Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Эмоции – это переживание человеком в данный момент своего отношения к собятиям, людям, самому себе, окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.

1 час: эмоции и поведение водителя; эмоциональное состояния (гнев, тревога, страх, стресс, фрустрация). Способы регуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителя.

Эмоции – это переживание человеком в данный момент своего отношения к собятиям, людям, самому себе, окружающему миру.

Эмоции (волнение, потрясение) – реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную и субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.

Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и преобритению новых знаний.

Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей.

Симпатия – основывается на общих интересах и увлечениях, сексуальной привлекательности.

Виды отрицательных эмоций.

Страдание- связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса.

Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути к удовлетворению исключительно важной для человека потребности. Гнев искажает наше восприятие реальной обстановки.

Отвращение – вызывается событиями, предметами, людьми, сопрокосновение с которыми вызывает противоречие, к примеру, с нравственными или другими принципами человека.

Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека.

Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не с реальной опасностью, а воображаемой. Страх нарушает поведение человека вызывает у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор, отказ от выполнения задания).

Тревога – необъяснимое беспокойство по поводу будущих событий.

Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам. В зависимости от характеристик личности одно и то же событие может вызывать разные эмоции. К примеру: опасность у одних вызывает парализующий страх, а у других пьянящее чувство эйфории.

Эмоциональные состояния различаются по интенсивности и длительности, а так же по степени осознанности их причины. В связи с этим выделяют: настроения, эмоции и аффекты.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, причины которого человеку может быть не ясно.

Эмоции – это кратковременное переживание человеком радости, горя, страха. Но, а на пике – это счастье или эйфория. Горе на низком уровне – это просто неприятность, а на высоком это отчаяние. На высоком уровне интенсивности эмоций может возникнуть состояние аффекта.

Аффект – это быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние. Аффект (душевное волнение, страсть) – сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующимся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижения контроля. Часто аффект является следствием конфликта. Всегда протекает очень бурно. Снижается способность к переключению внимания, сужаются поля концентрации внимания.

При аффекте плохо продумываются последствия совершаемого, действия носят импульсивный характер. Поэтому старайтесь избегать конфликтных ситуаций во время вождения.

Не садитесь за руль сразу после конфликта. Это приводит к тяжёлым последствиям.

Эмоции могут играть в жизни водителя как положительную, так и отрицательную роль.

Положительная роль не всегда связана с положительными эмоциями, а отрицательная – всегда с отрицательными эмоциями.

Отрицательные эмоции могут служить для водителя стимулом повысить бдительность.

Положительные эмоции могут привести к переоценке своих возможностей.

Функции эмоций:

  1. Оценочная функция: одно и тоже событие может у разных людей вызывать разные эмоции, тем самым спровоцировать разные реакции.
  2. Управляющая функция: переживания человека влияют на принятие решения, а физиологические изменения – на качество деятельности.
  3. Защитная функция: связана со страхом. Оно предупреждает человека о реальной  или мнимой опасности.
  4. Сигнальная функция: с помощью эмоций человек сообщает другим о своём состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении.
  5. Регуляторная функция: положительные эмоции, сопровождающие действиями повышают её эффективность, а отрицательные – снижают, вплоть до полной блокировки. Поэтому занятия по вождению должны проходить в тёплой атмосфере сотрудничества ученика и инструктора.
  6. Дезорганизующая функция: сильные  эмоции могут искажать восприятие реальной ситуации и привести к неправильному решению.

Психические состояния включают в себя комплекс эмоций.

Стрессовое состояние. Стресс – давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. Стрессовые нагрузки могут возникнуть:

- при бесшумном поиске места для стоянки;

- при продолжительных поездках в неблагоприятных условиях например: при тумане, снегопаде, гололёде, темноте;

- в дорожных заторах, когда человек чувствует себя «как в клетке»

- при авариях.

Причинами стресса, против которых можно что-то предпринять являются:

- завышенные требования к самому себе;

- преувеличенное и ложное тщеславие;

- ощущение бессилия и беспомощности.

В стрессовой ситуации обостряется восприятие, мышцы находятся в тонусе, процессы мышления, внимания и памяти активированы.

При управлении автомобилем всегда есть риск воникновения опасных ситуаций, поэтому водитель всегда находится в состоянии стресса.

Средний уровень стресса (напряжение) – оптимальное состояние водителя.. такое состояние необходимо для быстрого обнаружения и своевременной реакции на опасные ситуации на дороге. Однако состояние напряжения быстро потребляет физические и психические ресурсы человека и приводит к утомлению.

Высокие уровни напряжения приводят к быстрому утомлению и даже истощению водителя.

У начинающего водителя уровень напряжения выше, поэтому они утомляются быстрее. Начинающий водитель должен помнить, что он не сможет без отдыха преодолеть то же расстояние, что и опытный водитель. На первых порах нужно всегда планировать время поездки с запасом, так как наличие свободного времени снижает уровень напряжения водителя.

Состояние фрустрации.

Фрустрация – это эмоциональное состояние беспомощности человека в ситуации возникновения неопределённых преград на пути к досижению поставленной цели.

Ситуации вызывающие фрустрацию:

- ДТП;

- лопнутое колесо;

- дорожный затор.

При фрустрации человек испытывает негативные эмоции: обида, тревога, разочарование, отчаяние.. фрустрация – это когда наши желания не совпадают с нашими возможностями.

Саморегуляция эмоциональных состояний.

Проблемно-ориентированные способы регуляции:

- хорошая теоретическая и практическая подготовка будущего водителя;

- соблюдение правил дорожного движения;

- движение со скоростью потока;

- знание маршрутов и планирование поездки;

- укрепление нервной системы и организма в целом;

- изучение техник дыхания, расслабления и визуализации;

- предварительное планирование места отдыха в пути;

- прекращение негативного общения с пассажиром;

- волевое переключение внимания с событий в семье и на работе на дорожную обстановку.

Эмоционально-ориентированные способы:

- остановить машину в безопасном месте;

- включить спокойную музыку;

- подумать о чём –нибудь приятном;

- применить технику расслабления;

- поговорить с хорошим человеком.

Конфликтные ситуации в дорожном движении.

Профилактика конфликтов.

Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, приводящий к борьбе.

Причины конфликтов на дороге- это конкуренция с другими участниками дорожного движения, а так же отсутствие уважения друг к другу.

Чаще всего конфликт на дороге возникает с нецензурных оскорблений, угроз со стороны одного из водителей… и мелкий конфликт незаметно перерастает в настоящее противостояние с применением физической силы, а иногда – оружия. Психологи называют это «дорожной агрессией», означающей проявления неконтролируемой ярости, которой подвержены некоторые из водителей. Угрозы и физическая сила являются для них своеобразным выходом их негативных эмоций. Если другой водитель показывает вам грубые жесты или ругается бранью, ни в коем случае не отвечайте ему грубостью на это. Лучше всего просто не обращать внимания на его проявления агрессии. Старайтесь не смотреть ему прямо в глаза. Не идите на поводу у оскорбляющего вас, отвечая грубостью на грубость, вы с каждой секундой теряете контроль над собой и позволяете обидчику манипулировать вами. В любом случае сохраняйте спокойствие. Думайте о том, что стресс только отнимет у вас хорошее самочувствие, а постоянный стресс может спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем.

Формула конфликта:

Конфликтоген + более сильный конфликтоген + ещё более сильный конфликтоген = конфликт.

Конфликтоген – это любое слово или действие, которое может вызвать у второго участника отрицательные эмоции.

Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, "саботажников" общения:

  • угрозы и приказания;
  • негативная и необоснованная критика, замечания и отрицательные оценки;
  • насмешки, издевки и поддевки;
  • снисходительное отношение и снисходительный тон;
  • оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и клички;
  • слова-"должники";
  • хвастовство;
  • безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях;
  • перебивание другого, повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет унижения или обесценивания другого;
  • навязывание советов;
  • утаивание важной информации;
  • сравнение и навязывание конкурентных отношений;
  • допросы, загоняющие "в угол" и вызывающие "чувство вины";
  • отказы от разговора или обсуждения важной темы;
  • резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы;
  • успокоение отрицанием;
  • нарушения этики, в том числе и непреднамеренные (например, использование чужой мысли без ссылки на автора);
  • подшучивание;
  • ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем;
  • перекладывание ответственности на другого человека;
  • просьба одолжить деньги; любые проявления агрессивности и раздражительности;
  • эгоизм;
  • манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).

Правила профилактики конфликтов:

- не употреблять конфликтогены;

- не отвечайте конфликтогеном наконфликтоген;

- Делайте больше благожелательных посылов.

Не забывайте: если Вы не остановитесь сейчас, то позднее это сделать будет практически невозможно. Так стремительно нарастает сила конфликта.

Причины агрессии на дорогах:

- природная повышенная агрессивность людей ( с повышенной агрессивностью людей не так уж много). Они сами стараются спровоцировать конфликт, чтобы решить свои внутренние проблемы с самооценкой;

- ситуативная агрессия возникает как реакция на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть: неприятности (личные или на работе), плохое настроение или самочувствие, дефицит времени или полученный конфликтоген в другом месте.

Агрессия на дороге, может носить как пассивный вид, так и активный.

Пассивный вариант: стремление к превосходству, проявление эгоизма на дороге – представляет завуалированное посягательство на интересы и достоинство другого человека.

Активная агрессия проявляется открыто в опасных действиях, оскорбительных жестах и словах, сигналах клаксона и переключении световых сигналов.

Мышление, ведущее к агрессивному поведению:

  1. ошибка казуальной атрибуции. Если человек все время оценивает действия других людей с точки зрения того, что все они хотят ему только плохого, то на дороге он будет вести себя как в бою: совершать диверсии и идти в «лобовую атаку».
  2. Экстернальность  и интернальность в поведении на дороге.

При интернальном (внутреннем) контроле человек всю ответственность за происходящее берёт на себя. Люди с внутренним контролем организованнее, соблюдает ПДД, уважает других участников дорожного движения.

При экстернальном (внешнем) контроле человек всю ответственность сваливает на обстоятельства. При внешнем контроле люди чаще подвержены тревожному, подозрительному и, как следствие, агрессивному поведению.

По статистике в 95% случаев в ДТП виноват сам водитель.

Правила поведения при встрече с агрессивным водителем.

- Лучше выглядеть проигравшим в соревновании, чем стать участником ДТП;

- лучший вариант поведения с агрессором на дороге – не взаимодействовать.

- при наличии агрессора постарайтесь перестроиться в другой ряд;

- не открывате окно автомобиля на знаковы призыв агрессора;

- дайте агрессору выиграть и уехать;

- имейте план действия на случай экстримальной ситуации (телефон полиции, знание расположения людных мест);

- соглашайтесь выходить из машины только в людных местах;

- при обострении обстановки позвоните близким и сообщите номер машины агрессора.

Если вам всё же пришлось вступить в прямой конфликт с агрессором, помните: человека в гневе переубедить невозможно, дайте ему выговориться;

- начинайте разговор в замедленном темпе с перечислениями всех предъявленных Вам претензий;

- предложите пути решения.

(ситуации: Опасность Б создал значительную опасность на дороге тем, что приблизился вплотную, например на А и, прежде всего, своим реван-манёвром. Однако и водитель А увеличил опасность аварии тем, что замедлил ход и нажал на тормоз.)

Если назревает конфликт:

- попытайтесь поставить себя на место другого (почему он так поступает?);

- не принимайте поведение других на свой счёт и проявляйте терпимость (каждый допускает время от времени ошибки);

- не поддавайтесь на провокации;

- не поступайте эгоистично.

Контрольные вопросы:

  1. Виды эмоций.
  2. Функции эмоций.
  3. Дезорганизующая роль эмоций.
  4. Саморегуляция эмоциональных состояний.
  5. Причины возникновения конфликта.
  6. Развитие конфликта.
  7. Способы предотвращения конфликта.
  8. Поведение в конфликтной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

«Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки. Профилактика негативных эмоциональных состояний воспитанников.»

Это доклад на я готовила на семинар. К докладу прилагался фильм, жаль,что вес видео превышает возможность его загрузки....

Методическая разработка занятия для подростков с ОВЗ на тему: «Моё эмоциональное состояние. Профилактика конфликта».

Материал содержит 1 занятие из цикла занятий-тренингов, посвященных коррекции эмоционального состояния подростков в условиях групповых коррекционных занятиях....

Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».

Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....

Профилактика деструктивных, суицидальных, в том числе террористическо-экстремистских, явлений в молодежной в среде несовершеннолетних. Роль педагогов в выявлении подростков с нестабильным психо - эмоциональным состоянием.

В работе раскрываются термины и определения,  выделяются типы суицидального поведения, мотивы суицидального поведения несовершеннолетних, внешние признаки возможности суицидального риска, алгорит...

Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта

Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности  их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...