Тренинг "Родители и подросток"
методическая разработка по психологии
Тренинг родители и подросток
Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.
Народная мудрость
Почему даже самых любящих родителей со временем начинает раздражать ребёнок, сначала по мелочам, потом сильнее. В отношениях появляется недовольство и разочарование. И многие родители задаются вопросами: что делать, когда эмоции вас захлёстывают, а поведение ребенка раздражает? Как прекратить конфликты в семье? Как передать ребенку свою любовь и избавиться от родительской беспомощности? Как перестать злиться на ребенка и жить в семье без обид? Получить ответы на эти и другие вопросы, сформировать новую позитивную модель взаимоотношений, научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком можно на тренинге. Целью нашего тренинга является формирование позитивной модели взаимоотношений с подростком.
Перед вами статистика, которую вы должны знать:
1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики: опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
Упражнение «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?» Выбирается участник перед нами ребенок.
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании.
- После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), обращаюсь к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.
Стихи на программе, запретами ничего не добьёшься…..
Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.
Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет детство, другой - взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.
Говорят, что подросток это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как же себя вести с ним.
Ты-высказывание | образец Я-высказывания |
Ты никогда меня не слушаешь! | когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. |
Вечно ты хамишь! | Когда ты грубо разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
Ты всегда без спроса берешь мою косметику!
| Когда у меня без спросу берут вещи, в частности, косметику, мне неприятно. Я не против, чтобы ты ее брала, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. |
"Ты опять врешь! Лжец " | "Мне очень не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать" |
"Ты должен слушаться учителей и родителей!" | "Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться" |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_roditel_i_podrostok.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг родители и подросток
Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.
Народная мудрость
Почему даже самых любящих родителей со временем начинает раздражать ребёнок, сначала по мелочам, потом сильнее. В отношениях появляется недовольство и разочарование. И многие родители задаются вопросами: что делать, когда эмоции вас захлёстывают, а поведение ребенка раздражает? Как прекратить конфликты в семье? Как передать ребенку свою любовь и избавиться от родительской беспомощности? Как перестать злиться на ребенка и жить в семье без обид? Получить ответы на эти и другие вопросы, сформировать новую позитивную модель взаимоотношений, научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком можно на тренинге. Целью нашего тренинга является формирование позитивной модели взаимоотношений с подростком.
Перед вами статистика, которую вы должны знать:
1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики: опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
Упражнение «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?» Выбирается участник перед нами ребенок.
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании.
- После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), обращаюсь к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.
Стихи на программе, запретами ничего не добьёшься…..
Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.
Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет детство, другой - взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.
Говорят, что подросток это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как же себя вести с ним.
Ты-высказывание | образец Я-высказывания |
Ты никогда меня не слушаешь! | когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. |
Вечно ты хамишь! | Когда ты грубо разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
Ты всегда без спроса берешь мою косметику! | Когда у меня без спросу берут вещи, в частности, косметику, мне неприятно. Я не против, чтобы ты ее брала, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. |
"Ты опять врешь! Лжец " | "Мне очень не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать" |
"Ты должен слушаться учителей и родителей!" | "Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"
Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Младший подросток и его особенности.
Подростковый возраст и его особенности....
Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.
Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...
Подросток в школе
Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...
Подросток в социальной среде
К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...