь».

  • Личное внимание каждому ребенку.

Это значит иногда проводить время с каждым ребенком по отдельности. Замечательно, когда родитель или оба могут провести время один-на-один с каждым ребенком. Это может быть что угодно — от занятий спортом, готовкой еды до помощи по хозяйству. Тогда дети чувствуют себя особенными, потому что вокруг них нет их братьев или сестер, а всё внимание родителей принадлежит только им. Поверьте, это один из лучших способов показать детям, что вы действительно любите и дорожите ими, проводя с ними время наедине.

  • Когда детей любят, им чаще улыбаются.

Что может лучше показать любовь и тепло вашим детям, чем любящая улыбка каждый раз, когда они заходят в комнату. Это сразу пробуждает в детках чувство покоя, ощущение, что их присутствие ценится, и они не являются помехой родителям. Ласковая родительская улыбка не напоминает детям их плохое поведение, а показывает любовь родителей к детям.

  • Зрительный контакт.

Лучший способ общения со своими детьми — смотреть им прямо в глаза, когда говорите с ними. Смотреть в глаза особенно важно в детском возрасте, когда все приклеены к компьютерным играм, устройствам или телефонам. Ребенок может учиться ждать, развивать внимание. Также это отличная возможность научить ребенка тому, что зрительный контакт является очень важным навыком хорошего общения. Это пригодится деточкам, когда они станут старше.

  • Хороший личный пример.

Поверьте, дети больше всего подражают своим родителям, которые являются для них примером. А теперь честно признайтесь себе, сколько раз ваши слова  расходились с делами, которые видели дети? Например, как быть вежливым, спокойно разговаривать, всегда надевать ремень безопасности, избегать грубости, ярости на дорогах или в магазине. Иногда родители забывают, что они должны быть идеальным образцом для подражания. Так как, научившись от своих родителей правильно поступать в разных ситуациях, это убережет ребенка от многих будущих проблем. Не это ли доказательство родительской любви к детям? Поэтому будьте добрыми, ласковыми, заботливыми к другим людям — это лучший пример для подражания.

  • Обучайте детей принимать правильные решения.

Родители доказывают свою любовь, когда учат детей самостоятельно принимать решения. Что надеть в школу на следующий день, во что одеться на праздник — эти решения могут быть приняты совместно детьми. Убедитесь, что они в полной мере участвуют в принятии решений, например, интересуйтесь их мнением или точкой зрения. Побуждайте размышлять над последствиями, прежде чем принять решение.

  • Находите время для совместных игр.

В одном детском опросе выяснилось — часто дети чувствовали себя никому не нужными, так как им не было с кем поиграть. Дети действительно хотят внимания со стороны родителей, когда они могут просто играть с родителями, веселиться, смеяться и быть вместе. Для родителей может быть хорошей идеей отказаться от одной двух своих затей либо запланированных целей, чтобы найти время  каждый день немного поиграть со своим чадом.

  • Защищайте от издевательств.

У ребенка могут быть проблемы с издевательствами в школе, или проблемы с тренером. Покажите детям, что вы заботитесь о них. Например, обязательно интересуйтесь у директора школы или учителей, что является причиной напряженности и беспокойства ребенка. Показывайте ребёнку, что просто так не оставите проблему издевательств над ним. Даже если есть вина и вашего ребёнка в школьной напряженности, то, как родитель вы сами его накажете, но не позволите этого сделать другому человеку. Пусть это будет хорошим свидетельством не только ребенку, но и всем остальным, что вы горой встанете на защиту своего ребёнка, не позволяя другим причинить ему боль.

К тому же вы способны научить своих детей практическим вещам: например, как реагировать когда издеваются в школе, как противостоять хулиганам.

  • Детей любят, когда не перебивают детские рассказы.

Когда ребенок хочет рассказать, что случилось в школе, никогда не прерывайте ребенка, выслушивайте историю не перебивая, до конца. Это касается любых дел или разговоров ребенка. Например, ребёнок желает поделиться с вами историей прочитанной книги или показать вам свой фоторепортаж. Искренне выслушивая свое чадо, вы вселяете в него уверенность, что он любим и нужен вам. Если родители игнорируют детей или слишком заняты, тогда дети станут первыми жертвами заниженной самооценки, неуверенности в себе. Это затем скажется в подростковом и взрослом возрасте.

  • Любовь и ласка.

Многочисленные исследования показывают, дети процветают благодаря теплу и ласке. Ребенок чувствует себя любимым, получая родительскую ласку, а также имеет большее чувство собственного достоинства. Нет необходимости выдумывать нечто необычное, чтобы проявить ласку к ребенку, но поцелуй или нежное объятие хотя бы раз в день сделает свое дело. Любовь и ласка уменьшает шансы детей стать агрессивными людьми либо иметь проблемы с поведением. Подросткам может быть стыдно, когда их мать обнимает, целует, поэтому как у матери, так и отца для них всегда должны быть слова поддержки, сочувствия или понимания.

  • Детские подарки.

Храните детские открытки и подарки, как доказательство любви к детям. Когда ваш ребенок дарит вам записку, смешной рисунок или милое стихотворение, покажите, что вы дорожите ими. Храните их в специальном ящике или папке. Покажите ребенку фотографию, где вы держите его подарок у себя на работе. Показывайте детям их прошлые, забытые ими подарки, которые они дарили вам. Чтобы они видели — эти подарки вам очень дороги, вы с удовольствием их храните. Они — лучшее напоминание вам о любимых детях.

  • Любовь через смс и записки.

Оставляйте детям смешные и нежные сообщения, записки. Любовь родителей к детям можно показать, через смешные и нежные сообщения либо записки. Это может быть смс-ка или записка, оставленная под подушкой, в школьном рюкзаке или за обеденным столом. В записке может быть шутка, нежное прозвище, похвала, свидетельствующая о родительской любви и внимании к ним.

Заключение.

Согласитесь, это известные, простые требования и способы показать любовь родителей к детям. Ведь даже самые простые, обыкновенные вещи могут стать для детей особым доказательством родительской любви к ним, если делать их с любовью. Любовь и привязанность — основа счастья. Показывая своим деткам каждый день эту любовь, мы даем им лучшие доказательства того, что они нам дороги, и мы их очень любим.

Дети, поддерживаемые родительской любовью, смело идут вперед, они развиваются, находят для себя интересы, ищут пути для самореализации и более самостоятельны в жизни, что заметно уже в детском возрасте.



Предварительный просмотр:

Создание благоприятной семейной атмосферы.

Семья – первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Ребенок, подражая взрослому, формирует определенные личностные качества, критерии оценки себя и других. Значимым взрослым для ребенка являются родители. Устанавливается стиль взаимоотношения, ребенок должен понять свою значимость в семье, т.е. для чего он, приносит ли он радость.

C:\Users\Home-26.12.21\Desktop\shutterstock_201162449.jpg

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Семья для ребенка на ранних этапах развития является ближайшей микросредой, первой и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором, формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Без разумной и деятельной родительской любви, сочувствия, сопереживания ребенку эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а от его прочности зависит духовное здоровье человека. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностей оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Семейная атмосфера и ее признаки.

Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Что же такое семейная атмосфера?

Это отношения между всеми членами семьи, тон и стиль общения. Семейную атмосферу можно назвать ещё психологическим климатом в доме — это общие интересы родителей и их чада, увлечения и переживания.

Если приучать детей к тому, чтобы они уважительнее относились к своим родителям и старшим людям, развивать в детях чувство долга, сопереживания, ответственности, заботы — тогда точно ваша семейная атмосфера будет хорошей, не возникнут противоречия и конфликты в кругу семьи, а в последствии у вас всегда будет хорошее настроение и самые тёплые чувства к вашим родным.

Ведь так важно, чтобы после трудного рабочего дня дома вы могли подзарядиться энергией от любви и заботы ваших родных, чтобы эмоциональное напряжение никогда не появлялось в родных стенах. Конечно же, семейная атмосфера зачастую напрямую зависит и от индивидуальности и характера каждого члена семьи, но нужно как-то себя настраивать всегда на позитив и взаимопонимание. По- принципу «давать, а не только получать» нужно жить каждому члену семьи, и тогда точно вы будете чувствовать себя самой счастливой семьёй.

Психологический климат семьи - устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие детей и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

- сплоченность семьи;

- возможность всестороннего развития личности каждого ее члена;

- высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;

- чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности;

- гордость за принадлежность к своей семье;

- ответственность;

- стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;

- общение на интересующие всех темы;

- совместное выполнение домашних работ;

- открытость семьи, ее широкие контакты.

Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Если же в семье:

- постоянные конфликты;

- члены семьи отрицательно относятся друг к другу;

-испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, в этом случае правомерно говорить о неблагоприятном психологическом климате в семье.

Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты Всемирной Организации Здоровья на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Помните:

1. От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

3. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

4. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

6. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

7. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества  и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семейная психологическая атмосфера благополучия является мощным фактором здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...

Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...