Сценарий родительского собрания в 5 классе
материал по психологии (5 класс)

Гусарова Татьяна Сергеевна

Родительское собрание, посвященное адаптационному периоду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_5_klass.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

Первый раз в пятый класс

Педагог-психолог

Гусарова Т.С.

Цель: обратить внимание родителей на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога-психолога.
  2. Возрастные особенности пятиклассников.
  3. Трудности периода адаптации и результаты диагностики.
  4. Рекомендации родителям пятиклассников.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодняшнее наше собрание посвящено очень важному периоду школьной жизни детей - периоду адаптации к новым условиям обучения.

Но прежде чем перейти к рассмотрению трудностей адаптационного периода, мне хотелось бы рассказать о возрастных особенностях пятиклассников.

Всем известно, что начало младшего подросткового возраста является одним из самых сложных в развитии ребенка, не только в плане психологических изменений, но и биологических перестроек организма. Кардинально перестраивается сразу 3 системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8 – 11 раз.

Все это говорит о том, что младший подросток нуждается в особом внимании и заботе со стороны родителей и педагогов.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению особенностей системы отношений подростка с окружающими.

В целом, у значительного числа подростков гармония в отношениях нарушена в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревоги, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незримы.

Характеризуя отношение подростка к себе, следует отметить, что в этом возрасте появляется огромная потребность узнать себя, взглянуть на себя со стороны, оценить себя. И этот интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Вследствие чего любое порицание очень остро воспринимается детьми, поэтому будьте осторожны в критике своего ребенка. Любое неосторожное слово может травмировать детскую психику.

Сфера взаимоотношения с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Но процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность – подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители «пусть решают сами», подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти на встречу родителям.

В семьях часто отсутствует атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. Таким образом, эмоциональные связи с семьей ослабевают.

В то же время, большое влияние в этом возрасте приобретает потребность в общении со сверстниками. Подросток стремится занять определенное положение среди них. «Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы». Таким образом, весь подростковый период проходит под знаком общения со сверстниками.

Трудности адаптационного периода

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

Давайте же разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких "камней".

             Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно.

   При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе дети переходят в другую школу. Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, МНОГО новых ребят. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у одно учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные собственные мысли, И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности - а значит, учится взрослой жизни.

Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Например: русский - принести зеленую ручку, английский - приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география - приносить контурные карты, цветные карандаши, история - в домашней тетради писать план ответа.

Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия - начинает капризничать как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
       
Чем можно помочь?    Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требования учителей. Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
       
Камень 4: пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. То в пятом классе такое отслеживание затруднено. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий.

Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность.

     Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пройдут в играх, потому что в игре проявляется более сильная мотивация (чем в учебной деятельности). 

Для изучения особенностей адаптации учащихся 5-х классов было проведено диагностическое исследование, включающее в себя: изучение личностных особенностей, социометрической структуры класса, уровня школьной тревожности, особенностей мотивации учебной деятельности.

Результаты диагностики в 5В классе показали, что высокий уровень общей тревожности  был отмечен у одной ученицы. Повышенную тревожность имеют 23% детей (4 человека). У 71% пятиклассников уровень тревожности в пределах нормы. Были изучены виды тревожности.

Школьная тревожность (ситуации, связанные со школой, общением с учителями)

            Самооценочная тревожность (ситуации, актуализирующие представление о себе)

           Межличностная тревожность (ситуации общения)

           

Характеризуя особенности школьной мотивации учащихся, следует отметить, что в 5В у 1 ученика отношение к себе как к школьнику практически сформировано. Такие показатели школьной мотивации имеют дети, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.

У 29% (5 человек) наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей больше внеучебными сторонами, т.е. такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень школьной мотивации наблюдается у 41%. Эти дети с неохотой ходят в школу. Отношение к себе как к школьнику не сформировано. Негативное отношение к школе наблюдается у 4 учеников. Эти дети могут испытывать трудности в учебной деятельности, в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

            Следующим этапом диагностики было определение степени выраженности мотивации учения. Более выраженными в классе являются престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди сверстников), а также мотивация избегания неудач, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться.

            Теперь охарактеризуем социометрическую структуру 5В класса, т.е. структуру эмоциональных предпочтений. Большинство учащихся относятся к среднестатусным членам коллектива. Явного лидера в группе не выявлено. Предпочитаемыми являются 2 ученика. В группу отвергаемых попали двое учеников, они воспринимаются многими одноклассниками отрицательно.

Изучение степени комфортности пребывания обучающихся в классном коллективе при переходе в основную школу показало, что для 65% учеников характерны комфортное состояние, общительность, дружеская поддержка. 2 ученика демонстрируют установку на лидерство. Однако у 3 человек наблюдается отстраненность от учебного процесса, уход в себя, тревожность.

Как же родители могут помочь своим детям преодолеть все трудности адаптационного периода?   

РЕКОМЕНДАЦИИ

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Часто нежелание учиться, нарушение взаимопонимания с учителем связано с тем, что ученик выбирает неверный мотив (игровой или же внешний мотив). Для того, чтобы выработать у ребёнка верный - учебный мотив (интерес к учёбе), нужно проявлять заинтересованность его школьными делами. Спрашивать не что получил, а что нового узнал, просить рассказать, что было интересно, а что нет. Такой интерес будет способствовать преобладанию положительных эмоций в отношении школы. За успехи в учёбе следует хвалить, причём не за оценки, а за знания. Всё это повлияет на развитие интереса к учению.

            В семье должна быть прежде всего заинтересованность в развитии ребёнка. При этом не стоит сравнивать успехи вашего ребёнка с успехами других детей, а только с его собственными делами и достижениями. Подчёркивать всё, чему ребёнок уже научился и чему ещё может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении, несовершенстве.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

   Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

   Ориентируйте на положительное, хорошее. Не пугайте ребенка будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, сто ждет его, если вести себя правильно.

   Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 раза в увещевательном, 50 раз в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в своей доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

   Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не обращают внимание на что-то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку, когда он добивается успехов.

   Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

   Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».

ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания (5-7 класс) по теме: "Компьютер в жизни школьника"

На данном родительском собрании (5-7 класс) речь пойдет о зна­чении компьютера в развитии интеллекта ребенка,  использовании  компьюте­ра в домашних условиях для подготовки к урокам, а...

Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...

Сценарий родительского собрания в выпускных классах

Родительское собрание по теме: Взаимодействие школы с родителями при подготовке к ЕГЭ...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

Сценарий родительского собрания 9 класс

Родительское собрание в 9 классеТема:«Помощь родителей в период подготовки к ОГЭ».Задачи: сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; помочь ребёнку пре...

Сценарий родительского собрания в 9 классе "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ"

Тема: « Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ.Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ...