Психологическое занятие "Конфликт"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)
Форма и методы работы: беседа-практикум, словесные, наглядные, практические.
Цель: формирование у детей конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «конфликт».
2. Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.
3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.
Технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективно-мыслительной деятельности, игровые, интерактивные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_konflikt.doc | 67 КБ |
masterklass_konflikt.ppt | 551 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сланцевская СОШ №6»
(8 класс)
Подготовила
педагог-психолог
Антошина В.А.
Психологическое занятие «Конфликт»
«Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши. (Р.Гамзатов).
Цели:
Рассмотреть понятия: конфликт, насилие, соглашение,
Формировать умения анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения;
Развивать умения доказательства или опровержения;
Стимулировать творчество, исследовательские умения.
Вопросы занятия:
- Что такое конфликт?
- Почему он возникает?
- Как разрешить конфликт?
- Какие могут быть последствия конфликта?
Разминка
Наше занятие мы начнем с разминки «Карандаши». Карандаши нужно зажать между подушечками указательных пальцев соседей. Не отпуская карандашей попробуем вместе по моей команде выполнить несколько несложных упражнений:
- Поднять руки вверх, опустить;
- Вытянуть руки вверх, отвести назад, опустить руки;
- Сделать шаг вперед, 2 шага назад, шаг вперед;
- Присесть, встать.
Обсуждение.
Легко ли вам было выполнять упражнения?
Как вы считаете, о чем должен думать каждый участник, чтобы движения получились слаженными?
Дети: Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Умения устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми, «чувствовать» человека, который находится рядом, необходимы нам для достижения успеха во многих жизненных ситуациях. А если эти навыки не развиты и ваши взгляды, интересы не совпадают с интересами окружающих вас людей,
к чему же это несовпадение может привести?
Дети: К конфликту.
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Дети: Конфликт. (Слайд 1)
И целью нашей работы будет ответить на вопросы: (Слайд 2)
- Что такое конфликт?
- Почему он возникает?
- Как разрешить конфликт?
- Какие могут быть последствия конфликта?
Упражнение «Ассоциации»
Ответить на первый вопрос нам поможет упражнение «Ассоциации» Давайте попробуем написать список ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных с понятием конфликт.
К – крик
О – обида, обострение противоречий, отомстить
Н – ненависть, насилие.
Ф – фразы, которые спровоцировали столкновение, ссору
Л – лишение
И – истерика
К – когда одна сторона противостоит другой
Т – точки зрения
Давайте теперь сформулируем определение понятия «конфликт», опираясь на наши ассоциации.
Дети:
Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой. (Зачитать эпиграф) (Слайд 3)
Что вы чувствуете, когда находитесь с кем – нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Дети: гнев, страх, слезы.
А теперь представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Дети: скучный, дружный, неинтересный.
Скажите, а нужны конфликты?
Дети: -нет;
- без них не найти истину;
- без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию или, наоборот, к обострению, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликтов во многом зависит от нашего поведения.
Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы разрешить тот или иной конфликт?
Дети: Нужно узнать, почему он возник, из-за чего.
Причин конфликтов много. (Слайд 4)
Одна из них: конфликт из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить. Приведите примеры.
Другой вид конфликтов - это конфликты интересов.
Приведите примеры.
А вот еще пример. Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том , что…(послушаем их разговор)
Дети разыгрывают ситуацию. (см. приложение)
Коля: Ты взял мои деньги на завтрак!
Миша: Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К: Да.
М: Почему ты думаешь, что это я?
К: Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М: Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К: Но ты же был возле моей парты?
М: Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К: Надо обыскать тебя.
М: А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К: Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М: Почему бы не поискать деньги еще раз?
(Коля ищет и находит у себя деньги)
М: Так что теперь ты должен делать?
К: Прости меня, Миша.
М: Хорошо, но ты меня обвинил перед всем классом.
Итак, здесь уже конфликт интересов перерос в конфликт ценностей. Почему?
Дети: Была затронута честь, доброе имя.
Конфликт завершился на этом? У Миши итак неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?
Дети: Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.
Как вы думаете, а в этой песне есть конфликт?
На закате ходит парень
Возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Чего он моргает.
Как приду я на гулянье,
Он танцует и поёт,
А простимся у калитки –
Отвернётся и вздохнёт.
И кто его знает,
Зачем он моргает.
Я спросила: Что не весел?
Иль не радует житьё?
Потерял я, - отвечает, -
Сердце бедное своё.
И кто его знает,
Зачем он теряет.
А вчера пришло по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке –
Только точки, -
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает,
На что намекает.
Я разгадывать не стала, -
Не надейся и не жди, -
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает
Чего оно тает.
Дети: Мальчик любит, а она им играет.
Они не могут высказывать словами свои чувства.
Это тоже своеобразный конфликт, но отличается от других тем, что происходит внутри человека и называется внутриличностным конфликтом.
(Слайд 5)
Молодой человек не находит в себе смелости произнести нужные слова и написать их тоже не решается. Девушка, может быть, очень гордая или самолюбивая и не хочет первая помочь парню. А может быть, ей нравится видеть терзания другого человека. Как может закончится эта история?
А теперь давайте разберем еще одну ситуацию: (Слайд 6)
Два 8-х класса решили провести между собой встречу по футболу. На школьном стадионе не было только вратаря команды 8-го «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Футболисты 8 «Б» класса стали требовать начинать немедленно. Завязался спор. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и ударил обидчика по лицу. На его защиту бросились товарищи. Началась драка, которую остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, а настроение было испорчено.
Почему возник конфликт?
С помощью чего дети хотели разрешить данный конфликт?
Дети: С помощью силы.
Приведите примеры межгруппового конфликта.
Примером больших групп молодёжи, вступающих в нравственный конфликт с обществом, могут служить всевозможные течения неформалов: фаны, рокеры, панки, металлисты, брейкеры, хиппи…
Страшной формой межгруппового конфликта является война – узаконенное массовое убийство.
Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
А теперь я попрошу вас разбиться на группы. Попробуйте разрешить конфликтную ситуацию мирным путем. (см. приложение) Подсказкой вам послужат памятки. Время выполнения -3 минуты.
1 – я ситуация.
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями рока. Завязался спор…
2- ситуация
Представь себе, что ты идешь по улице и к тебе подходят ребята намного старше тебя. Они заставляют тебя сойти с тротуара…
А теперь давайте вернемся к нашим чувствам. (Слайд 7 )
Разнообразие способов разрешения конфликтов соответствует той гамме чувств, которую человек испытывает, выйдя из конфликтной ситуации. Давайте еще раз вспомним:
- песню. Был ли разрешен внутриличностный конфликт - был отказ от решения проблемы. Какие чувства испытывали участники этой ситуации?
Дети: Чувства неудовлетворенности, горечи, обиды.
- встреча по футболу (попытка разрешить конфликт с помощью силы). Какие чувства при этом испытывают обе стороны?
- ситуация с подростками – любителями музыки (заключение соглашения). Чувства?
Таблица «Последствия конфликта»
Развитие конфликта | Разрешен или не разрешен конфликт | Чувства участников конфликта |
Отказ от решения проблемы | Конфликт не разрешен. Проблема осталась. | Чувство неудовлетворенности, горечи, обиды. |
Попытки разрешить конфликт с позиции силы | 1-в. Конфликт не разрешен. Породил новый конфликт. 2-в. конфликт разрешен в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны. | Чувство неудовлетворенности, злость, обида. Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства. Потерпевший: горечь, обида, унижение, стыд. |
Отказ от исполнения силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения | Мирное разрешение конфликта. | Чувство удовлетворенности, радость, гордость за принятое решение. |
Какой выбор делаете вы лично: конфликтовать или не конфликтовать?
Применять или не применять силу для разрешения конфликта? Почему значительная часть стремится при разрешении конфликта избежать насилия?
Какой вы можете сделать вывод?
Дети: Только мирное решение проблемы конфликтующими сторонами обеспечит человеку нормальное, комфортное самочувствие. (Слайд8)
Наше занятие мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»
Памятка ученику. (Слайд 9)
- Помните об «эффекте трёх Д»: добросовестность, доброжелательность, доступность в общении.
- Прощайте себя и других.
- Конфликт – лишь маленький «кусочек социальной жизни».Отведите ему должное место. Будьте готовы общаться с тем, с кем ещё вчера вы были в конфликте.
Рефлексия. У каждого из вас есть 3 цветных полоски. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.
«ДА» - красный; «НЕТ» - синий; «СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый.
Уходя, выберите и прикрепите полоску на доске.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Коля: Ты взял мои деньги на завтрак!
Миша: Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К: Да.
М: Почему ты думаешь, что это я?
К: Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М: Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К: Но ты же был возле моей парты?
М: Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К: Надо обыскать тебя.
М: А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К: Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М: Почему бы не поискать деньги еще раз?
(Коля ищет и находит у себя деньги)
М: Так что теперь ты должен делать?
К: Прости меня, Миша.
М: Хорошо, но ты меня обвинил перед всем классом.
Коля: Ты взял мои деньги на завтрак!
Миша: Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К: Да.
М: Почему ты думаешь что это я?
К: Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М: Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К: Но ты же был возле моей парты?
М: Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К: Надо обыскать тебя.
М: А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К: Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М: Почему бы не поискать деньги еще раз?
(Коля ищет и находит у себя деньги)
М: Так что теперь ты должен делать?
К: Прости меня, Миша.
М: Хорошо, но ты меня обвинил перед всем классом.
1 – я ситуация.
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями рока. Завязался спор…
2- ситуация
Представь себе, что ты идешь по улице, к тебе подходят ребята намного старше тебя. Они заставляют тебя сойти с тротуара…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы занятия: Что такое конфликт? Почему он возникает? Как разрешить конфликт? Какие могут быть последствия конфликта?
Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Причина возникновения конфликта: соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов выбора средств достижения целей
Типы конфликта внутриличностный Конфликт между отдельной личностью и группой межличностный межгрупповой
Межгрупповой конфликт Два 8-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря команды 8-го «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 8 «Б» класса стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 8-го «А» класса обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора .
Последствия конфликта Развитие конфликта Разрешен или не разрешен конфликт Отказ от решения проблемы Конфликт не разрешен. Проблема осталась. Попытки разрешить конфликт с позиции силы 1-в. Конфликт не разрешен. Породил новый конфликт. 2-в. конфликт разрешен в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны. Отказ от исполнения силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения Мирное разрешение конфликта.
Вывод: Только мирное решение проблемы конфликтующими сторонами обеспечит человеку нормальное, комфортное самочувствие.
Памятка ученику . Помните об «эффекте трёх Д »: Д обросовестность. Д оброжелательность. Д оступность в общении. Прощайте себя и других. Конфликт- лишь маленький «кусочек социальной жизни».Отведите ему должное место. Будьте готовы общаться с тем, с кем ещё вчера вы были в конфликте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...
«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...